Доклад на тему: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ КАК СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА НА МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВГОС


Доклад на тему:
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ КАК СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА НА МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВГОС

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».
Л.Н. Толстой
В ВГОС отмечается, что изучение предметной области «Естественные науки», в которую входит химия, должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Госстандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательной программы. Основным критерием оценки личностных и метапредметных результатов является сформированность универсальных учебных действий (УУД). Личностные результаты при обучении химии включают мотивацию к обучению, способность к рефлексии, саморазвитию и самосовершенствованию, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; метапредметные – регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД .
Одним из обязательных условий формирования УУД при изучении предметов естественно-научного цикла, является реализация межпредметных связей в обучении химии, которые нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов [1].
Их не следует путь с метапредметными связями. Метапредметные связи – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.), а также воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения [2].
Немаловажное значение имеет при этом существенная перестройка и совершенствование методов и форм организации учебного процесса (комплексные уроки, межпредметные экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, подготовка учащимися кратких докладов межпредметного характера, использование в учебном процессе поисковых методов обучения, проблемно-познавательных задач, элементов исследования).
Химия – это наука о веществах и их превращениях. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, в рамках разных учебных предметов, тем самым их связи разрываются, поэтому я использую следующие средства реализации межпредметных связей:
SYMBOL 183 \f "Symbol" \s 14 \h вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на осмысление и обобщение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний при усвоении нового материала.
Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена в курсе общей биологии, некоторых вопросов экологии и географии.
Например: Вы приехали в Китай. Почему на прилавках супермаркетов практически отсутствуют молочные продукты?
SYMBOL 183 \f "Symbol" \s 14 \h межпредметные задачи, которые требуют соединения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, совершенствованию умений выявлять причинно-следственные связи между явлениями.
Приведу пример задачи, которую можно использовать при индивидуальной работе учащихся. По ТХУ: С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 2800кДж определите массу глюкозы и объем кислорода, которые потребуется для бега для мышц ног человека в течение 20 мин., если за 1 мин. расходуют 1,5 кДж теплоты. Решая подобные задачи, учащиеся выполняют сложные познавательные и расчетные действия:
1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других учебных предметов;
2) актуализация нужных знаний из других областей знания;
3) их перенос в новую ситуацию, соединение знаний из различных предметов;
4) синтез знаний, установление соответствия понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;
5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.
SYMBOL 183 \f "Symbol" \s 14 \h домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка кратких сообщений, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера и имеющих практическую направленность.
Например: 1) Составить кроссворд по теме «Производство серной кислоты. Кислотные дожди».
2) Вопрос - можно ли белковую пищу полностью заменить на длительное время углеводной ? и пр.
3) Краткие проблемные сообщения, например, получение экологически чистого топлива (этанола) из полиэтилена: миф или реальность?!
Наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов.
Например: 1) Подготовить на основе данных о круговоротах воды, кислорода схему «Круговорот углерода в природе».
2) Составить диаграмму влияния давления и температуры на растворимость в воде оксида углерода (IV).
SYMBOL 183 \f "Symbol" \s 14 \h химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них. Например, это адсорбция активированным углем уксусной кислоты, этилового спирта, оксида азота (IV) или адсорбция шерстью животных нефти, разлитой на поверхности воды.
Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Приведу примеры из своей практики. Учебное занятие начинается с мотивации:
Загадка, тайна
1. «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа. 9 класс);
2. Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор» - 9 класс.
Проблемный вопрос, проблемная ситуация
1. «Глюкоза» - 10 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?
2. «Амфотерность аминокислот» -10 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте»
3.«Спирты» -10 класс. Как «получить» резиновые калоши из спирта?
Противоречие фактов
1. «Двойственное положение водорода в ПСХЭ» - 11 класс. Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: в I-A и в VII-A-группах.
Решение межпредметных задач требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиции общего, что обеспечивает формирование научного мировоззрения школьника.
Например, после изучения по математике решение квадратных уравнений, логарифмы, степенные функции в математике, я даю ему для решения задачу этого же типа, но из химии (решение квадратных уравнений можно предложить на примере задач на расчет константы равновесия; действия с логарифмами - при расчете рН различных растворов и т.д.).
Примеры заданий:
1. Различные математические операции
Концентрация ионов водорода в желудочном соке составляет 0,01 М. Определите рН желудочного сока.
