Материал из опыта работы Проектный метод как средство выработки социально-коммуникативных компетенций на уроках изобразительного искусства


Проектный метод как средство выработки социально-коммуникативных компетенций на уроках изобразительного искусства
Учитель Изобразительного искусства и технологии Корева Галина Сергеевна
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
           Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
         В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить, не просто, запоминать и  воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого предлагаются учащимся задания на практическое использование школьных знаний.
            Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.
          В этом учебном году основной темой своей работы я взяла метод проектов.
Ведущая педагогическая идея опытаВедущей педагогической идеей является определение путей развития индивидуальных творческих способностей обучающихся на основе реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках ИЗО и внеклассной работе, требующих совместного творчества обучающихся. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТАЦелью педагогической деятельности является создание на уроках изобразительного искусства и внеклассной работе условий для проектно-исследовательской деятельности, раскрытия творческого потенциала каждого ученика, развития навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
развитие умений самостоятельно творчески мыслить и использовать этих навыков на практике;
обеспечение самостоятельного приобретения знаний из разных источников;
обучение учащихся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
формирование коммуникативных умений обучающихся;
развитие исследовательских умений обучающихся;
формирование системного мышления школьников.
Проект на уроке ИЗО – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
В своей работе использую следующие виды проектов:
ТВОРЧЕСКИЕ, не требующие хорошо продуманной структуры, поскольку она намечается и развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта (стенгазета, видеофильм, подготовка выставки рисунков, макет и т.д.).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, представляющие собой мини-исследования, проводимые в любом направлении, требующие хорошо продуманной структуры, целей, актуальности проекта для всех участников, экспериментальной работы, методов обработки результатов (эссе, исследовательский реферат).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ, направленные на сбор, анализ и предоставление информации о каком-либо объекте, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (презентация, сообщение, доклад).
ПРОДУКЦИОННЫЕ, ориентированные на создание материальных изделий;
КОМПЛЕКСНЫЕ, включающий компоненты разных видов проектов.
Результат (продукт) проектной деятельности Им может быть любой из следующих видов работ:эскизный проект;
разработка (конструирование и выполнение деталировок элементов) и макетирование элементов по заданной теме;
конструирование с опорой на план проектируемого объекта
создание композиций на бытовую или историческую тему;
презентация на компьютере;
художественное оформление спектакля;
дизайн-проекты оформления природной среды;
поиск и сбор информации, его представление;
оформление массовых празднеств: фестивалей, вечеров, карнавалов
Методические рекомендации, используемые при составлении тематики проектов (памятка):
вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для школьников, его разработчиков;
убедитесь, что тема достаточно гибкая и её можно рассматривать разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и качества его личности;
обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности: изготовление предметов, рисунки, аппликации, сообщения и тому подобное;
не ошеломляйте школьников своим видением проекта. Пусть ребята сделают меньше, но именно так, как они для себя его определили;
всегда будьте рядом с учениками, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевить их;
не допускайте состязания между членами проектной группы;
обязательно прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнетает, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают, будто наименее важную.
К результативности опыта можно отнести:
- положительную мотивацию на уроках изобразительного искусства, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- разработанные материалы имеют развивающий и познавательный характер.
- у учеников формируется повышенный интерес к изобразительному искусству, постоянная потребность в получении знаний, расширение кругозора, развиваются навыки самооценки, планирование своей деятельности.
- учащиеся используют полученные знания на других уроках: истории, литературе, музыке.
Ценность метода творческого проекта в результате:
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Несмотря на  уже существующие примеры некоторых проектов индивидуального выполнения, все-таки в моей работе чаще сталкиваюсь с групповыми проектами.
Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и  целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из  способов его применения, одна из  форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на  принципах проблемного обучения.
         Метод учебного проекта характеризуется как:
личностно-ориентированный;
деятельный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности и в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.
Основные требования к проекту
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
Проблема 
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация. 
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии.
Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1.                  Поисковые умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
2.                  Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:
умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
4. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.