Урок окружающего мира по теме: «Человек в ответе не только за тех, кого приручил» во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Аннотация

Данный урок окружающего мира во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» построен, используя технологию личностно-ориентированного обучения: технологию сотрудничества. Этот урок является обобщающим.
К данному уроку имеется презентация (слады с изображением различных животных). Урок был представлен на семинаре учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспективная начальная школа». (Слайд 1)

Тема урока: Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

Цели урока:1)Обобщить и систематизировать знания по темам:
«Насекомые», «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся»,
«Птицы», «Звери».

2) Воспитывать бережное и ответственное отношение к
природе.

Задачи урока: 1) Повторить отличительные признаки насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.
2) Познакомиться с животными Ростовской области, занесёнными в
Красную книгу
3) Узнать интересные сведения о жизни многих животных.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды с изображением животных, глобус, учебники, тетради для самостоятельных работ.

Литература: Программы четырёхлетней начальной школы: Проект
«Перспективная начальная школа» / Чуракова Р.Г.,
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.- Изд. 3 -, исп. М.:
Академкнига/Учебник, - 2010.
Федотова О.Н. Наш мир: 2кл.: Учебник: В 2ч. / О.Н.Федотова,
Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. – Изд.2, иср. И доп. – М.:
Академкнига/Учебник, 2010 –Ч. 2.
Федотова О.Н. Окружающий мир: 2кл.: Методическое
пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимов, С.А.Трафимов. –М.:
Академкнига/Учебник.2010.













Ход урока.

I. Мобилизующее начало.

II. Вводное слово учителя
Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.(Слайд 2) Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде. Одни из самых многочисленных и интересных жителей Земли – это животные. .(Слайд 3).

III.Обобщение по теме «Разнообразие животных»

Игра «Кто лишний?» .(Слайд 4).
Признаки млекопитающих. .(Слайд 5).
Игра «Кто лишний?» .(Слайд 6).
Признаки птиц. (Слайд 7).
Игра «Кто лишний?» . (Слайд 8).
Признаки насекомых. . (Слайд 9).
Игра «Кто лишний?» . (Слайд 10).
Признаки рыб. . (Слайд 11).
Распредели животных на две группы. . (Слайд 12).
Признаки пресмыкающихся и земноводных. . (Слайд 13).
Распредели животных на две группы. . (Слайд 14).
Дикие и домашние животные.. (Слайд 15).
Кто строит жилища. (Слайд 15).
Чьё жилище? (Слайд 16).
Кто строит жилища (Слайд 17)
Как кормятся эти животные. (Слайд 18).
Как животные заботятся о потомстве. (Слайд 19).
Назовите детенышей. (Слайд 20).
Сравните и сделайте вывод. (Слайд 21).
Подумай. (Слайд 22). (Слайд 23).

VI. Физминутка.
VII. Работа над новым материалом.
Постановка проблемного вопроса.
За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов рыб, 26 видов птиц(Слайд 24).
Каковы причины появления Красной книги? (Слайд 25). Почему же она красная?
(Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя).
Красный цвет – это сигнал опасности.
Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты собранные учеными о
животных и растениях
В 1948 году в небольшом французском городке Фонтенбло (Слайд 26). на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. (МСОП)
В этой книге перечислены растения и животные, о которых мы тревожимся, они могут исчезнуть с лица Земли, если мы их не защитим – они погибнут. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают)
Да, человек стрелял, поджигал леса, вырубал заросли, загрязнял окружающую природу, а животные этого не любят. (Дети дополняют)
. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году в 1 томе, а в 1984 году - 2 тома. Существует Красная книга Ростовской области (2 тома). (Слайд 27)
3.Групповая работа. Дети рассказывают о животных родного края, которые занесены в Красную книгу.(Слайд 28)
Группа 1 – Рыбы (Слайд 29) (Слайд 30)
Группа 2 – Птицы (Слайд 31)
Группа 3 – Звери (Слайд 32)
Экскурсия в «Выставочный зал» , где представлены рисунки экологических знаков.
Повторение правил поведения в природе(Слайд 33)
Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
Правило 5. Берегите почву!
Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
VIII. Обобщение по теме.
1. Работа в тетради на печатной основе. (С. 33)
Учитель:
- Почему человек в ответе за всё живое на планете Земля?
Ученик:
- Человек – самое разумное существо на планете Земля. Он строит корабли, осваивает Луну, готовится полететь на Марс, т.е. он хозяин природы, однако нельзя забывать о том, что только в содружестве с природой человек сохранит планету Земля для будущих потомков.

- Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
(Слайд 34)

IX. Задание на дом.
X. Рефлексия. (3 минуты)
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
XI. Подведение итогов урока.