2. Строение атома

Вставьте нужные слова, используя рисунок, схему и учебник:
Ядро – это частица, имеющая … заряд, … массу и …объём.
Ядро состоит из … и ….
Общее название этих частиц – нуклоны.
ПРОТОНЫ. Обозначают …, они имеют массу…, заряд …, число протонов в атоме равно …;
НЕЙТРОНЫ. Обозначают …, они имеют массу …, заряд …, число нейтронов в атоме вычисляется по формуле ... ;
ЭЛЕКТРОНЫ. Обозначают…, имеют массу…, заряд…, число электронов в атоме равно….
Электроны в атоме распределены по энергетическим уровням. Число энергетических уровней равно …, на последнем уровне число электронов равно ….
В ходе дискуссии ученики убеждаются во внутреннем противоречии в структуре атома (атом как единство и борьба противоположностей): в его состав входит положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны.
4. Умение работать с измерительными приборами и лабораторной посудой.
Например, для подкормки цветов, растущих в кабинете химии, необходимо приготовить 15%-ый раствор нитрата калия. Как это сделать? Необходимое лабораторное оборудование и реактивы имеются в наличии.
5. Умение самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.
Например, пользуясь учебниками химии и биологии, объясните заметку в газете «Московский комсомолец»: В час пик (около 18.00 по московскому времени) были зафиксированы случаи обморочного состояния сотрудников патрульно-постовой службы на Ленинском проспекте.
Чем могут быть вызваны подобные случаи?
В своей практике я использую разные формы уроков: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок - ролевая игра; урок-консультация и др.
Особое место в моей работе занимают обобщающие интегрированные уроки, которые можно проводить в форме семинара. Такие уроки обладают большим потенциалом для систематизации знаний учащихся и формирования УУД.
Приведу пример такого урока-семинара (с элементами ролевой игры):
«Нужен ли г. Ровеньки завод по переработке бытовых отходов и экологические проблемы родного края».
Урок реализуется в рамках курса химии главы «Химия в жизни общества» и рассчитан на учащихся 11-х классов.
Семинар рассматривается как занятие, способствующее совершенствованию и структуризации знаний школьников, приобретению ими опыта проведения различных этапов научного исследования: отбора материала, выделения существенного, обобщений, самостоятельной работы с информацией.
Проектируя семинарские занятия, я стараюсь сделать так, чтобы семинар обязательно содержал свое «чудо», свою тайну, свою интригу (заранее учащиеся не знают, что им придется «решать судьбу» района ). При этом в качестве фундамента можно рассматривать тот факт, что семинары находятся как бы «на стыке» урочной и внеклассной деятельности учащихся. Поэтому работа на семинаре строится на основе многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (подготовка учащимися сообщений с их последующей защитой, работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них, лабораторная работа, использование таблиц и рисунков).
На семинаре происходит развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию и анализировать их, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения, делать выводы и др.), а также воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения.
Необходимо выйти на самый высший уровень интеграции учебного материала, в котором соприкасаются все учебные предметы, отражаются взаимосвязи «человек - общество - природа».
За две недели до семинара предлагаем учащимся общие вопросы для подготовки (например, виды сырья, необходимого для производства ), называем параграфы из учебников химии, биологии\экологии, которые необходимо повторить, рекомендуем дополнительную литературу.
Общеучебные умения, приобретаемые на уроке-семинаре: умение работать с учебником, справочниками, составлять план, писать конспект, тезисы доклада, пользоваться различными источниками информации, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
Эти умения нужны не только для успешного обучения в школе, но и для будущей трудовой деятельности в народном хозяйстве, на производстве, умением применять эти знания в незнакомых условиях.
План семинара
Цель: выявить «плюсы» и «минусы» размещения на территории района завода по переработке бытовых отходов.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Формирование представлений о единстве материального мира, о единой природе физических и химических явлений;
Развитие мировоззрения, взглядов и представлений о строении вещества и способах получения.
Формирование патриотических чувств
Повышение мотивации учения
Метапредметные
развитие умений работы с информационными источниками;
умений анализировать изученный материал и формулировать выводы;
формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников, умений увидеть проблему и предложить пути её решения, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие творческого мышления учащихся;
развитие умений согласованной работы в команде, взаимодействия с партнерами для получения общего результата;
развитие умений работать в режиме ограниченного времени.
Предметные
Закрепление умений характеризовать факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние химического равновесия;
объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций; составлять уравнения химических реакций различных типов; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям; использовать приобретенные знания для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; распознавания важнейших веществ, безопасной работы с веществами и т.д.
