Рабочая программа по гоеграфии для 5 класса


МАОУ «Корчёвнинская основная общеобразовательная школа»
Кудымкарского муниципального района
Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей школы
протокол № ___
от «__» _________ 2015г. Согласовано:
Заместитель директора по УВР
________ Лунегова О.В.
«__» __________ 2015г. Утверждено:
Директор школы
_______ Сыстерова З.Л.
Приказ по школе № ___
«__» __________ 2015г.
Рабочая программа
учебного курса
основного общего образования
«География» по учебнику Бариновой И.И.
Класс 5
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Учитель географии
Лунегова О.В.
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5-9 класса, авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015.-140, [4]с.: ил., карт.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – География Земли, с 8 по 9 класс – География России. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новый для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 4; практических работ – 4.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 часов)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1 «Географические открытия древности и средневековья», № 2 «Важнейшие географические открытия».
Земля во Вселенной (9 часов)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5 часов)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практические работы № 3 «Ориентирование по компасу», № 4 «Составление простейшего плана местности».
Природа Земли (10 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 час)
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование
разделов и тем Всего часов В том числе на:
практические работы контрольные работы
1. Тема 1. Что изучает география 5 - 1
2. Тема 2. Как люди открывали Землю 5 2 -
3. Тема 3. Земля во Вселенной 9 - 1
4. Тема 4. Виды изображений поверхности Земли 5 2 -
5. Тема 5. Природа Земли 10 - 1
6. Итоговый тест за 2 полугодие 1 - 1
Итого 35 4 4
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,
методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
3. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Диагностические работы
5. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ урока Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Форма контроля
Предметные Метапредметные Личностные Что изучает география. 5 часов
1. Мир, в котором мы живем.
1 Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций 1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.
2. Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения к учёбе.
Эвристическая беседа
2. Науки о природе
1 Работа с учебником и электронным приложением Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы. Формирование и развитие по средствам географических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном
и локальном уровнях (житель планеты Земля) Устный опрос
3. География – наука о Земле
1
Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией 1. Объяснять значение понятий: география, разделы географии.
2. Приводить примеры географических наук.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. Решение ситуационных задач
4. Методы географических исследований
1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Овладение опытом участия в социально значимом труде Устныйопрос, тест сиспользованиемэлектронного пособия
5. Урок обобщения по теме «Что изучает география» 1 Выполнение заданий учителя. Работас учебником, атласом Умение самостоятельноконтролировать своё время и управлять им. Осуществлятьвзаимный контроль иоказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях
Тест
Как люди открывали Землю. 5 часов
6. Географические открытия древности и Средневековья.
1 Работа с картой: формирование умения правильно называть и показыватьгеографические объекты, упомянутыев тексте учебника 1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.
Формирование и развитие по средствам географических
знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
результатов Осознание ценности географических знаний, как
важнейшего компонента научной картины мира
Устный опрос
7. Важнейшие географические открытия.
Практическая работа
№ 1 «Географические открытия древности и средневековья» 1 Работа с текстом учебника, контурнойкартой. Анализ презентации 1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических
карт Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира
Практическая работа
8-9. Открытия русских путешественников
Практическая работа
№ 2 «Важнейшие географические открытия»
2 Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических
карт Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Географический диктант
Практическая работа
10. Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю» 1 Выполнение заданий учителя. Работас учебником, атласом Овладение знаниями и о важнейших географических открытиях Учить работе в группах, парах, взаимопомощи при подготовке к ответам. Формирование ответственного отношения к учёбе Тест
Земля во Вселенной. 9 часов
11. Как древние людипредставляли себеВселенную 1
Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя Описывать представления древних людей о Вселенной Уметь выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению Эвристическая беседа
12. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
1 Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» 1. Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»
2. Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Умения управлять своей познавательной деятельностью Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Эвристическая беседа
13. Соседи Солнца 1 Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя Знать особенности всех планет Солнечной системы
Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Устный опрос
14. Планеты-гиганты и маленький Плутон
1 Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов Уметь составлять описания объектов, работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)Географический диктант
15. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
1
Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациямучебника 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты
2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)Тест
16. Мир звезд
1 Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.
