Рабочая программа внеурочной деятельности Тропинка к своему я в 5 классе


УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ТРОИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСОБРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Утверждаю: Согласовано:
Директор МКОУ «Кособродская ООШ» Заместитель директора по УВР
_____________/ С.В. Коледова/ ________________/ Е.В. Старикова
Программа
внеурочной деятельности
«Тропинка к своему «Я»
(наименование учебного предмета/курса)
2015-2016 учебный год
Срок реализации программы
составлена на основе программы О.Хухлаевой«Тропинка к своему «Я»
Старикова Елена Васильевна________
(ф.и.о. учителя/преподавателя, составившего рабочую учебную программу)
Ступень образования
основная
5 класс

2015 г.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
С методическим советом школы Директор МБОУ Куминская СОШ
Зам.директора школы по ВР ___________________Л.П.Третьяк___________________Т.Д.Полищук Приказ №_______________
Протокол №_____________
«_______»______________2014г. «______» _____________2014г.
Паспорт программы
Полное название программ Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я»
Организация-заявитель МБОУ Куминская средняя общеобразовательная школа
Руководитель организации Директор МБОУ Куминская СОШ Третьяк Л.П.
Адрес организации Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский район, п. Куминский, ул. П.Морозова, 7
Телефон/факс 8(34677)39-1-71, 39-1-72
Авторский коллектив Шабанова Е.А.- педагог-психолог
География программы Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п.КуминскийЦелевые группы Группа учащихся 5-х классов
Цель программы Развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.
Направленность Социально-психологическое направление
Срок реализации Срок реализации 1 год, 2014-2015 уч.г.
Вид программы Составлена на основе авторской программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Уровень реализации Основное общее образование
Уровень освоения Общекультурный
Способ освоения содержания Рефлексивный
Краткое содержание Тренинговые занятия по программе «Тропинка к своему «Я» помогут младшим подросткам в трудный период адаптации, период перехода к взрослости. Занятия предоставляют возможность учащимся поговорить о себе, исследовать себя, получить знания о себе, получить опыт конструктивного общения. Основные направления групповой работы: аксиологическое (принятие себя и других), инструментальное (развитие умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы), мотивационно-потребностное (развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, формирование потребности в самоизменении и личностном росте).
Пояснительная записка
Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные требования и роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом к себе и другим в мире в целом. Позиция доверия и терпимости - это основа для формирования конструктивного общения в пользу мирного сосуществования, а не конфликтов. Центральным психологическим процессом является развитие самосознания и это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения. Согласно структуре, предложенной В.С.Мухиной, в самосознании можно выделить такие компоненты: собственное имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (ее права и обязанности), психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), половая идентификация.
Младшие подростки начинают активно осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо ориентируются, не уверены в его устойчивости. Данная программа позволяет помочь подросткам найти ответы на многие вопросы, развить у них эмоционально-личностную сферу.
Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.
Основные задачи:
ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,
способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,
способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности,
способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,
способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 34 занятия при продолжительности занятий 45 минут при частоте проведения занятий 1 раз в неделю.
Структура занятий
Каждое занятие делится на:
- эмоциональную разминку,
- основную часть по теме занятия,
- заключительную часть: игровую или тестовую.
Методы, используемые в программе:
- психологическая информация,
- интеллектуальные задания,
- ролевые методы,
- коммуникативные игры,
- игры, направленные на развитие воображения,
- задания с использованием терапевтических метафор,
- задания на формирование «эмоциональной» грамотности,
- когнитивные методы,
- дискуссионные методы.
Оценка эффективности:
В начале года (сентябрь) и в конце года (май) проводится обследование эмоциональной и личностной сфер по проективным методикам «Несуществующее животное» и «Дерево», по тесту тревожности Филлипса.
Ожидаемые результаты:
Систематические занятия по данной программе предполагают динамику в развитии личностных УУД. Будут формироваться:
- адекватная самооценка,
- установка на здоровый образ жизни,
- понимание чувств других людей и сопереживание им,
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- знание основных моральных норм и установка на их выполнение.
В сфере регулятивных УУД пятиклассники получат возможность:
- в сотрудничестве с психологом ставить новые задачи по самопознанию, самовоспитанию,
- проявлять познавательную активность,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей,
- контролировать и оценивать свои действия.
В сфере коммуникативных УУД у обучающиеся будут развиваться:
- умение учитывать мнение своего собеседника,
- умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями,
- диалогическая речь,
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание программы
Тема 1. Введение в мир психологии – 3ч.
