Создание мобильного центра на базе профессиональной образовательной организации для оказании помощи в профессиональном самоопределении для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет государственного и муниципального управления
Создание мобильного центра на базе профессиональной образовательной организации для оказании помощи в профессиональном самоопределении для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Разработчики проекта:
Волгин Юрий Иванович
Белоножко Лариса Викторовна
Гайдай Александр Александрович
Уваров Евгений Алексеевич
Кузьмин Вячеслав Владимирович
Зверева Людмила Валерьевна
Терновых Екатерина Анатольевна
Тоневицкий Виктор Фёдорович
Допущен к защите:
Руководитель проекта ______________ Инна Геннадьевна Воротникова
20.04.2016г.
подпись
Воронеж, 2016

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………….. 5
Актуальность выбранной темы ………………………………………… 5
Цели и задачи проекта …………………………………………………… 7
Анализ ситуации и желаемые результаты ……………………………… 7
Проектное решение и ожидаемые результаты …………………………. 12
Этапы реализации ………………………………………………………... 15
Критерии и показатели проекта ……………………………………… 17
Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов ……………… 18
Возможные риски, способы их снижения и мониторинг реализации проекта ……………………………………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы……………………………………. 23
Приложения……………………………………………………………….. 25
Введение
Федеральным Законом РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Важнейшим направлением равных возможностей является подготовка инвалидов и лиц с ОВЗ к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков с особенностями в развитии о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. В современном мире экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Профессиональная деятельность включает в себя социальные контакты, вносит распорядок в повседневную жизнь, именно здесь осознается чувство необходимости конкретного человека для общества. А для молодых людей с ОВЗ и инвалидов эта проблема становиться наиболее актуальной. При этом важно определить, что инвалид по определению ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 20 июля 1995 г. лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Лица с ОВЗ - это лица, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Для таких подростков опыт, приобретаемый по мере продвижения во взрослую жизнь, усложнён физическими  ограничениями, неоправданными надеждами и окружающими препятствиями. В настоящее время переход от школы к трудовой жизни для молодых людей с ОВЗ происходит с большими трудностями не только в связи с социально-экономическими проблемами в стране, но и из-за отсутствия системы профориентации и помощи в планировании карьеры.
Можно выявить следующие проблемы, возникающие у молодых ребят:
Не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;
Не имеют достаточной профессиональной консультации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;
Не имеют информации о профессиональном ориентировании в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в данном регионе;
Не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;
Социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;
Одним из направлений профессиональной ориентации является оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а так же потребностей общества.
Наша задача состоит в предоставлении реальной помощи в этот сложный период молодым людям с ОВЗ. Приходиться бороться с проблемами, стереотипами и предрассудками общества, которые препятствуют полноценному функционированию и трудоустройству людей с ограниченными возможностями.
Чем мы можем помочь человеку с ограниченными возможностями? В первую очередь помочь научиться оценивать ситуацию, знать свои возможности, определиться с тем направлением, по которому мог бы работать. Предоставить возможность обучения по индивидуальной траектории с учётом психофизических особенностей и способностей, с удобным графиком посещения занятий или с выездом специалистов к данной категории граждан.
Благодаря диагностике профориентации человек с ограниченными возможностями сможет реализовать свою трудовую деятельность благодаря своим стараниям и стремлениям, а также благодаря созданию благоприятных условий по отбору (подбору) специальностей с учётом потребностей и возможностей.
В социальной структуре общества значительно число лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 % от общей численности населения. Во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами в силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
В таблице 1 представлен свод статистических данных (2014-2015 гг.) Министерства здравоохранения РФ по количеству молодежи с ОВЗ и полученным ими уровнем образования.
Таблица 1
Министерство здравоохранения РФ
Статистические данные 2014-2015 гг. по РФ
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ МОЛОДЕЖИ С ОВЗ
(по данным переписей населения)
Уровень образования/количество человек Тыс. человек На 1000 человек, указавших уровень образования
2002 2010 2002 2010
Все население в возрасте 15 лет и более 121300 121154 в том числе имеют образование: профессиональное высшее (включая послевузовское) 19378 27541 162 234
неполное высшее 3740 5388 31 46
среднее 32929 36735 275 312
начальное 15367 6535 128 56
общее среднее (полное) 21276 21468 177 182
основное 16695 12933 139 110
начальное 9350 6328 78 54
не имеют начального общего 1200 712 10 6
не указали уровень образования 1365 3514 В России в настоящее время проживает 1,6 миллиона детей-инвалидов.

2.Основная часть
2.1.Актуальность выбранной темы
В настоящее время в связи с изменением экономических условий в России значимость проблемы профессионального самоопределения молодежи резко возрастает. Для системы общего образования основополагающим является то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения – это часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Общее образование должно не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий, но и ориентироваться на потребности рынка труда в будущем.
Задача современной школы – видеть каждого ребенка, изучить его интересы, развить его способности. Во многих общеобразовательных организациях создана система психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, которая включает в себя: помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в усвоении той или иной профессии. Эту работу в школе проводит педагог-психолог коллективно на тематических классных часах «Что такое профессия?», «Типичные ошибки в выборе профессии» и т.д. Индивидуальная углубленная профессиональная диагностика встречается редко. А как показывают статистические исследования с проблемой профориентации сталкивается, большинство выпускников средней школы. Они слабо информированными в сложном мире профессий, часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов.
