Конспект урока по окружающему миру Почему идёт дождь и дует ветер?


Конспект урока окружающий мир 1 класс
Учитель: Чебыкина Анна Александровна
УМК «Школа России» автор Плешаков А. А.
Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.
Развивающие:
- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умения наблюдать;
- развитие памяти, внимательности.
Воспитательные:
- формирование умения активно работать на уроке;
- воспитание навыков самостоятельной и групповой работы.
УУД.
Личностные: смыслообразование, самоопределение.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учащимися сотрудничества с учителем и сверстниками, достижение договорённостей и согласование общего решения.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, моделирование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Планируемые результаты.
Предметные: иметь представление о причинах возникновении дождя и ветра.
МетапредметныеРегулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий на уроке.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли дождя и ветра в жизни человека.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:
Персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
Учебник (Окружающий мир: учебник/ А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2014);
Рабочая тетрадь ( Окружающий мир. 1 класс. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2014)Инструкционные карты, воздушный шарик, бутылка с растительным маслом и бутылка с водой, прозрачная чашка с водой и вата, ватман, цветная бумага, клей.
Ход урока
Организация начала урока
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И много нового узнать.
Актуализация опорных знаний
Сначала давайте повторим материал прошлого урока о звёздах, солнце и луне. Игра «Доскажи словечко».
Все звёзды - это огромные пылающие… (шары)
Звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что находятся… (далеко от Земли)
Все звёзды отличаются … (по размеру и цвету)
Ближайшая к Земле звезда называется… (Солнце)
Вокруг Солнца движутся… (планеты)
Наша планета называется… (Земля)
Спутник Земли… (Луна)
Луна не испускает свет. Она словно зеркало … (отражает) свет …(солнца)
На Луне нет… (воздуха и воды) поэтому там люди не… (не живут)
Мотивация учебной деятельности
Для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно отгадать загадки.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
После ответа на доску ставим карточку «Дождь».
Следующая загадка: Летит без крыльев и поёт.
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
После ответа на доску ставим карточку «Ветер».
Слайд 1
Мы говорили, что на Луне нет морей. Рек, озёр. Там вообще нет воды. Нет на Луне и воздуха, а значит, там не бывает ветреной погоды. Почему же на Земле идёт дождь и дует ветер? Зачем они нужны? Постараемся сегодня ответить на эти вопросы.
Слайд 2
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, ребята, почему идёт дождь
дует ветер?
Слушаем внимательно. Мнения у нас разные, а как же на самом деле, где истина? Мы посветим урок разгадке этой тайны. Разберёмся кто выдвигал правильные гипотезы, кто ошибочные.
Слайд 3
Давайте поставим цель нашего урока.
(Расширение представлений детей о дожде и ветре, причины их возникновения.)
Открытие нового знания.
Ребята, раскрывая эти тайны, предлагаю подниматься по лестнице знаний.
На доску ставим карточки «Познание истины: открытие нового знания»
«Проведение и наблюдение опыта»
«Постановка цели»
Начинаем наше восхождение по лестнице знаний. Первую ступеньку преодолели, мы уже поставили цель нашего урока. Какая она?
Приблизились ко второй ступеньке.
Опыт 1. В среду мы налили в тарелку воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Проверим.
Опыт 2. Протираем доску сырой тряпкой. Через некоторое время доска высыхает. Почему?
(вода… ставим карточку «испарилась»)
Тоже происходит на поверхности земли.
Слайд 4.
Вода непрерывно испаряется не только с поверхности рек, морей, океанов, но и с суши. Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много и они образуют облако. Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. (ставим карточки на доску)
Опыт 3. Как образуются тучи и осадки.
Сжать руками плотно сухой комок ваты. ( Это в руках маленькое облако.) Затем опустить в чашу с водой. Комочек в чаше разворачивается и набухает в воде. ( Облако наполняется водой, превращается в тучу.) Осторожно приподнимаем вату за верхнюю часть над блюдцем. Капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
Слайд 5-9.
Посмотрим на экран и узнаем, какие бывают дожди. Почему так назвали дожди?
(Ливень - проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра.
Ситничек - мелкий, как из сита.
Моросящий – моросит.)- А почему дождик бывает косым? Что заставляет его быть таким?
- Что такое ветер?
- Ребята, а мы можем сами получить ветер?
Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё выше, выше.
Деревцо всё ниже, ниже.
-Откуда он взялся?