Введение в мир психологии – 1ч.
Необходимость психологических знаний для человека. Составляющие счастливой жизни для человека.
Диагностика эмоциональной и личностной сферы. – 2ч.
Тема 2. Я – это Я. – 9ч.
Кто я, какой я? – 2ч.
Знакомство со своими личностными качествами.
Я – могу. - 1ч.
Нахождение позитивных качеств. Умение прощать и просить прощение.
Я нужен! – 1ч.
Человеческая потребность быть нужным окружающим.
Я мечтаю. - 1ч.
Умение мечтать и фантазировать.
Я – это мои цели. – 1ч.
Цели на будущее, на ближайшее будущее.
Я – это мое детство. – 1ч.
Детство – жизненный период, о котором нужно помнить.
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. – 2ч.
Настоящее и будущее как временные жизненные отрезки.
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. – 4ч.
Чувства бывают разные. – 2ч.
Осознание собственных чувств. Адекватное самовыражение.
Стыдно ли бояться? – 1ч.
Принятие своих чувств. Преодоление страха.
Имею ли я право сердиться и обижаться? – 1ч.
Регулирование чувств злости и обиды.
Тема 4. Я и мой внутренний мир. – 3ч.
Каждый видит мир и чувствует по-своему – 1ч.
Ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
Любой внутренний мир ценен и уникален – 2ч.
Самопринятие.
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир. – 4ч.
Трудные ситуации могут научить меня. – 2ч.
В любом событии есть плюсы и минусы. Обучающий эффект типичный трудный ситуаций школьника.
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. – 2ч.
Качества, составляющие внутреннюю силу.
Тема 6. Я и ты. – 6ч.
Я и мои друзья. – 2ч.
Проблемы подростковой дружбы.
У меня есть друг. – 1ч.
Эгоизм – качество, мешающее дружбе.
Я и мои колючки.-1ч.
Качества, мешающие и помогающие общению.
Что такое одиночество? – 1ч.
Какого человека можно назвать одиноким.
Я не одинок в этом мире. – 1ч.
Тема 7.Я начинаю меняться. – 5ч.
Нужно ли человеку меняться? -2ч.
Пути самосовершенствования. Зачем человеку изменения.
Диагностика эмоциональной и личностной сферы. – 2ч.
Заключительное занятие. – 1ч.
Подведение итогов.
Учебно-тематическое планирование курса
№ п/п Тема Всего часов В том числе Формы контроля Дата проведения
Теор. Практ. 1. Введение в мир психологии 1ч. 1 2-3 Диагностика эмоциональной и личностной сферы.
2ч 2 Результаты диагностики 4-5 Кто я, какой я?
2ч. 1 1 6 Я – могу.
1ч. 1 7 Я нужен!
1ч. 1 8 Я мечтаю.
1ч. 1 9 Я – это мои цели. 1ч. 1 10 Я – это мое детство.
1ч. 1 11-12 Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
2ч. 1 1 13-14 Чувства бывают разные.
2ч. 2 15 Стыдно ли бояться?
1ч. 1 16 Имею ли я право сердиться и обижаться?
1ч. 1 17 Каждый видит мир и чувствует по-своему.
1ч. 1 18-19 Любой внутренний мир ценен и уникален.
2ч. 2 20-21 Трудные ситуации могут научить меня.
2ч. 2 22-23 В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. 2ч. 2 24-25 Я и мои друзья.
2ч. 2 26 У меня есть друг.
1ч. 1 27 Я и мои колючки.
1ч 1 28 Что такое одиночество?
1ч. 1 29 Я не одинок в этом мире.
1ч. 1 30-31 Нужно ли человеку меняться?
2ч. 2 32-33 Диагностика эмоциональной и личностной сферы.
2ч. 2 Динамика в эмоциональной и личностной сфере 34 Заключительное занятие.
1ч. 1 Всего 34 3 31Литература для учителя
1. Вачков И. Путешествие к волшебнику. Школьный психолог, 2003г. №12. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. Москва. Вако, 2008г.
3. Кэррел Сюзан. Групповая психотерапия подростков. Санкт-Петербург. Питер, 2002г.
4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Москва. Академия, 2001г.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». Москва. Генезис, 2005г.
6. Шашкова З. Ты и я такие разные. Школьный психолог , 2002г. №11.7. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Москва. Генезис, 2005г
Литература для учащихся
Периодическая печать: «Классный журнал», «Мы».