Особенно остро проблема профессионального самоопределения стоит для инвалидов и учащихся с ОВЗ, которые проживают в сельской местности. Что выражается в следующем:
- в большинстве случаев данная категория граждан обучаются по индивидуальным учебным планам, как правило, на дому, вследствие чего они не мотивированы к участию в общешкольных мероприятиях;
- профориентационная работа проводится без учета их индивидуальных особенностей;
- имеется фрагментарное представление о возможности выбора профессии с учетом своих особенностей и возможностей в регионе проживания.
- территориальная удалённость объектов социальной сферы приводит к тому, что данная категория граждан не всегда имеет возможность добраться до необходимой организации и получить полную и достоверную информацию по интересующему вопросу. Единственная возможность получить ее - использование ресурсов сети Интернет. Однако здесь возникает объективная сложность разобраться в огромном потоке информации.
Данные обстоятельства, несомненно, требуют оказания инвалидам и лицам с ОВЗ помощи в профессиональном самоопределении и вызывают объективную необходимость в корректировке стихийного характера их профессионального самоопределения путем формирования внутренней готовности самостоятельно и осознано планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. То есть помочь определиться не только с выбором профессии, но и с маршрутом профессионального образования. Ведь выбор организации для получения профессионального образования является не менее сложным, так как получаемое образование должно отвечать требованиям общедоступности и соответствовать особенностям развития и подготовки обучающихся.
Получение профессионального образования данной категорией граждан является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе.
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Интеграция в общество человека с ограниченной трудоспособностью означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничение возможностей.
Для того чтобы профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимся своих психофизиологических особенностей.
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии инвалидами и лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является профессиональное самоопределение и сопровождение при выборе профессиональной образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
В современном российском обществе наблюдается изменение в мотивации поведения и выборе
PEST-анализ
Факторы внешней макросреды ОО
Ранг
(3-max,1-min)
Политико-правовые факторы
Наличие стратегического плана социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, принятого воронежской городской Думой 14.07.2010 N 147-III 2
Реализация государственных программ Воронежской области:
- «Доступная среда» 2014-2020 гг (постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1194);
- «Развитие образования» 2014-2020 гг (постановление правительства Воронежской области от 17.12.2013 № 1102);
- «Содействие занятости населения» 2014-2020 гг (постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201); 3
Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ 1
Экономические факторы
Востребованность подготовки квалифицированных кадров 3
Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области требует снижения социальных рисков в регионе 2
Социо-культурные факторы
Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы 1
Низкий уровень представлений среди детей- инвалидов и лиц с ОВЗ их родителей (законных представителей) о мире профессий (специальностей) соответствующих их индивидуальным особенностям развития 3
Сложившиеся в обществе стереотипы относительно возможностей трудовой деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ 3
Технологические факторы
Развитие информационных технологий. 2
По нашему мнению именно Профессиональная образовательная организация должна стать центром
SWOT - анализ
Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)
Умение администрации работать в команде Территориальная удаленность участников проекта друг от друга (транспортная проблема)
Компетентность в профориентационном направлении работы Не отработана нормативная база между образовательными организациями и потребителями услуг
Функционирование система психолого-педагогического поддержки обучающихся
Профессиональное самоопределение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ является фрагментарным, характеризуется неадекватным оцениванием своих способностей и возможностей в выбранной профессии (специальности)
Широкая сеть профессиональных образовательных организаций реализующих различные направления подготовки Возможности(Opportunities) Угрозы(Threats)
Спрос потенциальных потребителей на оказываемые услуги Сокращение общих объемов финансирования
Формирование положительной репутации ПОО посредством продвижения образовательного продукта Отсутствие опыта индивидуального сопровождения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в вопросах профессионального самоопределения
Удовлетворение нужд экономики Воронежской области в квалифицированных кадрах
2.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта - создание условий для эффективного самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом их особенностей и возможностей.
На достижение поставленной цели направлено решение ряда управленческих задач:
Создать структуру мобильного центра работающего в режиме «одно окно»
Создать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу центра
Спроектировать механизм сетевого взаимодействия ОО.
Организовать повышение квалификации педагогических кадров с учетом специфики работы центра.
Разработать выездную программу по направлениям деятельности центра.
Организовать мониторинг эффективности деятельности центра.
2.3. Анализ ситуации и желаемые результаты
2.4.Проектное решение и ожидаемые результаты
В концептуальной основе проекта лежит реализация межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной организации детей инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020 гг. (…)
Исходя из анализа существующей нормативной базы разработана система взаимодействия общеобразовательных организаций профессиональных образовательных организаций, центров занятости, центров психологического сопровождения обучающихся, учреждений здравоохранения по вопросам оказания профориетационных услуг для самоопределения и поступления в ПОО инвалидов и лиц с ОВЗ. Предполагается создание организационной структуры центра, при этом будут привлечены бюджетных финансовых средств (действующие государственные программы «Доступная среда» 2014-2020 гг (постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1194); «Развитие образования» 2014-2020 гг (постановление правительства Воронежской области от 17.12.2013 № 1102); «Содействие занятости населения» 2014-2020 гг. (постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201).