Педагогическая технология: игровые технологии – ролевая игра.
Форма урока: семинар.
Оборудование
компьютер, мультимедийный проектор и презентация, рабочая тетрадь, таблички на столы с обозначением должности, карта завода, необходимые реактивы для демонстрации свойств нефтепродуктов.
Ход урока
Действия происходят на производственном совещании завода переработки отходов.
Супрефект сообщает информирует о примерном количестве денежных средств, которые получил город в результате размещения завода, но и упоминает об экологических и экономических проблемах, связанных со строительством. Формулирует проблему: нужен ли такой завод?
Учащиеся объединены в 6 групп (команд).
1-ая команда «Историки»
2-ая команда «Экономисты»
3-я команда «Ученые-технологи»
4-я команда «Экологи-защитники природы»
5-я команда «Медицинская служба и СЭС »
6-я команда «Общественность - жители города»
Используя справочный материал (учебники, справочники, раздаточный материал) подготовьте ответы на задания (см. карточки). Время для работы - 10 минут, после чего каждая группа выступит с презентацией своей точки зрения (афиширование). Можно задавать интересующие вас вопросы после презентации одной из групп, чтобы убедиться, что такое предложение в большей степени решит проблему. По завершении афиширования результатов работы в группах, необходимо будет оценить работу каждой из групп, себя лично (свой вклад в общее дело) и в целом весь урок.
Задание для работы в группах
Группа 1 (карточка №1)
Представьте историческую справку об истории города, дайте краткую характеристику различным способам переработки бытовых отходов, отметьте их достоинства и их недостатки, назовите наиболее перспективный, на ваш взгляд, способ производства. Свой выбор обоснуйте.
Группа 2 (карточка №2)
Укажите наибольшие источники отходов и их виды.
Группа 3 (карточка №3)
Кратко охарактеризуйте устройства и принципы работы основных и вспомогательных аппаратов, способствующие созданию необходимого технологического режима производства.
Группа 4 (карточка №4)
Приведите краткую историко-экологическую характеристику родного края.
Покажите взаимосвязь между производством и состоянием экологии в городе. Приведите аргументы, убеждающие присутствующих в необходимости бережного отношения к природе. Предложите способы утилизации отходов.
Составьте инструкцию по технике безопасности для работников сернокислотных предприятий.
Группа 5 (карточка №5)
На основе интервью (текст выдан и спроецирован на экран), проведенного учащимися 9 классов с руководителем здравотдела, выявите взаимосвязь между заболеваемостью жителей и количеством промышленных предприятий, которые находятся на территории района. Дайте свой прогноз: будет ли способствовать росту заболеваемости людей введение в строй еще одного нового завода ? На чем вы основываете свои выводы?
Группа 6 (карточка №6)
На основе интервью, проведенного учащимися 9 классов с местными жителями района, выявите отношение общественности к возможности строительства завода После истечения времени на подготовку происходит афиширование своей работы каждой группой. В заключении организуем дискуссию – нужно ли строить завод или нет?
Рефлексия
Рефлексия работы проводилась с использованием приема «Шесть шляп критического мышления». Каждая группа получила шляпу определенного цвета. При этом высказывалось шесть точек зрения по проблеме семинара. Остальные учащиеся слушают, высказывают согласие или несогласие с приведенными выводами, т.е. снова организуем небольшую дискуссию.
-  «Белая шляпа»- статистическая (констатируются факты без их обсуждения).- «Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты).- «Черная шляпа» - негативная  (высказываются отрицательные моменты).- «Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем?).
- «Зеленая шляпа» - творческая (можно высказывать любые идеи и предложения»).- «Красная шляпа» - эмоциональная (эмоции, испытанные при работе с материалом).
Таким образом, использование межпредметных связей в курсе химии позволяет упредить снижение интереса школьников к самостоятельному получению знаний, т.к. способствует практическому применению знаний в повседневной жизни, тем самым обеспечивая уменьшение отрыва школы от жизни; повышает конкурентноспособность школ как источника получения знаний; уменьшает объективное падение ценности общего образования в условиях усиливающейся специализации; позволяет широко использовать интеллектуальное управление познавательной мотивацией учащихся.
Жить — вот ремесло, которому я хочу учитьученика…и, как бы судьба не перемещалаего с места на место, он всегда будет на своём месте. Ж. Русо  
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011 г. – 48 с.
2. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.