( Мы заставили рукой двигать воздух.)
- Верно, но движение воздуха можно не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт 4. На подоконник положить воздушный шарик. На несколько секунд открыть окно. Холодный воздух сдул шарик с окна, который полетел вверх вместе с тёплым воздухом.
Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение на земле происходит постоянно, поэтому и дуют ветры. (ставим карточки на доску)
Опыт 5. Вода здесь играет роль холодного воздуха, растительное масло – роль тёплого воздуха. Смешиваем и видим как растительное масло (тёплый воздух) поднимается вверх.
Слайд 10. Посмотрите, какой бывает ветер.
Давайте вспомним, кто из учеников правильно сказал: почему идёт дождь и дует ветер.
Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах.
Составить кластер « Почему идёт дождь».
Вставить в текст о дожде пропущенные слова.
Выбрать слова для описания дождя.
Составить кластер « Почему дует ветер».
Вставить в текст о ветре пропущенные слова.
Выбрать слова для описания ветра.
Заслушиваем доклады от каждой группы, оцениваем.
Рефлексия деятельности.
- Все ступени знаний преодолели?
- Какая учебная цель стояла у нас на уроке? Удалось её решить? Каким способом?
- Кто считает, что он достиг этой цели, хлопайте в ладоши.
1 группа Инструкционная карта
Разложи детали на столе.
Используя учебник и рабочую тетрадь (с. 36, 87), результаты опытов, распределите детали на ватмане.
Наклейте детали.
Помощник ответа.
Мы изучали почему идёт …………….
Солнце нагревает ……………… и она …………….
Пар…………………. всё выше, там холодно и он превращается в ………………….. воды, образующие………………………
Капли ………………, тяжелеют и ……………………. Вниз.
2 группа Вставьте пропущенные слова.
Туча – это …………………………. ……………………………. облако. Если появились тучи – жди ……………… Капельки воды, из которых состоят тучи, ………………. Они не могут долго …………………………………… …………………… и …………………….. ……………………………..
Инструкционная карта
Прочитайте задание 2 на странице 87.
Соотнесите с карточкой и вставьте пропущенные слова.
Прочитайте выразительно получившийся текст.
Помощник ответа.
1)Мы вставляли ………………….. слова.
2) У нас получился текст о том, почему идёт ……………….
3)……………………………………. его прочитает.
3 группа Выбери слова для описания дождя.
Ливень, колокол, ситничек, широкий, пёстрый, косохлёст, мудрый, моросящий, деревянный, грибной, иностранный, тёплый. Инструкционная карта
Прочитай слова.
Используйте учебник (стр. 36), вспомните презентацию и подчеркните нужные слова.
Прочитайте их выразительно.
Помощник ответа.
Мы выбирали слова для описания ………………………..
Считаем, что подходят ……………………………………………………………………………………………………
4 группа Инструкционная карта
Разложи детали на столе.
Используя учебник и рабочую тетрадь ( стр.37-38) , результаты опытов, распределите детали на ватмане.
Наклейте детали.
Помощник ответа.
Мы изучали почему дует ……………………….
Солнце …………………………. Землю по-разному.
………………… воздух стремится вверх, а ………………………….. воздух на его место.
Ветер – это ………………………………… воздуха.
5 группа Вставьте пропущенные слова.
Ветер – это ……………………………….. ………………………….Земля в разных местах по-разному ………………………….. …………………………………………. От земли …………………………………….. и воздух. Тёплый воздух ……………………… холодного. Он …………………………………………….. вверх. А холодный воздух ……………………………………. ………………………………………… …………………. Вот и возникает …………………..
Инструкционная карта
Прочитай задание 4 на странице 87 .
Соотнесите с карточкой и вставьте пропущенные слова.
Прочитайте выразительно получившийся текст.
Помощник ответа.
Мы вставляли ………………………. слова.
У нас получился текст о том, почему ………………………………………………………..
Его прочитает …………………………………
6 группа Выбери слова для описания ветра.
Корявый, сильный, холодный, голубой, сырой, тёмный, тёплый, русский, глубокий, пушистый, порывистый, малиновый, узкий, слабый, красный. Инструкционная карта.
Прочитайте задание 3 на странице 87 .
Соотнесите с карточкой подчеркните нужные слова.
Прочитайте их выразительно.
Помощник ответа.
Мы выбирали слова для описания …………………………………………
По нашему мнению подходят слова…………………………………………………………………