В рамках проекта будет организовано сетевое взаимодействие между общеобразовательными, профессиональными образовательными организациями, общественными организациями, для привлечения ресурсов направленных для оказания помощи в профессиональном самоопределении детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для обеспечение доступности данной услуги будет разработана выездная программа посещение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, которая включает в себя три этапа:
- «Самопознание» (направлен на диагностику склонностей к видам профессиональной деятельности);
- «Виртуальный профориентационный тур» (электронный носитель информации с действующей нормативной базой по обучению детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, перечень возможных профессиональных образовательных организаций для продолжения обучения, банк данных по заочным конкурсам и конференциям с выявленной профессиональной направленностью);
- «Мой выбор» (оформление заявки на поступление в профессиональные образовательные организации).
Определён механизм данного взаимодействия, а именно с одной стороны сотрудники центра могут выезжать к месту проживания обучающегося, а с другой стороны предоставляет услугу в режиме «Одно окно». В данном контексте «Одно окно» — это термин, обозначающий технологию предоставления профориентационных услуг для инвалидов, обучающихся с ОВЗ и их родителей. Технология «одно окно» имеет целью снизить время вынужденного поиска подходящих ПОО и характеризуется тем, что оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от проведения различных диагностик по профориентации, информационного сопровождения профориентации с учётом специфики данной категории обучающихся, вовлечение в конкурсное движение по различным аспектам выбранного направления, совместное изучения возможных мест обучения до подачи заявки на поступления.
Использование технологии мобильного центра в режиме «одно окно», для учащихся, родителей (законных представителей) предполагает использовать с одной стороны ИКТ - технологий, что позволяет организовать относительно недорогой информационный сетевой обмен, а с другой стороны сделать этот центр мобильным, что удешевит данный проект.
Предполагается, что создание мобильного центра в режиме работы «одно окно» для оказания профориентационных услуг обучающимся образовательных организаций муниципальных образований будет создан на базе профессиональной образовательной организации при активном содействии заинтересованных структур в соответствии договорам. Данный формат обеспечивает вариативности форм профориентации обучающихся, с учетом индивидуальной траектории обучения и формирования профессионального самосознания. Предполагается повышение мотивации обучающегося к труду, оказание адресной психологической помощи инвалидов и лиц с ОВЗ в осознанном выборе будущей профессии. Немаловажным является ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях, рост числа детей и родителей, удовлетворенных качеством предоставляемых им профориентационных услуг.
Работа мобильного центра на базе профессиональной образовательной организации для оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в профессиональном самоопределении должна стать одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций. При этом немаловажную роль отводится самой школе, которая состоит в правильном ориентировании инвалидов и лиц с ОВЗ на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, как личность через корректировку профориентационной работы в школе, так и внедрении элементов интеграции элементов профориентации через учебные предметы «Технология», «Обществознание», «Физика», «География», «Биология», «Химия». ПОО …. доработать.
Особую роль в проекте отводится требования к сотрудникам центра. Ведь помимо знаний основ профессиональной ориентации, специфики профессий, получаемых в профессиональных образовательных организациях, педагог должен обладать знаниями о рекомендуемых видах трудовой и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. С этой целью предполагается подготовка сотрудника как в межрегиональном ресурсном центре «Доступный мир», так на курсах повышения квалификации по направлениям, заявленных в проекте, а также консультаций для сотрудников центра в рамках сетевого взаимодействия.
Таким образом, определились желаемые результаты проекта, а именно:
Сформирован эффективный механизм профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ для самоопределения профессиональной траектории развития для поступления в организации профессиональной организации
Повышен уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ для поступления в организации профессионального образования на основе осмысленного анализа с учётом особенностей и возможностей. Повышение числа инвалидов и лиц с ОВЗ, поступивших в организации профессионального образования.
Снижен случайный выбор будущей профессии у учащихся 9 классов данной категории
Рост числа инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей, удовлетворенных качеством предоставляемых им профориентационных услуг,
Итогом работы по реализации данного проекта является:
- «дорожная карта» создания условий для эффективного самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении;
- нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и деятельность центра.
Созданный механизм социального партнерства позволит объединить усилия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования в решении проблем самоопределения и поступления в организации профессионального образования.
Доработать согласно новой теме
Эффективность проекта:
Социальная эффективность обусловлена тем, что, профессионально самоопределившись в школе, выпускники осознанно выбирают профессию, востребованную на селе и как следствие:
- снижение напряженности на рынке труда своего поселения;
- сокращение объема выплат социальных пособий по безработице;
- имеющиеся в селе вакансии будут закрыты, предприятия начнут экономически развиваться;
- повышение качества жизни и рост валового продукта
Экономическая эффективность рассчитана для населённого пункта с количеством жителей до 10 000 человек и количеством работающих 6000 человек и уровнем безработицы 5% (300 человек). Общая сумма выплат за месяц составляет 360тыс. руб., в год 4320тыс. руб., за 3 года 12960 тыс. руб.
