конспект урока по окружающему миру Почему идёт дождь и дует ветер 1 класс


"Почему идет дождь и дует ветер?"
Цель: расширять знания о дожде и ветре и значении этих явлений для жизни растений, животных и человека
Задачи:
Образовательные:
расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре;
раскрыть значение этих явлений для человека, растений и животных;
объяснить причины возникновения дождя и ветра;
Развивающие:
развитие логического мышления;
умение сравнивать и анализировать;
развитие наблюдательности;
Воспитательные:
воспитание любви, внимательного и бережного обращения к родной природе;
привитие интереса к данной теме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения ветра и дождя
Оборудование:
для учителя: проектор, компьютер, презентация, CD-диск, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь  ч.2, фен.для учащихся: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь  ч.2., цветные карандаши, MacВook.
Ход урока
1. Орг. момент
Будем все внимательны,
А ещё старательны
2. Актуализация знаний, постановка проблемы
- Но сначала давайте повторим материал прошлого урока о звёздах, солнце и луне. Игра «Веришь не веришь»
1. Луна это планета.
2. Луна спутник Земли.
3. На луне растут растения и живут забавные животные.
4. День на луне длиться две недели.
5. Ночью на луне стоит сильная жара.
6. Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Луны.
7. На Луне нет воды и воздуха, поэтому там нет живых организмов.
8. Солнце самая большая звезда.
9. Луна как и солнце светит и греет.
10. Луну изучают геологи.
11. Луна, словно зеркало, отражает свет Солнца.
12 В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её форма меняется.
3. Самоопределение к деятельности
Вы любите разгадывать загадки? А  тайны?
Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа.
Он пришёл, наполнил кадки,Поливал усердно грядки,С шумом окна промывал,На крыльце потанцевал,Побродил по крыше вволюИ ушел по лужам в поле. (Дождь)
Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это... (Ветер)
– Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
– Правильно, сегодня мы с вами узнаем, почему идет дождь и дует ветер.
4. Совместное открытие нового
– Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?
– И почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения?
– Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
Эксперимент
– Проведем небольшой эксперимент
(проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)
Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза  (2 лужи)
(одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)
– Куда делись капельки воды? 
– Мы видели, как испарялась вода?
– Какая лужа испарилась быстрее?
– Почему?    
– А что в природе  нагревает воду? (солнце) 
5. Моделирование «ОБРАЗОВАНИЕ ДОЖДЯ»  (установление причинно-следственных связей)
Давайте посмотрим, как это происходит в природе…
(дети выходят к доске и находят нужные предметы)
На доске прикреплен водоем.
– Понаблюдаем за путешествием  КАПЕЛЬКИ:
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду, Не слушалась родителей: "Куда хочу – пойду!" С подружками резвиться могла хоть целый день, Смеяться и кружиться ей никогда не лень. Могла поплыть налево, направо плыть могла, Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела! Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало. "Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!" И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал, И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал. Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч, И Ветер вдруг как засвистит: "Я тоже, мол, могуч!" И хлынул дождик проливной, всю землю окропил. И вот поток уже речной все капли подхватил. И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей, И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
6. Физминутка.  «Дождик» 
Капля раз,                                       (прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два.                                       (прыжок.)
Очень медленно сперва.                 (4 прыжка.)
А потом, потом, потом                     (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли                 (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли.                   (руки полукругом над головой.)
7. Продолжение работы по теме урока. (Работа по учебнику. Работа в группах)-Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.
(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст)-Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.
(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
-Что же такое туча? (Тёмное густое облако)
-Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды)
- Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)Вывод: (Читаем в учебнике)
-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?
-Что такое ветер? (Это движущийся воздух.)
-Прочитайте третье задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.
(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
- Ребята, а мы можем сами получить ветер?
Опыт: Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)
-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)
Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
-Прочитайте четвёртое задание на с. 36 учебника. (Учитель выслушивает ответы нескольких учеников)
-Проверим себя, правильно ответили на вопрос. Прочитайте текст на с. 87
- Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер.
(Обрывает провода, срывает крыши с домов…)
– А может ли человек создать искусственный ветер? Подумайте? (вентилятор, сквозняк, веер)
Вывод:
– Что мы можем сказать о ветре? Какой мы можем сделать вывод?
 Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности. (Прочитать в учебнике)
8. Подведение итогов урока
- Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?
- Почему идёт дождь?
- А почему дует ветер?- Что интересного вы сегодня узнали, услышали?
- Какие открытия вы для себя сделали?
9. Рефлексия
– Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира, кому было интересно на уроке – прикрепите на небо солнышко, а кому не очень – тучку.
Все молодцы! Спасибо за урок.
Литература:
1.Учебник «Мир вокруг нас» 1 класс А.А. Плешаков.2012г.
2.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир Т.Н.Максимова.2012г.
3.Интернет ресурсы. Физкультминутка Ячменева «Злая тучка»
4.Интернет ресурсы. Мультфильм «Приключение капельки. Или Круговорот воды в природе»
5.Сборник стихов Г.Новицкой6. КуликовА.Н.,Гурлянд С.Г. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?» М.: Багира,1995г.