ДОКЛАД.РЕАЛИЗАЦИЯ ТРИЕДИНСТВА ЯЗЫКОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ


«Реализация триединства языков в дошкольных организациях образования»
 «Триединство языков - это прекрасная возможность
познать мир, и в тоже время сплотить общество» Н.А. Назарбаев, стратегия «Казахстан – 2050».
«Для современного казахстанца владение тремя языками - обязательное условие собственного благополучия», - это слова Президента страны из Послания 2011 года. Хотя о триединстве казахского, русского и английского языков Лидер нации говорил в своих выступлениях неоднократно, впервые эта идея была озвучена в октябре 2006 года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда Глава государства отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей.
В ходе интерактивной лекции в стенах Назарбаев Университета  Нурсултан Назарбаев дал поручения правительству по развитию в Казахстане дошкольного образования и триязычия: "Первое - на основе передового международного опыта внедрить современные методы обучения в дошкольных воспитательных учреждениях, они должны быть инновационными, с образованием технологии и креативности. Второе - детально разработать системное предложение на предмет охвата дошкольным образованием детей. Третье - на уровне дошкольного образования обеспечить повсеместное внедрение триязычия. Так мы можем построить логическую систему овладения языками. Азы будут изучать на уровне детского сада, в школе базовый уровень, в университете или в колледже - профессиональный язык по специальностям".
В раннем детстве ребенок без особых усилий усваивает и один, и два языка, поскольку это происходит с помощью одного и того же механизма в мозгу. Языковая способность человека нейтральна в отношении того, какой язык и сколько языков (в разумных пределах) усваиваются ребенком. Языковая способность человека рассчитана на то, чтобы он стал двуязычным. При исследовании и сопоставлении мозга билингвов и монолингвов не выявлено никаких различий.
Ребенок относится к каждому из трех языков как к средству коммуникации, он готов на любом из них общаться, выражать свои мысли и чувства. Постепенно он привыкает к этому, даже если знает, что один из языков не является родным для него и его родителей. При специальном обучении ребенок относится к новому языку как предмету изучения, к новой игре, новому виду деятельности, он не рассматривает его как одно из средств коммуникации.
В ГККП «Майский детский сад акимата Тарановского района» методика преподавания занятий  строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлена на развитие их лингвистических способностей. Изучение казахского  языка осуществляется в соответствии  с разработанным  перспективно-тематическим  планом. Количество занятий по казахскому языку определено в соответствии с учебной нагрузкой, представленной в Госстандарте по дошкольному образованию. Процесс обучения детей дошкольного возраста на занятиях включает в себя коллективное обучение детей в составе малых групп, где ведущими ориентирами выступает уровень речевой активности детей. Занятия по казахскому языку проводятся по подгруппам. Обучение строятся с использованием игровых приемов. У детей формируется словарь, отрабатывается звуковая сторона языка, формируется связная речь.
На занятиях казахского языка дети учатся воспринимать и понимать речь на государственном языке, употреблять речевые обороты, выполнять простейшие задания и указания,  узнают особенности произношения специфических звуков государственного языка. Эффективный путь закрепления речевых умений – участие детей в утренниках, конкурсах, викторинах, на которых они поют песни на казахском языке, читают стихи, разыгрывают различные сценки, отгадывают загадки на казахском языке.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Немаловажную роль играет совместная работа учителя казахского языка по ознакомлению родителей с программным материалом и успехами ребенка в освоении казахского языка. Преподаватель казахского языка Баймухамбетова Ж.С. применяет разработанные карточки с заданиями на дом, которые позволяют познакомить родителей с текстами стихотворений, песен, игр, которые они могут закрепить с ребенком дома. Такая всесторонняя организация работы по изучению казахского языка способствует «погружению» в языковую среду.
В подтверждении успешной работы опытный специалист-преподаватель казахского языка занимает призовые места на районном конкурсе по казахскому языку « Бала тілі бал».
2012г.– 3 место
2013г.– 2 место
2014г.– 2 место
2015г.– 1 место
2015г.– 2 место
2016г. – номинация.
Воспитатели и педагоги нашего детского сада при изучении языков повышают мотивацию обучения и способствует успешному формированию коммуникативной компетенции. Они предлагают использование следующих приемов  обучения: - организация участия детей в ситуативно - деятельностных блоках на основе игровой деятельности; использование игровых упражнений и игровых персонажей; проведение сюжетно-ролевых игр и драматизации; проведение подвижных игр на русском языке; организация и проведение физкультминуток; - разучивание песен, стихов, чистоговорок.
 Известно, что иностранный язык - один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить дошкольное образование, так как дети этого возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития детей.
Существуют следующие положительные результаты обучения иностранному языку:
развитие коммуникативных функций детей, в том числе, умения общаться;
развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.), развитие психических функций (речевого мышления, в том числе;
развитие речевого аппарата (овладение англоязычными звуками, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом;
развитие мышления, так как в процессе изучения английского языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс;
обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения англоязычной лексики, а также лингвострановедческого материала;
развитие таких психических процессов как внимание, память, задействованных при изучении английского языка.
Очень важно отметить, что таких результатов можно достигнуть только при грамотной организации процесса обучения.
Традиционно обучение английскому языку в ГККП «Майский детский сад» проходит в виде занятий 1 раз в неделю по 30 минут в старшей группе «Чебурашка» и 25 минут в средней группе «Солнышко». Ежедневно педагог проводит индивидуальные занятия с детьми, в целях закрепления изученного материала на пройденных занятиях. К сожалению, специально отведенного кабинета для изучения иностранного языка в нашем детском саду пока нет.
Преподаватель английского языка реализует  подход, в рамках которого основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, происходит ориентация на личность каждого ребенка. При подобной форме обучения дошкольников  уделяется также достаточного внимания становлению эмоциональных и духовных качеств личности. Подобная организация процесса обучения  способствует решению задачи, актуальной на современном этапе развития системы образования, а именно - задачи сохранения психофизиологического здоровья детей.
Главная цель, стоящая перед педагогами – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
По мнению Президента Н. Назарбаева «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности».  Применение современных методов обучения триединству языков, позволяет накапливать пассивный и активный словарь детей дошкольного возраста словами, обозначающими названия предметов, явлений окружающего мира во всем их многообразии на трех языках. Для расширения активного словарного запаса дошкольников необходимо проводить все режимные моменты с использованием лексических форм на трех языках. Обучение должно существенно отличаться от обучения в начальной школе и от общепринятой методики обучения иностранному языку по школьной методике и должно строиться с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы отметить, что правильно организованное обучение триединству языков в детском саду помогает решить задачи образования, воспитания и развития детей, подготавливает их к жизни в современном полиязычном мире.
Литература:
1. Газета «Костанайские новости», 2012г.
2. Абсатмаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения . – Алматы, 1999. 
3. Боранбаева Л.К Развитие триединства языков в дошкольных организациях образования  // Международный журнал экспериментального образования. – 2015.
«Таран ауданы әкімдігінің «Май балабақшасы» МКҚКГККП « Майский детский сад» акимата Тарановского района»
Доклад
на августовскую конференцию
«РЕАЛИЗАЦИЯ ТРИЕДИНСТВА ЯЗЫКОВ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ».
Подготовила: воспитатель Цацура В.В.
2016-2017 учебный год
2016-2017 оқу жылы