Презентация к уроку по рассказу Л.Улицкой Капустное чудо


«Капустное чудо»Урок внеклассного чтения по рассказу Людмилы Улицкой «Капустное чудо» в 7 «а» классе Капустное чудоРисунки учащихся Было сумрачно и хмуро Девочки молчали  Иллюстрация Владимира Любарова В очередиИллюстрация Якимовой Динары Машина резко повернула… Покатился к ногам Ольги - А я-то, я-то как без них? Кроссворд №1 1. Дуську охватил … , когда она поняла, что потеряла деньги2. У девочек нет родителей, они …3. Машина с капустой называется …4. Временами шел не то дождь, не то …5. Младшую девочку звали …  1.2.3.4.5. Кроссворд №1 1. Дуську охватил … , когда она поняла, что потеряла деньги2. У девочек нет родителей, они …3. Машина с капустой называется …4. Временами шел не то дождь, не то …5. Младшую девочку звали … ужассиротыгрузовикснег Ольга1.2.3.4.5. Кроссворд №2 1. Девочки встали в … очереди2. Девочки любили сидеть около швейной машины и собирать …3. Ипатьева на покупку капусты дала …4. У девочек иззябли …5. Кротова для Ипатьевой …6. Место, где продают капусту - …1.2.3.4.5.6. Кроссворд №2 хвостлоскуткидесятканогиподружкаларек1. Девочки встали в … очереди2. Девочки любили сидеть около швейной машины и собирать …3. Ипатьева на покупку капусты дала …4. У девочек иззябли …5. Кротова для Ипатьевой …6. Место, где продают капусту - …123456 Кроссворд №3 1. Ждали … с капустой2. Ипатьева Ольге сунула в руку …3. Ипатьева утирала … лоскутком4. Ипатьеву сначала называли …5. На ногах у девочек - …12345 Кроссворд №3 машинумешокслёзыстарухаботинки1. Ждали … с капустой2. Ипатьева Ольге сунула в руку …3. Ипатьева утирала … лоскутком4. Ипатьеву сначала называли …5. На ногах у девочек - …12345 Кроссворд№4  1. Девочки за капустой встали в …2. Старшую девочку звали …3. Сколько кочанов упало с грузовика?4. В каком месяце происходят события?1234 Кроссворд №4 очередьДусядваноябрь 1. Девочки за капустой встали в …2. Старшую девочку звали …3. Сколько кочанов упало с грузовика?4. В каком месяце происходят события?1234 В жизни всегда есть место чуду Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!Ф.И.Тютчев     Год рождения -  1943   Место рождения – г. Давлеканово (Башкирия)Улицкая Людмила ЕвгеньевнаПроза Улицкой -проза деталей ТекстЗначениеДевочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью, у Ипатьевой девочки жили уже почти год.1946 год - страна только оживала и отстраивалась после Великой Отечественной войныПозднее ноябрьское утро. Тяжелые темно-красные флаги, не убранные после праздника.После годовщины Великой Октябрьской революции – 7 ноябряХронотоп ИпатьеваДуся и ОльгаСтаруха по прозвищу СлонихаДуся - 6 лет, Ольга - младшеСамая близкая родственница Сироты, внучки ее недавно умершей сестрыОставила их у себя, но без большой радости. Бормотала - привезли на мою голову.Испуганно жались друг к дружке, исподлобья смотрели.Не сдать ли в детдом.Молчали, только шуршали.Повела в баню, уложила спать на свою кровать.Заговорили сначала между собой, а потом и со старухойГосподь с ними, пусть живут.Стали звать бабой ТанейТаскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили.Всю домашнюю работу они делают сами – легко и непринужденноДушевное состояние и особенности поведения героев Реальный мирМир мечтыТемнотаХолод«беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро», «кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев...», «свет стал убывать», «стемнело».«замерзшими пальцами», девочки «продрогли», чтобы согреться, они «тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами», «платки промокли, но пока еще грели», «ноги вконец иззябли – ботинки тепла не держали», «рыли побелевшими пальцами». "белый снег", "бело-голубая капуста", «сверкнул бело-голубым сиянием ее груз», «от белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее», "светло-голубые глаза", «зеленый ларёк», «зеленое окошко», «освещая фарами брусчатку»Пейзажные зарисовкиРоль цветов Элементы сказочного ? Святочный рассказСвяточный (рождественский) рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо это не только помощь свыше, но и счастливая случайность, удачное совпадение. Какое чудо произошло? Капустное чудоИллюстрации или рисунки?Работа Шульпина А. Работа Степанов С. Работа Марфуткина И. 1 группа. – Надо было валенки надеть, - сказала Дуся. – На валенках кошка спит, - отозвалась Ольга.2 группа. – Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.Но Дуська не отходила.3 группа. – Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!4 группа. – Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? – убивалась Ипатьева.Сочинение-рассуждение Проблема сложности взаимоотношений людейПроблема взаимоотношений «отцов» и «детей»Проблема взаимоотношений родственниковПроблема жестокости и гуманизма по отношению к животнымПроблема отношения к прошломуПроблема смысла человеческой жизниПроблема сострадания и милосердияПроблема равнодушияПроблема тяжелой судьбы «детей войны»Проблемы Выводы по темеЯУзнал Удивился Сделал для себя вывод «Детство-49» - это фактически мои первые рассказы. Очень важно, чтобы люди знали свои семейные истории. Старики часто забывают, а если их не спрашивать, то и не вспомнят, что было 50-60 лет назад.В рассказах важна не художественность, не литературный стиль, важно, чтобы эти истории трогали, заставляли сопереживать...».Улицкая писала: иринаВы верьте в чудеса!Они придут,Когда ты их не ждёшь.От бед спасут,Как солнце в летний дождь!Сквозь тучи, мрак,Внезапный резкий шквал.Блеснёт вдруг так,Как будто ТЫ позвал!.. Корноушенко ИринаЧему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса! Спасибо за внимание!