Уроки русского языка во 2 классе по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Избердеевская начальная школа - детский сад
«Эффективное использование электронных приложений к учебникам УМК «Перспектива».
Уроки русского языка во 2 классе по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Учебник «Русский язык. 2 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 2012
Автор работы: учитель начальных классов филиала МБОУ Избердеевской начальной школы- детского сада в с.Петровское Куприкова Елена Вячеславовна
Урок 1. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.
Цель:
Предметная: вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»; объяснить,
почему написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу носит традиционный
характер и является орфограммой.
Метапредметная (Формировать УУД):
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
- Коммуникативные: воспитывать уважительное отношение к языку и его
традициям; слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу, ча-ща, жи-ши и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь распознавать мягкие твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их;
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова и тексты с данными орфограммами;
- уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.
Правописные умения:
- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн;
- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями;
-правильно списывать слова и предложения,
- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
Учебно-языковые умения:
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- составлять слова из букв
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;
- ориентироваться в учебнике, тетради;
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение.
Ресурсы
Информационный материал:
- учебник
Демонстрационный материал:
- плакат «Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн ».
- карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии
Технические средства обучения:
моноблок,
медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия:
презентация Power Point;
приложение к учебнику на электронном носителе (CD)
Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре –Смело, чётко говоримИ тихохонько сидим.
II. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа
- Слово, с которым познакомимся на уроке зашифровано. Догадайтесь, как его расшифровать.
ИЩОВО
- Что получилось? (Овощи.)
- Назовите овощи, которые вы знаете? (Дети называют)
- Что такое овощи? (Плоды, которые мы выращиваем на огороде)
- В словаре это слово объясняется так: по В. И. Далю, овощи — это «огородина, съедомая ботва и коренья: луки, капуста, морковь, репа, свёкла с ботвой и пр., также плоды огородные, как огурцы, арбузы, а встарь, и плоды древесные, садовые, также варёные и обсахаренные: пряные и составные овощи». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона подразумевал под овощами «все вообще огородные растения, идущие в пищу человека». По Т. Ф. Ефремовой, это «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу».
- Выполним задание на компьютере (Электронное приложение к учебнику(CD).- Прочитайте определение: что такое овощи.
- Игра «Кто больше». Назовём как можно больше овощей, которые растут у нас на огороде.
- В каких блюдах мы используем овощи?
- Найдите слово пальто в орфографическом словаре, запишите его, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Вспомните, какие «сказочные» овощи вы знаете?
III. Самоопределение к деятельности
- Электронное приложение к учебнику. Давайте поможем Мамлыне починить космический корабль. А для этого мы очень хорошо должны знать, какие буквы обозначают шипящие звуки.
- Молодцы! Мамлыня счастлива, потому что может отправиться к себе домой.
- Угадайте и запишите слово.
(Два ученика работают на откидной доске.)
Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут... (мыши). У них усы не для красы - Они показывают время И называются... (часы). Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.)
(Сверка с записями на доске.)
- Отгадки записаны одни и те же, но записи слов различаются буквами, стоящими после шипящих. Кто же прав?
- Сформулируйте тему и цель урока. (Шипящие согласные. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща чу-щу)IV. Работа по теме урока
Беседа
Сказка про шипящиеЖили-были шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили У, Ю, Ы, И, А, Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!
По В. Волиной
- Подумайте, почему шипящие согласные звуки так назвали. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить?
- Все шипящие согласные звуки являются непарными по твердости — мягкости. Какие из них всегда твердые? Какие всегда мягкие?
- В чем особенность сочетания букв шипящих согласных звуков с гласными буквами?
- Электронное приложение к учебнику. Сообщение профессора И.И.Самоварова.
- Наши предположения оказались правильные или нет?
- А сейчас послушайте стихотворение, которое будет нам помогать правильно писать буквосочетания.
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У.
- Выучите правило в рубрике «Узелки на память» в учебнике на с. 72.
2. Работа по учебнику
Упр. 101 (с. 71)
(На доске модели слов, данных в упражнении, и картинки . Обучающиеся подбирают к модели подходящую картинку и объясняют свой выбор. Задание позволяет вспомнить звуко-буквенный анализ слов.)- Распределите-картинки по двум группам. По какому принципу вы это сделали? (По первым звукам: звуки [ж], [ш] – твёрдые; звуки [ч], [щ] – мягкие) - А какое правило вы знаете ещё с 1 класса? (жи-ши пиши с буквой и)
- Произнесите слова второй группы. Какую гласную надо было бы писать после них?
- Однако же есть правило, которое знают все (ЧУ—ЩУ пиши с буквой У, ЧА—ЩА пиши с буквой А.)
- Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.
- Запишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают шипящие звуки.
(Фронтальная проверка с комментированием.)
- Электронное приложение к учебнику. А сейчас мы с вами отправимся в лес и поможем сове построить лестницу к домикам. Для этого нужно правильно распределить дощечки по деревьям.
- Вы очень хорошо справились с этим заданием. Скажите, пожалуйста, с какими орфограммами мы сейчас встретились?