В результате реализации нашего проекта снижение безработицы составит 1%, что приведёт к увеличению производства на 10%, что увеличит доходную часть бюджета на 5% и уменьшит количество выплат пособий по безработице, а также снизит затраты на содержание безработных.
1 год 2 год 3 год
Число безработных
(чел.) 300 240 180
% безработицы 5 4 3
Выплаты пособия по безработице в месяц (в тыс.руб.) 360 288 216
Выплаты пособия по безработице в год (тыс.руб.) 4320 3456 2592
Экономическая выгода в месяц от реализации проекта (тыс.руб) 72 144
Экономическая выгода в год от реализации проекта (тыс.руб) 864 10368
Таким образом, реализация проекта по созданию центра в режиме «одно окно» приведет к экономическому эффекту 4855644 рублей в год только за счет улучшения ситуации на рынке труда и сокращения выплат по безработице.
2.5. Механизмы реализации проекта
Механизм реализации цели и задач проекта включает:
разработку, внедрение «дорожное карты» проекта;
формирование и апробацию нормативной базы центра;
обучение педагогов проекта по проблеме проекта.
формирование и апробацию выездных мероприятий, направленных на самоопределение и выбор инвалидами и обучающимися ОВЗ профессий на базе ПОО;
разработку, апробацию программы мониторинговых процедур по выявлению эффективности работы центра;
создание электронного ресурса по различным аспектам профессионального самоопределения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ;
2.6. Этапы реализации проекта
Реализация проекта предполагает следующие этапы:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 года) – подготовительный.
Основные задачи этапа:
1.Изучение нормативно - правовой базы по данной проблеме, методических рекомендаций, опыта;
2.Выявление востребованности услуги по оказанию помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в профессиональном самоопределении.
2. Формирование рабочей группы с учётом специфики проекта.
3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности мобильного центра профессиональной ориентации для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на базе профессиональной образовательной организации
4.Определение социальных партнёров и их вклада в реализацию проекта. Заключение договоров.
6. Создание банка востребованных информационно-поисковых систем по данному направлению.
7.Создание условий для повышения квалификации педагогов, задействованных в работе центра.
8. Создание социальной рекламы центра.
Второй этап – основной (январь – август 2017 года).
Основные задачи этапа
Проверить функциональность сформированной нормативно-правовой базы центра
Апробировать технологии, разработанных в рамках проекта, способствующих самоопределению инвалидов и лиц ОВЗ в выборе конкретной профессии в профессионального образовательной организации.
Определить оптимальный формат взаимодействия в заявленном режиме «Одно окно».
Организовать системное взаимодействие с использованием различных форматов, технологий с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Апробировать оптимальный набор диагностических процедур, реализуемых в работе данного центра.
Выявить проблемные поля в профориентации у обучающихся 8-9 классов, отнесённых к особой группе лиц (инвалиды и лица с ОВЗ).
Скорректировать формата взаимодействия с участниками проекта.
Адаптация знаний педагогов к реальным запросам участников проекта.
Третий этап – заключительный (сентябрь – декабрь 2017 года)
Основные задачи этапа:
1.Мониторинг результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего осуществление профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ.
2. Обобщение и распространение положительного опыта
3. Формирование компетентности педагогов Центра для оказания профессиональной ориентации инвалидам, лицам с ОВЗ и их родителям по вопросам профессионального самоопределении для принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом их особенностей и возможностей.
4.Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.
Предполагаемые результаты 1 этапа:
Банки данных нормативных документов, методических рекомендаций по проблеме
Наличие рабочих групп по:
разработке нормативно - правовой базы деятельности центра;
формированию механизма сетевого взаимодействия;
по формированию банка данных информаций различной направленности о деятельности ПОО с учётом перечня профессий возможных для освоения инвалидов и лиц с ОВЗ и др.;
формированию информационной базы данных об учащихся 8-9 классах, относящихся к группе инвалидов и лиц с ОВЗ, желающих получать услуги Центра;
по отбору комплекса методик для профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ;
создание и обновление электронного ресурса по различным аспектам профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Наличие разработанных нормативно-правовых актов:
- дорожная карта по организации деятельности Центра;
- положение о мобильном центре и образец формы заявления на оказание профессиональных услуг мобильным центром.
Наличие договоров по оказанию помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в профессиональном самоопределении с различными социальными партнёрами.
Наличие информации по изучению социального заказа на оказание профессиональных консультаций для инвалидов и лиц с ОВЗ по отбору (подбору) на профессии ПОО;
Наличие электронного ресурса с разработанной структурой, позволяющей ориентироваться инвалидам, лицам с ОВЗ и их родителям в вопросах определения будущей профессии на базе ПОО с обновлением не реже 2 раз в год.
Направление на курсы повышения квалификации педагогов по проблеме проекта, организация консультаций для педагогов, задействованных в работе центра, с социальными партнёрами по вопросам профессионального самоопределении инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом их особенностей и возможностей.
Наличие баннера «Профнавигация без барьеров».
Предполагаемые результаты 2 этапа:
Наличие функционально оправданной нормативно – правовой базы реализации проекта
Наличие апробированного алгоритма взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ по вопросам профессионального отбора на различные профессии ПОО.