2. Знать на какие группы звёзды делятся Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Решение ситуационных задач
17. Уникальная планета Земля 1 Сравнение особенностей планет земной группы Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет
Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей, высказывать суждения, подтверждая их фактами Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)Эвристическая беседа
18. Современные исследования космоса
1
Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека воткрытый космос (А. А. Леонов) Объяснять значение
понятий: астрономия, её задачи.
Формирование способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.
Выступления с сообщениями и презентацией
19. Обобщающий урок по теме «Вселенная» 1 Выполнение заданий учителя. Работас учебником, атласом Овладение знаниями по теме «Вселенная» Оценивание работы одноклассников. Учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам. Формирование ответственного отношения к учёбе Ответы на вопросы. Тест
Виды изображений поверхности Земли. 5 часов
20. Стороны горизонта
1
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта Объяснять значение понятий: горизонт,
линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок. Эвристическая беседа
21. Ориентирование.
Практическая работа
№ 3 «Ориентирование по компасу»
1 Ориентирование по компасу и местным признакам 1. Объяснять значение понятий: ориентирование,
компас.
2. Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. Формирование и развитие по средствам географических
знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности
Из различных источников. Практикум
22. План местности и географическая карта
1 Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте 1. Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки
2. Объяснять значение понятий: географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели,
экватор. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности и
географических карт Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. Выделять, описывать существенные признаки географических карт, их различия Практикум
23. Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности». 1 Ориентирование по плану и карте.Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности Глазомерная съёмка. Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков. Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Практикум
24. Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»
1 Выполнение заданий учителя. Работас учебником, атласом Овладение основами картографической грамотности. Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать. Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками Контрольная работа
Природа Земли. 10 часов
25. Как возникла Земля
1
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя Объяснять значение понятий: гипотеза.
Знать разные гипотезы возникновения
Земли и их особенности. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Эвристическая беседа
26. Внутренне строение Земли
1 Анализ текста и рисунков учебника,определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнениезаданий учителя Объяснять значение понятий: ядро, мантия,
земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные ископаемые Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Решение ситуационных задач
27. Землетрясения и вулканы 1 Работа с атласом и контурной картой:обозначение районов землетрясенийи крупнейших вулканов 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения,
эпицентр, вулкан, кратер, жерло
2. Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. Географический диктант
28. Путешествие по материкам
1 Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентациио природе разных материков Земли 1. Объяснять значение
понятий: материк,
остров, архипелаг,
часть света.
2. Уметь показывать на карте полушарий все материки. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт Формирование осознания единства географического пространства. Осознание себя как члена
общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)
Создание и защита мини – проектов
29. Вода на Земле
1 Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материкови океанов Земли Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.
Уметь показывать на карте полушарий все океаны Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.
Формирование основ экологической культуры; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Тест
30. Воздушная одежда Земли 1 Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон. Называть свойства воздуха.
Объяснять причины возникновения ветра. Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.
Объяснять значение понятий: климат, элементы климата.
Типы климата: холодный, умеренный, жаркий. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.
Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Отбирать источники географической информации для объяснения причин
Разнообразия климата на Земле Формирование
экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.
Составлять описание результатов наблюдений
Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата. Эвристическая беседа
31. Живая оболочка
Земли 1 Работа с учебником и электроннымприложением Объяснять значение понятия биосфера Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать с текстом и нетекстовыми компонентами Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Устный опрос
32. Почва – особое природное тело
1 Анализ текста учебника, работа с электронным приложением Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие.
Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. Умение искать и отбирать информацию в учебных и справочныхпособиях, словарях; составлять описания объектов Формирование и развитие по средствам географических
знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Устный опрос
33. Человек и природа
1
Выполнение тестовых заданий. Работас картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки Умение участвовать в совместной деятельности;высказывать суждения, подтверждая их фактами; оценивать работу одноклассников Формирование и развитие по средствам географических
знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Географическийдиктант
34. Обобщающий урок по теме «Природа Земли» 1 Выполнение заданий учителя. Работас учебником, атласом Овладение основными знаниями о природе Земли Умение участвовать в совместной деятельности;высказывать суждения, подтверждая их фактами;искать и отбирать информацию, оценивать работу одноклассников Овладение осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению Урок – соревнование
35. Итоговый тест за 2 полугодие 1 Выполнение тестовых заданий Овладение знаниями за начальный курс географии Умение планировать свою деятельность под руководством учителя;работать в соответствии с поставленной учебной задачей Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира Тест