- Составьте предложения, используя данные слова. Запись лучших предложений.
Упр. 102 (с. 72)
(Выполняется самостоятельно в соответствии и условным обозначением. Фронтальная проверка с комментированием.) V. Физкультминутка (Электронная суперфизкультминутка)
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
- Электронное приложение к учебнику. Мы должны помочь пчёлкам собрать мёд. Куда же мы отправимся за мёдом? (На луг)
Упр. 59 (с. 33) Игра «Кто быстрее?»
(Работа в паре. Выполняют только первую часть задания. Одна пара работает на интерактивной доске. Подведение итогов, награждение тех, кто быстрее правильно выполнил задание.)VII. Рефлексия
(Задание на карточке.)
- Вставьте пропущенные буквы, дополните каждый 1—2 своими примерами.
Уж..н, нож..,...
Груш.., хорош..й, , ...
Печ.лъ, ч..йка, ....
(Сверка с образцом на доске. Обучающиеся оценивают свою работу по шкале: «!»;«+»; «-».)VIII. Подведение итогов урока
- Какие орфограммы, известные вам еще с 1 класса, повторили?
- Что нового о них узнали? (Написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ является традиционным.)
- Расскажите правило из рубрики «Узелки на память»
Домашнее задание
Упр. 58 (с. 33) в рабочей тетради.
Урок 2. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Тип урока урок комплексного применения ЗУН обучающихсяТехнология построения урока проблемно-диалогическая
Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.
Цель:
Предметная: закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний; 
Метапредметная (формирование УУД):
- Личностные: - проявлять интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся, способствовать развитию правильной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- Регулятивные УУД: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;- сопоставлять свою работу  с образцом; оценивать ее по критериям , выработанный в классе; -оценивать действия, ориентируясь на его содержательные основания
- Коммуникативные УУД:- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывать высказанное суждение;- стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- уметь задавать уточняющие вопросы, воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе..- Познавательные УУД: - сравнивать  и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;- находить  необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может  пригодиться для решения проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь распознавать мягкие твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их;
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова и тексты с данными орфограммами;
- уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.
Правописные умения:
- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн;
- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями;
-правильно списывать слова и предложения,
- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
Учебно-языковые умения:
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- составлять слова из букв
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;
- ориентироваться в учебнике, тетради;
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение.
Ресурсы
Информационный материал:
- учебник
Демонстрационный материал:
- плакат «Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн ».
- карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии
Технические средства обучения:
моноблок,
медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия:
презентация Power Point;
приложение к учебнику на электронном носителе (CD)
Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Постараюсь всё понять -Буду грамотно писать.
II. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа
(Задание на интерактивной доске.) Проверьте диктант Вани. Исправьте, если нужно, ошибки.
У Сашы жыл рыжый кот васька. У него пушыстый хвост, беленький жывот.
- Какие ошибки вы нашли? Что посоветуете Ване? (Запомнить правила: ЖИ—ШИ пиши с буквой И, клички животных - с заглавной буквы.)
III. Самоопределение к деятельности
- Запишите транскрипцию слова живот, ([жывот].) Сравните звуковую и буквенную запись слова. Что интересного заметили? ( Звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный [ы], но после букв ж и ш нужно писать и, так договорились между собой люди. Когда-то очень давно эти звуки в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило, которым мы пользуемся и сегодня.)
- Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Упр.103 (с. 73)
- Прочитайте и запишите по памяти. Подчеркните орфограммы.
(Самопроверка по тексту учебника. Обучающиеся оценивают
работу по шкале: «!»; «+»; «—».)
- Электронное приложение к учебнику. Запиши слова под диктовку. (Один ученик выполняет на компьютере, остальные - в тетради)
- Какие орфограммы вам встретились?
- Составьте словосочетания с записанными словами.
Упр. 104 (с. 73)
- Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, которые обозначают предметы (отвечают на вопросы кто ? что?), во второй - действия предметов.
- Подчеркните орфограмму. Устно составьте 1-2 предложения с данными словами (по выбору).
(Фронтальная проверка.)
V. Физкультминутка (Электронная физкультминутка «Маша и медведь»)
VI. Продолжение работы по теме урока
- Электронное приложение к учебнику. Мы отправляемся для выполнения следующего задания на морское дно. Кого мы там можем увидеть? (Ответы детей)
- Вставьте пропущенные буквы, запиши слова в тетрадь.
- Что за слова мы записали? (Словарные.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 62 (с 35)
- Отгадайте загадку. Спишите ее, вставляя пропущенные буквы. Ниже запишите слово-отгадку. Подчеркни буквосочетания. Сверьтесь с соседом по парте.
Упр. 66 (с. 38)
- Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная проверка с комментированием.)
- А могут ли после букв ж и ш стоять другие гласные не только и?
Аня считает, что не могут, а Ваня — что могут. А вы как думаете?
(На доске записаны словосочетания с пропуском гласных в словах.)
Ж.леть котенка, ж..вет в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния.- Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?