Наличие описания технологии «Одно окно» в рамках проекта.
Системное проведение консультирования, различных мероприятий по профессиональному ориентированию;
Наличие апробированного диагностического материала в рамках проекта;
Наличие методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций по профессиональной ориентации детей инвалидов и лиц с ОВЗ;
Наличие апробированной системы сетевого взаимодействия.
Отсутствие «белых точек» в знаниях педагогов для осуществления диалога с участниками проекта.
Предполагаемые результаты 3 этапа:
Наличие самоанализа и независимых статистических данных по итогам реализации проекта и «дорожная карта» по совершенствованию профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях взаимодействия ОО-ПОО .
Наличие кейс-наработок рабочих групп проекта.
Сформированная компетентность педагогов Центра для оказания профессиональной консультации инвалидам, лицам с ОВЗ и их родителям по вопросам профессионального самоопределении для принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом их особенностей и возможностей.
Презентация результатов реализации центра
Публикация материалов проекта.
2.7. Критерии эффективности проекта
К основным критериям  эффективности проекта относится:
1. Создание механизма сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в период выбора профессии.
2. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного выбора.3. Потребность в обоснованном выборе профессии.
4.  Степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.5. Наличие у обучающихся обоснованной траектории профессионального развития. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.
6. Повышения уровня компетенции педагогов, деятельность которых связанная с профориентационной деятельностью с инвалидами, лицами с ОВЗ и их родителями;
2.8. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов
Реализация нашего проекта сопровождается определенными рисками. Отсюда возникает необходимость оценки их источников.
Для реализации проекта требуются следующие ресурсы:
Кадровое обеспечение Повышение квалификации педагогов по особенностям организации и проведения профориентационной работы с детьми-инвалидами и лиц с ОВЗ.
Привлечение компетентных специалистов по данному направлению.
Информационное обеспечение Информирование родителей, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ посредством индивидуального информирования классным руководителем общеобразовательной организации;
создание на сайте ОО странички со ссылкой на сайт мобильного центра,
издания буклетов, памяток о деятельности мобильного центра
размещение банера по направлениям деятельности мобильного центра.
Мотивационное обеспечение Организация консультаций, теоретических и научно-практических семинаров, использование возможностей социального партнерства с целью повышения мотивации детей - инвалидов и лиц с ОВЗ в участии профориентационных мероприятия
Организационное обеспечение Формирование рабочих групп по направлениям проекта, составление индивидуального маршрута профориетациии детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, привлечение социальных партнёров, информирование руководителей муниципальных образований о достижения и проблемах центра
Финансовое обеспечение Пополнение материально-технической базы ОО, заключение договоров с социальными партнёрами по использование их ресурсов, привлечение внебюджетных средств.
Материально-техническое Приобретение ноутбуков, расходных электронных ресурсов.
Введение дополнительных показателей выплат стимулирующего характера за дополнительную работу в рамках реализации эффективного контракта.
Кадровое обеспечение проекта
Кадровое обеспечение проекта предполагает распределение функциональных обязанностей и обеспечение деятельности руководителя центра, педагога - психолога, тьютера.
Финансово-экономический ресурс
Финансирование проекта планируется осуществить за счет перераспределения средств регионального и муниципального бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных средств на основе пожертвований.
Наименование оборудования или услуги
Предполагаемое финансирование из различных источников
Кол-во (шт., чел.)
Цена за ед.
( тыс. руб.)
Итого
( тыс.руб.)
1 Повышение квалификации сотрудников, отвечающих за социально-психологическую поддержку
6 10 60(региональный бюджет)
2 Оплата труда классных руководителей (стимулирующие выплаты)
10 0, 720
7,2 (региональный бюджет)
3 Стимулирующая надбавка педагогическим работникам за снижение количества подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию По результатам
работы 5-10% 4 Дооснащение кабинета социально –психологической службы ( комплект мультимедийного оборудования, графический планшет, мобильный класс, настенные стенды)
1 435 435 (депутатский фонд, спонсорская помощь)
5 Транспортные расходы на перевозку обучающихся к социальным партнерам
25
3 75 (муниципальный бюджет)
6 Канцелярские принадлежности и замена расходных материалов
30 1 30 (субвенции)
ИТОГО 608,4
2.9. Возможные риски, способы их снижения и мониторинг реализации проекта
В ходе реализации проекта могут возникнуть риски, снижающие эффективность реализации проекта с предполагаемым положительным результатом. Нами были выделены следующие риски и пути их минимизации:
Риски Способы снижения рисков
Низкая мотивация детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в участии в мероприятия по профориентации усиление РR - составляющей деятельности центра;
распространение положительного опыта построения профессиональной карьеры инвалидов и лиц с ОВЗ;
организация встреч с успешными людьми с различными ограничениями в здоровье, успешно реализовавшиеся в профессиональной деятельности.
