МХК конспект урока по теме «Древняя греция»


Урок МХК
Тема урока: « В поисках античного идеала»
В теме урок - второй
Тип урока.
По основной дидактической цели: обобщение и систематизация знаний
По основному способу проведения: сочетание различных форм занятий;
По основным этапам учебного процесса: - смешанные
По форме проведения: комбинированный урок
По целевой установке: урок-исследование
Опорные понятия: философские течения Древней Греции: римский скульптурный портрет .
Средства: ПК- 10 штук, мультимедийная установка, презентация к уроку, инструкционная карта, тетради,
Цель: : систематизировать знания учащихся о культуре античности .
Задачи:
Познакомить с философскими течениями Древней Греции.
Формировать:
Умение анализировать художественное произведение.
-умения отличать древнегреческую скульптуру и древнеримскую скульптуру.
- способность работать в группе, строить продуктивное взаимодействие при выполнении исследовательской деятельности и решении познавательных задач;
- умение осуществлять расширенный поиск дополнительной информации с использованием ресурсов Интернета;
Развивать способность учащихся к анализу, критическое , логико-смысловое мышление учащихся, память, речь, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. умения и навыки работы с компьютерной техникой,

воспитывать интерес к культуре другого народа.







«Много есть славных сил в природе, но славней человека нет ничего « Софокл

Логико- смысловая модель урока.



















этапы

задачи

содержание

Формы работы

методы

УУД
контроль
время

Организационный
Подготовка учащихся к работе
Учитель: Здравствуйте, садитесь.





2 мин.

Подготовка к основному этапу занятия

Актуализация опорных знаний





Целеполагание

Работа в группах.
Этап усвоения новых знаний




































Первичная проверка понимания, закрепления знаний
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности,
Актуализация опорных знаний
Постановка цели и определение задач

Определить, каким предстает человек в древнегреческой философии
Заинтересовать учащихся, показать практическую значимость информационных технологий
Формировать умения работать с опорной схемой, логически мыслить, выделять главное







Формировать умения высказывать свое мнение, делать выводы




Формировать умения рассуждать, логически мыслить, доказывать свою точку зрения











Закрепить знания, полученные на уроке.

Учитель: Ведение в тему урока.
«Античность – колыбель мирового искусства»
На слайде произведение Рафаэля «Афинская школа».
Краткий анализ произведения.
Учитель выбирает помощника, для работы у доски для составления опорной схемы.
Самостоятельная работа в группах «Афинская школа».
Сыграем в игру «Афинская школа» - мысленно перенесемся во времена античности. Ощутим себя участниками философских дебатов. Вы становитесь учениками одного из философов того времени.
Человек - в центре философской мысли древнегреческих мудрецов.
Определить, каким предстает человек в древнегреческой философии -ваша следующая задача.
Работа в группах.
Каждая группа принадлежит своему философскому направлению, оно у вас указано на инструкционной карте.
Внимательно прочитайте инструкционную карту:
(Пифагор, Сократ, Зенон, Эпикур, Платон, Аристотель)
Найдите на рабочем столе папку «Античность».
Откройте ее, найдите документ «Философы», откройте его.
Найдите материал, касающийся вашего философского направления, проанализируйте текст, ответьте на вопрос, поставленный учителем:
каким предстает человек в данном философском учении ?
Сформулируйте ответ в двух- трех предложениях.
Выберите человека, который озвучит ваш вывод – будет участвовать в дискуссии.
Выводы записать в тетрадь, оформив таблицу.
Выводы:
Пифагорейцы
· есть число.
Сократ- все тайны мира человек может открыть внутри себя, мудрый человек никогда не делает ошибок.
Киники (циники) – Диоген – внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему.
Эпикурейцы – Эпикур - человек должен наслаждаться жизнью.
Стоики – Зенон – полная апатия, полное безразличие, мужественно переносить удары судьбы; здоровье, богатство или нищета глубоко безразличны.
Платон, Аристотель- принижение телесного ,физического по сравнению с духовным, государство довлеет над отдельной личности.

беседа «Особенности скульптуры Древнего рима»
Провести сравнительный тест- какое изображение лишнее? По каким признакам вы его определили?
(На слайде четыре изображения из них три – греческая скульптура, одно- римская скульптура, бюст императора Юлия Цезаря)
Рассмотрим подробней римскую скульптуру - изображение императора – скульптурный портрет. Гражданский портрет.
Мы знаем, что греческая скульптура ставила своей задачей создание прекрасного идеального образа.
Что становится главным для скульпторов Рима?
(сходство с человеком, передача его характера)
Истоки – погребальный портрет.
Одно общее качество – настроение эпохи.
На закате античности – символ веры, и духа –аскетизм, христианство- приближается средневековье .
Вывод о том, каким предстает идеал человека в римской скульптуре, запишите в таблицу.



Беседа

Работа с опорной схемой
Работа в группе









Работа в группах


Работа с информационными источниками







Работа в тетради






Проверка – комментирование выполненного задания


проблемный

Наглядно-практические

































Частично- поисковый
исследовательский









беседа







Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
К: формировать свое собственное мнение.

Р: осуществлять целеполагание;

Работать в группе, строить продуктивное взаимодействие
П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета
высказывать свое мнение, делать выводы
Р: осуществлять контроль
выполнения задания


Л: устойчивый познавательный интерес
Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. К: формировать в речи описание, объяснениеП: давать определения понятиям, устанавливать причинно-логическую связь.
. К: формировать сове собственное мнение.


Фронтальный опрос













Взаимоконтроль в группе
















Устный , взаимопроверка
3 мин.

Рефлексия Итог урока

Сделать выводы по уроку
Итак, наш урок назывался «В поисках античного идеала»
Попробуйте описать идеал античной высокой художественной культуры.
Человек – мера всех вещей, жизнеутверждающая сила, красота человеческой личности, вера в ее безграничные, творческие возможности.
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы
Изучили
Научились..
Формировали умения
Учитель. Для того, чтобы окончательно подвести итоги, предлагаю каждому из вас заполнить карту самооценки
Рефлексия
Что вам понравилось в нашем уроке?
Какие изменения хотелось бы внести в урок?
Что нового вы узнали на уроке?
Что еще захотелось узнать?
Появился ли у вас интерес к античной культуре?

фронтальная
рефлексия
Л, р. : способность рефлексировать.
К.: выстривание логической речи

3 мин.











.

Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий
Учитель. Запишите задание на дом. - Желающим подготовить сообщения в виде презентации .
фронтальная
объяснение


2 мин.




















Культура Древней Греции

архитектура

скульптура

Идеал -Человек

философия

Эпикур

Пифагор

Сократ

Платон


Киники (циники) – Диоген

Человек – мера всех вещей, жизнеутверждающая сила, красота человеческой личности, вера в ее безграничные, творческие возможности.

Аристотель-

Скульптура древнего Рима



15