СИНКВЕЙН КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОНОЙ ШКОЛЫ

СИНКВЕЙН КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОНОЙ ШКОЛЫ
Поиски эффективных путей индивидуализации обучения учащихся с речевой патологией, разработка системы коррекционного обучения как типа дифференцированного учебного процесса – это важная и сложная задача современной педагогики.
В качестве основной цели обучения выдвигается усвоение учащимися коммуникативной функции языка – умение адекватно использовать и воспринимать устную и письменную речь. Поэтому особое место на своих уроках учитель должен отводить словарной работе, орфографическим заданиям, наглядности, игровым моментам, орфоэпическим упражнениям, проговариванию вслух, заучиванию наизусть, выразительному чтению.
К переходу в среднее звено в школе остаются учащиеся с нарушениями речи центрального органического характера, органическим поражением ЦНС, что ведёт к нарушению всей речевой деятельности. Словарь школьника с ОНР ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, динамика накопления крайне медленная. Процесс формирования предложений характеризуется структурным семантическим аграмматизмом.
А ведь эти дети должны в конечном счете научиться анализировать текст, создавать связный текст на заданную тему, уметь и обобщать, и конкретизировать, и выделять главное. Одним из наиболее эффективных методов развития образной речи, а также критического мышления учащихся через чтение и письмо является синквейн – пятистрочная стихотворная форма, основанная на японских силлабических миниатюрах хайку и танка. Из всего многообразия синквейнов: зеркальный, обратный, «бабочка», корона и гирлянда, дидактический синквейн – я заинтересовалась последним. Именно он максимально доступен пониманию ребенка, так как несложен по построению:
Первая строка – тема синквейна - заключает в себе одно слово (обычно существительное или прилагательное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Эти части речи известны учащимся еще с начальной школы. Дети легко находят их в тексте и приступают к работе. Синквейн вносит элемент творчества, заставляет видеть в тексте самое важное, учит делать выводы и кратко их формулировать, способствует расширению словарного запаса. Создание синквейна не требует много времени, поэтому не утомляет ребенка.
Синквейн привлекателен еще и тем, что он является нерифмованным стихотворением. Это значительно упрощает задачу. На первых этапах обучения учитель оказывает организующую и стимулирующую помощь. Когда же ребенок овладевает необходимыми навыками, участие педагога в детском творчестве сводится к минимуму.
В этом учебном году я с учащимися пятого классом начала заниматься по новым для нашей школы учебникам русского языка (авт. Львова С.И., Львов В.В.). На их базе составила и программу по развитию речи. Большое внимание в своих учебниках авторы уделяют анализу текста. Детям с речевой патологией в этой трудной работе синквейн оказывает неоценимую помощь, тем более что он не предполагает четкого соблюдения правил построения. Можно менять количество слов, заменять части речи и т.д.
Хочу представить результаты работы ученика 5 класса на уроке развития речи в ходе анализа текста «Сколько красок у зимы?»
Зима.
Белая, снежная.
Радует, морозит, веселит.
Разукрашивает природу серебристо-белым цветом.
Восторг!
На уроках литературы, предполагающих, помимо систематического чтения и постижения своеобразия творческой личности писателя и его наследия, также осмысления текстов, работа по созданию синквейнов продолжается. Вот примеры наиболее удачных, на мой взгляд, стихотворений к разделу «Басня» и произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Басня.
Краткая, интересная.
Воспитывает, учит , заставляет задуматься.
В каждой басне есть мораль.
Правда.

Стихотворение.
Патриотичное, волнующее.
Помогает, окрыляет, объясняет.
Б ородинское сражение помнит вся Россия.
Гордость.
На уроках русского языка синквейну тоже находится место. Вот что получилось у ребят в ходе коллективного творчества при изучении раздела «Морфология».
Существительное.
Собственное, нарицательное.
Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, бывает главным и второстепенным членом предложения.
Я живу в замечательном городе Рязани.
Родина.
Конечно, только учителю решать, какие методы и приемы использовать в своей работе. Я могу лишь посоветовать применить форму свободного детского творчества - синквейна. Убеждена, что многие учителя, работающие в коррекционных школах, найдут ее привлекательной и эффективной.





15