Увеличение нагрузки на руководителя ПОО составление и продвижение с помощью социальных партнёров программы региональной инновационной площадки по внедрению различных форм профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, с целью получения дополнительного финансирования. Из привлеченных средств введение в штатное расписании ПОО руководителя мобильного центра и делегирование ему большую часть полномочий в части организации деятельности центра, взаимодействия с социальными партнёрами
Низкая мотивация педагогов, задействованных в работе центра активное использование стимулов (грамоты, благодарственные письма социальных партнёров);
использование фонда материального стимулирования;
учёт данной деятельности в качестве участников региональной инновационной площадки при аттестации на категорию;
предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в каникулярное время педагогам, занятым в деятельности центра.
Формальный подход участников социального взаимодействия к реализации профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ проведение совместных мероприятий по
проблемам профориентации для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
корректировка плана сетевого взаимодействия с партнерами
Недостаточно эффективный механизм
мобильного центра
пересмотр базы проведения индивидуальной работы по профессиональному ориентированию с места проживания ребёнка-инвалида или с ОВЗ на базу ПОО
привлечение различных специалистов общеобразовательных учреждений, психологической службы, профессиональной образовательной организации, центра службы занятости для организации и проведении занятий профориентационной направленности
для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на базе вышеперечисленных организаций

2.10. Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации проекта
Для определения эффективности реализации Проекта были выделены следующие критерии:
Индикатор Показатель Значение
Информированность инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей о возможности построения профессиональной траектории развития с учётом их особенностей и возможностей.
***Диагностика проводится не менее 2-х раз в год. Динамика позитивных изменений «+»
Охват профориентационной работой инвалидов и лиц с ОВЗ муниципального образования Доля инвалидов и лиц с ОВЗ, охваченных услугами мобильного центра от общего кол-ва учащихся 8-9 классов данной категории в муниципальном образовании 100%
Удовлетворённость инвалидов и лиц с ОВЗ деятельностью центра по профессиональному самоопределению Доля детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, систематически участвующих в мероприятиях, организованных Центром от общего числа зарегистрированных в центре
100%
Профессиональное самоопределение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ Доля инвалидов и лиц с ОВЗ, поступивших в ПОО.
Динамика позитивных изменений «+»
3. Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Для справки
Реализация нашего проекта сопровождается определенными рисками. Отсюда возникает необходимость оценки их источников.
Для реализации проектатребуются следующие ресурсы:
Кадровое обеспечение Повышение квалификации педагогов с учётом специфики профилактической работы с подростками. Привлечение компетентных специалистов по данному направлению.
Информационное обеспечение Информирование педагогического коллектива, родителей, обучающихся посредством общешкольных собраний, библиотечно-информационного центра, сайта ОО, издания буклетов, памяток; еженедельных информационных бюллетеней, ежемесячного выпуска школьной газеты о достижениях в профилактической работе с подростками.
Мотивационное обеспечение Организация квалифицированных консультаций, теоретических и научно-практических семинаров, использование возможностей социального партнерства с целью повышения мотивации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организационное обеспечение Работа координатора, формирование рабочих групп по направлениям проекта, составление расписания, привлечение социальных партнёров, тьюторское сопровождение.
Финансовое обеспечение Модернизация материально-технической базы ОО, привлечение внебюджетных средств.
Материально-техническое Обеспечение школьной библиотеки и медиатеки, учебно-методической, научно-методической литературой.
Приобретение мультимедийного, технологического оборудования.
Компьютеризация образовательного процесса, приобретение программного обеспечения.
Введение дополнительных показателей выплат стимулирующего характера за дополнительную работу в рамках реализации эффективного контракта.
Кадровое обеспечение проекта
Кадровое обеспечение проекта предполагает распределение функциональных обязанностей и обеспечение деятельности координатора, классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога на основе социального партнерства и сотрудничества.
Финансово-экономический ресурс
Финансирование проекта планируется осуществить за счет перераспределения средств регионального и муниципального бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Наименование оборудования или услуги
Предполагаемое финансирование из различных источников
Кол-во (шт., чел.)
Цена за ед.
( тыс. руб.)
Итого
( тыс.руб.)
1 Повышение квалификации сотрудников, отвечающих за социально-психологическую поддержку
6 10 60(региональный бюджет)
2 Оплата труда классных руководителей (стимулирующие выплаты)
10 0, 720
7,2 (региональный бюджет)
3 Стимулирующая надбавка педагогическим работникам за снижение количества подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию По результатам
работы 5-10% 4 Дооснащение кабинета социально –психологической службы ( комплект мультимедийного оборудования, графический планшет, мобильный класс, настенные стенды)
1 435 435 (депутатский фонд, спонсорская помощь)
5 Транспортные расходы на перевозку обучающихся к социальным партнерам
25
3 75 (муниципальный бюджет)
6 Канцелярские принадлежности и замена расходных материалов
30 1 30 (субвенции)
ИТОГО 608,4
Возможные риски, способы их снижения и мониторинг реализации проекта
В ходе реализации проекта могут возникнуть риски, снижающие эффективность реализации проекта с предполагаемым положительным результатом. Нами были выделены следующие риски и пути их минимизации:
Риски Способы снижения рисков
Низкая мотивация партнеров к взаимодействию
заинтересованность социальных партнеров в привлечении подростков для сотрудничества;
увеличение целевой аудитории для партнеров.
Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки
активное использование стимулов (грамоты, благодарственные письма);
использование фонда материального стимулирования;
использование компенсационного фонда за победы подростков в спортивных мероприятиях
консалтинговая поддержка педагогов;
предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в каникулярное время педагогам, занятым во внеурочной деятельности;
Формальный подход участников социального взаимодействия к реализации программы совместной работы с социальными партнерами
Введение дополнительных показателей выплат стимулирующего характера за дополнительную работу в рамках реализации эффективного контракта
Корректировка плана взаимодействия с партнерами
Увеличение нагрузки на участников социального взаимодействия
Скорректировать учебную нагрузку и расписание внеурочных занятий
Низкая мотивация подростков и родителей (законных представителей) к выходу из сложившейся трудной жизненной ситуацией
Модернизация работы социально-психологической службы в ОО
Недостаточно эффективный механизм межведомственного взаимодействия
Модернизация механизма взаимодействия с социальными партнерами и создание условий преодоления трудных жизненных ситуаций
Заключение
Таким образом, проект имеет практическую направленность. В нем описаны конкретные модели и механизмы взаимодействия общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, центров занятости, центров психологического сопровождения обучающихся, учреждений здравоохранения по вопросам оказания профориетационных услуг для самоопределения и поступления в ПОО инвалидов и лиц с ОВЗ.
Проект является социально значимым:
внедрение межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной организации детей инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020 гг;
создание модели мобильного центра в режиме «одно окно», для учащихся, родителей (законных представителей).
Наличие разработанных механизмов позволят:
отобрать наиболее эффективные методы формирования профессионального самоопределения инвалидами и лицами с ОВЗ будущих профессий ;
обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;
демонстрировать значимость выбранных профессий и востребованность их обществом.
В ходе реализации проекта будет активно использоваться сложившаяся структура мобильного центра в режиме «одно окно» и созданный механизм социального партнерства, что позволит объединить усилия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования в решении проблем самоопределения и поступления в организации профессионального образования детей – инвалидов и лиц с ОВЗ.
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
2. Конвенция №142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»;
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
4. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991г. №1032-1(редакция от 29 декабря 2015г.) «О занятости населения в Российской Федерации».
5. Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
6. Приказ Минтруда России от 23 августа 2013гю №380н « Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»;
7. Приказ Минтруда России от 4 августа 2014г. №515 «об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации» (Закон об образовании)
Приложение 1
Таблица №1.
Прогнозируемые результаты.
№ Прогнозируемые
Результаты Индикаторы Показатели Значения
1. Локальные акты - Положение о центре в режиме «одно окно»
- Положение о профориентационной работе в центре в режиме «одно окно» образовательном учреждении СПО
- должностная инструкция руководителя центра в режиме «одно окно» по профориентационной работе Количество штук 4
4
4
2. Договора - Договора сотрудничества с ОУ СПО
- Договора сотрудничества с ОУ НО
- Договора сотрудничества с промышленными предприятиями Количество штук 19
3. Количество школьников, поступивших в ОУ СПО Обучающиеся Количество человек 1200
5. Количество выпускников ОУ СПО, пришедших на промышленные предприятия Молодые специалисты Количество человек 1100
7. Степень удовлетворенности участников сетевого взаимодействия (родители, обучающиеся) системой профориентационной работы и трудоустройством. Соцопрос
Анкетирование % 80%
8. Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки молодых специалистов, участников сетевого взаимодействия центра Соцопрос
Анкетирование % 80%
Паспорт проекта
«Создание мобильного Центра профессиональной консультации для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на базе профессиональной образовательной организации»
Организация – разработчик
(Название, юридический статус, адрес, телефон, факс, эл. почта) КОУ КШИ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» 396032, Воронежская область, Рамонский район, с. Горожанка, ул. Школьная, д. 8, тел. (47340) 4-41-17; тел.8-900-309-55-55, gsshi@yandex.ru
Руководитель организации (ФИО, наименование должности, адрес с индексом, тел., факс, эл. почта) Директор Ивлев Сергей Иванович, КОУ КШИ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» 396032, Воронежская область, Рамонский район, с. Горожанка, ул. Школьная, д. 8, тел. (47340) 4-41-17; 8-900-309-55-55, gsshi@yandex.ru
Автор проекта
(ФИО, должность в организации, адрес с индексом, телефоны: рабочий, домашний, эл. почта) Директор Моргачева Татьяна Николаевна, Муниципальное общеобразовательое учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны 399540, Липецкая область, с. Тербуны, ул. Красноармейская, д. 4,
тел. 8 (47474) 2-99-63; 8-920-515-53-72 , terbunskayashckola@yandex.ru
География проекта
(где будет проходить работа по проекту) Воронежская область, Липецкая область.
