Статья на тему: Реализация потенциала образовательного путешествия на уроках развития речи в свете ФГОС второго поколения


Г.Г. Пильникова, Н.А.Чугайнова
МБОУ СОШ № 61 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Екатеринбурга
Реализация потенциала образовательного путешествия на уроках
развития речи в свете ФГОС второго поколения
Федеральный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя-словесника работать по-новому. Учителю необходимо создать такие условия на уроке развития речи, чтобы ученик заинтересовался творческой работой, проявил свою самостоятельность.
Анализ творческих работ учащихся последних лет показывает, что их сочинения становятся безликими, однообразными, шаблонными. За словами в сочинениях трудно увидеть личность ученика, почувствовать его эмоции, душевное состояние. Словарный запас современного школьника зачастую беден; многие дети стараются обратить внимание не на то, о чем и как они пишут, а на количество слов.
Причины создавшейся ситуации известны всем. Дети умело используют интернет-ресурсы и «неумело» мыслят. Требования, предъявляемые к творческим работам ОГЭ и ЕГЭ, способствуют формированию шаблонного, «штампового» навыка написания сочинений. Возрождение сочинений на литературную тему поставило перед учителем новые задачи, одной из которых является развитие интереса к письменному творчеству.
Для того, чтобы научить детей понимать образную природу художественного произведения, увидеть мастерство писателя, выразить свое видение темы, проблемы, авторской позиции, необходима подготовка, создание мотивации к творческой деятельности.
И одним из способов мотивации к творческой письменной работе является образовательное путешествие по уральской земле и городу Екатеринбургу. «Увидеть, соприкоснуться, разбудить чувства»- основной принцип деятельности учителей-словесников нашей школы. Родной город и вся земля Урала дают возможность выйти из образовательного учреждения и запечатлеть увиденное и услышанное не только в памяти, но и на фотографиях, кадрах видеосъемки, в письменных творческих работах.
Планируя и организуя экскурсию, мы ставим перед детьми учебную цель. Дети работают в группах, и каждая из них получает план-карту. В план-карте обозначены задачи. Группе «фотолюбителей» - сделать интересные снимки, группе «корреспондентов» - зафиксировать значимые сведения, которые они получат от экскурсовода, группе «ориентир» -обозначить план маршрута.
После выезда на экскурсию проводим урок, который называется «По следам образовательного путешествия». На таком уроке группы представляют собранный материал, останавливаясь на каждом пункте маршрута, демонстрируя фотографии, обмениваясь информацией, полученной во время экскурсии. В результате получается целостный рассказ, в который каждая группа вносит свои дополнения. Работая в группах, ученики оценивают свой вклад в достижение поставленной цели, дают оценку деятельности одноклассников - так осуществляется рефлексия.
На основе услышанного ученики могут написать сочинение, выражая ко всему, что увидели, услышали, почувствовали, личностное отношение.
Программа по русскому языку предполагает ряд сочинений: рассказ на основе услышанного, описание общего вида местности, описание трудового процесса, памятные места города, описание пейзажа. Образовательные путешествия и урок, проведенный в процессе обработки представленного материала, расширяет кругозор, обогащает речь, способствует сотрудничеству в коллективе, нравственно-патриотическому воспитанию.
После образовательного путешествия в природный парк Оленьи ручьи появилась возможность использовать накопленный материал в сочинении по теме « Описание общего вида местности».
Учащиеся 7-А класса в творческих работах не просто констатировали факты, а использовали выразительные средства русского языка, например, «Дыроватый камень -удивительная гора, в которой находится грот, созданный рекой Сергой. Силу реки можно подтвердить пословицей: вода и камень точит.» Это строки из сочинения Псаревой Дарьи. Новикова Арина пишет: « Природа-сама себе скульптор».
Каждый ученик местность увидел по-своему: « Дыроватый камень окружает много золотистых березок, стоящих вокруг чистой и прозрачной реки, несущей на поверхности большие и маленькие багровые листья. С одной стороны камень был похож на лошадь, а сама река была скульптором и сотворила такой шедевр из камня». Это строки из сочинения Борцова Ильи. «На берегу располагается густой лес, наполовину позолоченный от кисти золотой осени…Я испытал ощущение, что попал в сказку», -пишет с восторгом Чемалтдтинов Павел.
Анализируя сочинения учеников, приходим к выводу: внутреннее состояние от воспоминаний и впечатлений, увиденных воочию и на слайде, подсказало им использовать и эпитеты, и метафоры, сравнения, различные синтаксические фигуры, умело употребить ряды однородных членов, причастные обороты.
Таким образом, метод, используемый в нашей педагогической практике, дает хорошие результаты и способствует формированию навыков написания сочинения и образному мышлению.
Ставя каждой группе цель перед экскурсией, мы мотивируем учеников на определенный вид деятельности: на открытие нового знания, на коммуникацию, на самостоятельность работы с предлагаемым материалом. На уроке « По следам образовательного путешествия», мы формируем способность к обобщению, структурированию, систематизации и создаем предпосылки к развитию логического и образного мышления, воспитываем самостоятельность в творческой работе, что необходимо и для написания сочинения на литературную тему, которая вновь стала актуальной в условиях ГИА.


Примечание
1.Рапопорт А.Д. Романтические парки Петербурга: Павловск.
Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник._СПб: Невский диалект,2006.-319с.
2.Шклярова Т.Э.» Остров Просвещения в Петербурге есть?! Образовательное путешествие по Васильевскому острову: шедевры петровского барокко и классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга
Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник. СПб: Невский диалект,2006.-311с.
3. Никитина Е.И.Русская речь. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2004