Урок по физике Плоское зеркало (8 класс)


Открытый урок по физике в 8 классе
«Плоское зеркало»
Урок разработала учитель физики
МКОУ «Порогская СОШ»
Авсюкова М.Н.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока:
- изучить получение изображения точки в плоском зеркале;
- выявить особенности изображения предмета;
- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- формировать умение работать в группе.
Оборудование:
Приборы и материалы на 1 группу:
плоские зеркала – 2 шт.; шахматные фигуры – 2 шт.; лист картона – 1 шт.; транспортир – 1 шт.; линейка – 1 шт.; две свечи, спички, стекло.Наглядные пособия:
- рисунок со схемой хода лучей при получении изображения в плоском зеркале;
Ход урока:
Самоопределение к деятельности и актуализация знаний (4 мин).
Индивидуальная деятельность(5 мин).
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (8 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
Первичное закрепление во внешней речи (15 мин).
Самостоятельная работа (7 мин).
Итог урока. Д/задание (1 мин).
Самоопределение к деятельности и актуализация знаний (4 мин).
Цель: подготовить учащихся к деятельности.
Зона ближайшего развития: Прямолинейное распространение света. Отражение света.
Материал из художественных произведений.
Отгадайте загадки:
Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет. (Ответ: Зеркало)Он – ваш портрет,
Во всём на вас похожий.
Смеётесь вы -
Он засмеётся тоже.
Вы скачете -
Он вам навстречу скачет.
Заплачете -
Он вместе с вами плачет. (Ответ: отражение в зеркале)
Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь на уроке
Ежедневно мы смотримся в зеркало и видим в нем свое отражение. Изучим это изображение.
Проведите эксперимент. На листе картона расположите два зеркала под углом друг к другу. Получите в них изображение шахматной фигуры. Сколько изображений получилось?
Задание для учащихся: Получите изображение шахматной фигуры в зеркалах.
Индивидуальная деятельность(5 мин).
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Выполнение задания.
Обсуждение результата.
Проверяем, что получилось. У всех получилось разное количество изображений. Зеркал у всех два, фигура одна, значит, количество изображений должно быть одинаково. Почему не так?
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (8 мин).
Цель: выявление места и принципа затруднения, постановка цели урока.
Выяснить: почему получился разный результат? Что вы делали по-разному? Под каким углом располагали зеркала? Как получается изображение? Где оно находится? Существует ли изображение на самом деле?
В результате обсуждения выявляют проблему и формулируют цель деятельности.
Выяснить на опыте,
- зависимость количества изображений от угла между зеркалами;
- изображение предмета является мнимым.
Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Повторите опыт и проверьте все зависимости угла, между зеркалами (90о, 60 о, 45 о, 30 о) от числа изображений. Убедитесь, что изображение мнимое.
Учащиеся повторяют опыт и выясняют, при угле 90о получаем 3 изображения, при угле 60 о – 5 изображений, при 45 о – 7 изображений, а при 30 о – 11. Заглянув за зеркало, убеждаются, что предмета там нет, т.е. изображение в плоском зеркале – мнимое.
Первичное закрепление во внешней речи (15 мин).
Цель: усвоение нового способа действия.
Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, т.е. там, где нет предмета на самом деле. Мнимое изображение. Как это получается?
Проводим эксперимент.
3168015584835Перед стеклом (которое заменит зеркало) поставим зажженную свечу, а по другую сторону стекла поставим такую же по размерам незажженную свечу, симметрично первой. Передвигая вторую свечу, найдем такое положение, при котором вторая свеча будет казаться зажженной. Поднесем руку к изображению пламени и некоторое время подержим ее. Руку не обжигает, потому что незажженная свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажженной свечи.
Чтобы понять, как плоское зеркало дает изображение стоящей перед ним свечи, рассматривается рисунок, с ходом луча от верхней точки пламени свечи.
Изображение предметов в зеркале является мнимым. Какие особенности изображения вы увидели? Опытным путем изучим эти особенности.
Группы ребят получают приборы и задание, выполняют его.
1 группа: установите, что изображение предмета в плоском зеркале является прямым и равным по размеру самому предмету;
Получите в зеркале изображение шахматной фигуры. Рассмотрите изображение. Переверните фигуру. Поставьте рядом две разные по высоте фигуры. Рассмотрите изображения. Сделайте вывод.
2 группа: убедитесь на опыте, что изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним;
На столе перед зеркалом вплотную к нему расположите линейку и установите карандаш. Рассмотрите изображение предметов. Приближайте и удаляйте карандаш от зеркала. Сделайте вывод.
3 группа: проверьте, является ли изображение предмета в плоском зеркале зеркальным.
На листе бумаги напишите несколько печатных букв и прочтите их в зеркале. Напишите буквы, которые и в зеркале читаются правильно. Повторите опыты со словами. Напишите зеркальное слово на бумаге и прочтите его в зеркале. Сделайте вывод.
Учащиеся выполняют эксперимент, после чего идет обсуждение и делается вывод.
Вывод: изображение в плоском зеркале всегда является:
- мнимым;
- прямым, т.е. не перевернутым;
- равным по размеру самому предмету;
- находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним, т.е. симметричным.
Плоские зеркала широко используются в быту и технике.
Сообщение и презентация учащихся об устройстве и принципе действия (например, калейдоскоп – детская игрушка; перископ – прибор для наблюдения из укрытий; катафот – возвращает луч назад; солнечный концентратор – служит для нагревания тел).
Самостоятельная работа (7 мин).
Цель: интерпретация нового способа действия.
Вспомните, как строится симметричное изображение, постройте изображение стрелки (карандаша) относительно зеркала. Охарактеризуйте это изображение.
Учащиеся строят изображение.
Найдите ошибки в стихотворении Александра СтановскогоЯ перед зеркалом сижу, –
Оно послушное такое,
Я на него весь день гляжу,
Я не один, – теперь нас двое.
Как изменится расстояние между предметом и его изображением в плоском зеркале, если зеркало переместить в то место, где было изображение?
Представьте себе, что экран кинотеатра – это большое зеркало. Опишите, что видите вы, как зритель в зале.
Сколько нужно зеркал для того, чтобы увидеть свой затылок?
Итоги урока (1 мин).
Д/з: Изготовьте самодельный перископ или сделайте катафот из пластилина и трех зеркал, склеенных под прямым углом, и проверь, насколько отраженный луч отклоняется от падающего; Построй в плоском зеркале изображение многоугольника.