- Какой вывод можно сделать? (После букв ж, ш могут стоять другие гласные буквы, их написание можно проверять.)
VII. Рефлексия
«Самый внимательный»
(Задание на карточке.)
- Я буду читать слова. Если вы считаете, что в слове есть буквосочетания ЖИ или ШИ, ставьте «+», если нет «—». Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, пассажир, шиповник. .1 2 3 4 5 6 7 8 9
- + - + + + - + +
(Сверка с образцом на доске. Учащиеся оценивают свою работу по шкале: «!»; «+»; «—».)VIII. Подведение итогов урока
- Что полезного и интересного узнали на уроке?
Домашнее задание
Упр. 67 (с. 38) в рабочей тетради.
Урок 3. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Тип урока урок обобщения и систематизации знаний
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 2 класса в предметной области «Филология. Русский язык» по теме «Обобщение. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Метапредметные:
Личностные:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные:
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; -формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; -формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.
Познавательные:
-обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков; -формировать умение писать слова с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу; -способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь распознавать мягкие и твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их;
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова и тексты с данными орфограммами;
- уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.
Правописные умения:
- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши;
- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями;
-правильно списывать слова и предложения,
- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
Учебно-языковые умения:
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить
- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- составлять слова из букв
- составлять предложение из слов;
- объяснять лексическое значение слова.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение.
Ресурсы
Информационный материал:
- учебник
Демонстрационный материал:
- плакат «Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн ».
- карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии
Технические средства обучения:
моноблок,
медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия:
презентация Power Point;
приложение к учебнику на электронном носителе (CD)
Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядкеКнижка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
II. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа

- Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Первая буква искомого слова выделена жирным шрифтом. Какое слово у вас получилось? (Товарищ)
- Что означает слово товарищ? (Человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам, а также дружески относящийся к кому-либо)
- Найдите слово товарищ в орфографическом словаре? Запишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове «товарищ» непроверяемая безударная гласная о.)
- Составьте и запишите предложение, используя слова «товарищ, весело». - Что у вас получилось?
(Фронтальная проверка.)
- Электронное приложение к учебнику. Вставь в слова пропущенные буквы «о» или «а».
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова.
1. Вода, глаза, родной, любить, бродить.
2. Чашка, щука, чужой, дружить, спешить.
- Как вы думаете, по какому принципу слова объединены в группы? (Во 2-й строчке слова с сочетаниями шипящих согласных с гласными.)
- Сделайте вывод. Сформулируйте тему и цель урока. (Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Учиться писать правильно слова с этими сочетаниями.)- Вспомните правила написания слов с сочетаниями ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.
IV. Работа по теме урока
- Электронное приложение к учебнику. Запиши слова под диктовку. (Один ученик на компьютере, остальные в тетрадях.) Запись с комментированием.
Работа по учебнику Упр. 108 (с. 75)
(Выполняется устно с комментированием.)
- Написание каких сочетаний будем запоминать? (Фронтальная проверка. Весной в рощах кричат грачи. Громко стучат клювом дятлы. В кустах трещат сороки. В гнёздах пищат птенцы. Весело журчат ручейки. В клетке рычат звери.)— Могут ли после букв ч и щ стоять другие гласные буквы, не только а?
(На доске записаны предложения с пропуском гласных букв в словах.)
Дежурный следит за ч…стотой в классе. Ученики ч..стенько моют руки. Мой дом стоит на большой площ..ди. Овцы стали щ..пать травку.
- Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?
Вывод: после букв ч, щ могут стоять другие гласные буквы, которые находятся в безударном положении, их написание можно проверить.
Упр.109 (с. 75) . Работа в парах.
- Составьте из слогов слова. Запишите по одному примеру к каждому сочетанию, подчеркните орфограммы. (Зайчата, чищу, площадка, ежик.)
В чем особенности слов ежик и щавель? (Количество звуков и букв не совпадает.)
V. Физкультминутка (Электронная физкультминутка «Щука по морю плыла…)
VI. Продолжение работы по теме урока
- Электронное приложение к учебнику. Проверочная работа.
- Сейчас мы с вами выполним на компьютерах проверочную работу по изученной теме.
Самостоятельная работа
- Вы довольны своей работой?
- Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой? Кому ещё нужно поработать над этой темой?
Творческая минутка «Встречаем гостей»
- Вы часто приглашаете гостей? Как вы их встречаете? Какие вежливые слова им говорите? (Проходите, пожалуйста; позвольте предложить вам...; не хотите ли попробовать...; будьте добры, передайте мне, пожалуйста...)
Разыгрывают сценку «Встречаем гостей» с обязательным использованием слов речевого этикета.
VII. Рефлексия
Закончите предложения
Сегодня на уроке я …
Я могу похвалить себя за …
На уроке мне понравилось …
Своим друзьям я бы рассказал о …
Мне захотелось узнать …
VIII. Подведение итогов урока
- Написание каких буквосочетаний повторяли сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр.63 (с.36) в рабочей тетради.