Целевая социальная группа
( кто получит помощь или поддержку) Дети «группы социального риска» образовательных организаций
Партнеры – участники проекта Авдеев Валерий Валерьевич, директор, КОУ КШИ ВО «Великого князя Михаила Павловича кадетский корпус», 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д.44,тел. 8-980-348-82-02, avdeevv69@mail.ru Лобанова Татьяна Михайловна, директор, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шубинская средняя общеобразовательная школа , 397805, Воронежская область, Острогожский район c. Шубное, ул. Мира, д. 9, т.8 (47375) 6-41-97; 9-951-874-61-45, schubnsosch@mail.ru; lobanova.tat-m2012@yandex.ruЛогачева Татьяна Митрофановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 79, 394008, г. Воронеж , ул. Волго-Донская, д.26, тел. (473)244-57-09; 8-951-867-25-49, moycolli79@yandex.ru; tm.logacheva@yandex.ruСоколов Владимир Николаевич, директор, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19, 394063, г. Воронеж, ул. Ленинский проспект, д. 197а, тел. 8 (473) 223-56-24; 8-920-227-42-39, shkola19-vrn@mail.ruСоломатина Ольга Николаевна, заместитель директора, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бондарская средняя общеобразовательная школа, 393230, Тамбовская обл., Бондарский район, с. Бондари, ул. Советская, д. 4, тел. 8(47534) 2-47-86: 8-920-482-83-33, solomatina.70@mail.ru
Этапы проекта Организационный этап:
(январь 2016 г. - август 2016 г)
Цель: теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта.
1.Аналитико-диагностическая деятельность:
2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
3. Изучение литературы, публикаций по проблеме, методических рекомендаций.
4. Формирование рабочих групп с учётом специфики проекта.
5.Развитие материальной и методической базы для реализации проекта.
6.Разработка программ (планов) мониторинговых исследований и работы с педагогическими кадрами.
7.Разработка единых требований образовательного процесса в начальной, основной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
8. Разработка моделей в рамках инновационного проекта
Результат: Создание проблемно-творческих групп, банка данных по результатам мониторинга, моделей социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Реализационный этап:
( сентябрь 2016 г. - август 2017 г.)
Цель: реализация проекта.
1. Разработка содержания, методического обеспечения программ и курсов.
2. Перевод образовательного процесса на новый уровень на основе сетевого взаимодействия с использованием методов активной педагогики и информационных технологий.
3. Реализация требований ФГОС.
4.Апробация моделей, разработанных в рамках проекта, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеграции общего и дополнительного образования, социального партнерства и сетевого взаимодействия.
5. Реализация мероприятий программы психолого-педагогического сопровождения проекта.
6. Корректировка локальных актов общеобразовательных организаций.
Результат: Создан (и функционирует) центр гражданско-патриотического воспитания для детей группы «социального риска». Разработана нормативная база. Подготовлены к работе кадры. Проводится системная работа по обмену опытом работы воспитателей кадетского корпуса и социальных педагогов ОО.
Аналитический этап:
( сентябрь 2017 г. - июнь 2018 г.)
Цель: анализ работы Центра и инновационных методик, выполняющих функции социализации детей «группы риска».
Содержание деятельности
1. Мониторинг результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития кадетского корпуса как сетевого центра и инновационной деятельности.
2. Обобщение образовательных практик и их институализация (закрепление в локальных нормативных актах ОО).
3. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.
Результат: ознакомление педагогического сообщества с полученным опытом. Публикация материалов проекта.
Стоимость проекта 6080 000 рублей
Аннотация
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Новая школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога по формированию личности гражданина является работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска.
Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых и подростков, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. В российской действительности появился и получил долговременную прописку феномен «уличные дети».
Как работать с этими детьми? Кто может стать для них примером? Эти вопросы волнуют сегодня все сознательное поколение.
Проанализировав ситуацию результатов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, мы пришли к выводу, что сложившиеся в кадетских корпусах традиции воспитания можно использовать в практике совместной работы образовательных организаций и кадетских корпусов. Работа эта будет заключаться не в прямом копировании деятельности воспитателей кадетских корпусов учителями предметниками образовательных учреждений, а в выступлении в роли воспитателя кадета по отношению к ребенку «группы риска» из образовательного учреждения.
Нами предпринята попытка найти решение этой проблемы через создание Центра гражданско-патриотического воспитания для детей «группы риска» на базе кадетского корпуса, в котором они в результате совместной деятельности с кадетами принимают ценности, свойственные гражданину России.
Цель нашего проекта -

создание условий для усвоения обучающимися норм и ценностей общества как основы гражданственности.
Реализация поставленной цели предопределила решение ряда следующих задач:
разработать структуру центра;
спроектировать механизм сетевого взаимодействия;
организовать повышение квалификации педагогических кадров с учетом специфики работы центра;
формировать материально-техническую базу центра;
выстроить систему тьюторства:
кадет ↔ «трудный» подросток.
Желаемые результаты проекта:
уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям. Желание и умение подростков вести здоровый образ жизни. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, высокого патриотического и гражданского сознания;
обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками;
удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время. Повышение обученности и уровня физической подготовки детей «группы риска».
Риски проекта:
1. Недостаточная координация действия отдельных школ-спутников, обеспечивающих образовательную деятельность центра.
2.Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогических работников в связи со спецификой работы.
3.Неготовность к реализации проекта и недопонимание частью педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) сути инновационных изменений, обеспечивающих реализацию проекта.
4. Недостаточный уровень финансирования проводимых мероприятий.