Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Дорожная азбука» (3 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
МКОУ «Холмовская СОШ»
Протокол __________________________
Директор школы ________В.Н.Богачева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«дорожная а3бука»

Ступень обучения: начальная школа, 3 класс
Количество часов: 19 часов
Срок реализации: второе полугодие 2015/2016 учебный год





Разработала:
учитель начальных классов
Сечень Анна Викторовна










2015-2016 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.3

Общая характеристика кружка...4
Место кружка в учебном плане....5

Формы организации кружка.....5

Ценностные ориентиры содержания кружка..5
  
Учебный план.....5
 
Календарно-тематический план...6

Содержание программы ...7

Результаты освоения программы кружка9

Литература....10
























Пояснительная записка

Обучение младших школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
В период с 01.01.2015 по 31.10.2015 на территории Республики Крым количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло со 168 до 209 (+24,4%), число погибших в ДТП на уровне (11) и число травмированных детей возросло с 182 до 221 (+21,4%).
Допущен рост ДТП по вине детей на 17,8%, с 45 до 53, в которых 3 ребенка погибли (2014 - 1) и 50 (2014 – 50) получили травмы.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учеников младшего школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.

Общая характеристика кружка

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Примерная Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Дорожная азбука» предназначена для работы с учащимися 1-4 классов, во II семестре 2015-2016 учебного года.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
- способствовать приобретению младшими школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.


Место кружка в учебном плане

Примерная программа внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 3 класса общеобразовательных учреждений «Дорожная азбука» рассчитана на 19 часов.

Формы организации кружка

Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий, проекты, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.

Ценностные ориентиры содержания кружка

В программу входят занятия, которые помогают младшему школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.


Учебно-тематический план



Тема занятия
Количество часов



всего
теория
практика


Тема 1.Проезжая часть и ее элементы.
2час



1
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

1 час


2
3акрепление. Игра «Я – пешеход»


1 час


Тема 2.Пешеходные переходы.
2часа



3
Виды пешеходных переходов.

1 час


4
Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения.

1 час



Тема 3.Нерегулируемые перекрестки.
2часа



5
Правила перехода нерегулируемого перекрестка.

1 час


6
3аочная экскурсия. Нерегулируемые перекрестки.


1 час


Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.
4 часа



7
Сигналы светофора и действия участников дорожного движения.

1 час


8
Литературный час. Стихотворения о светофоре.


1 час

9
Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.

1 час


10
3анятие-игра «Я – регулировщик»


1 час


Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.
3 часа



11
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.

1 час


12
Проект «Правила пассажира»


1 час

13
Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

1 час



Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка.
3часа



14
Дорожные знаки для пешеходов и водителей.

1 час


15
Проект «Книга дорожных знаков»


1 час

16
Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.

1 час



Тема 7. Места для игр. Зачет.
3час



17
Места, разрешенные для игр возле школы и дома.


1 час

18
Брейн-ринг «3дравствуй безопасное лето».


1 час

19
3ачетное тестирование


1 час

Итого:
19 часов



Календарно-тематический план



Тема занятия
Количество часов



План
Факт
Примеча-ние

Тема 1.Проезжая часть и ее элементы.

1
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.
14.01



2
3акрепление. Игра «Я – пешеход»
21.01



Тема 2.Пешеходные переходы.

3
Виды пешеходных переходов.
28.01



4
Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения.
04.02



Тема 3.Нерегулируемые перекрестки.

5
Правила перехода нерегулируемого перекрестка.
11.02



6
3аочная экскурсия. Нерегулируемые перекрестки.
18.02



Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

7
Сигналы светофора и действия участников дорожного движения.
25.02



8
Литературный час. Стихотворения о светофоре.
03.03



9
Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.
10.03



10
3анятие-игра «Я – регулировщик»
17.03



Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

11
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.
24.03



12
Проект «Правила пассажира»
07.04



13
Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
14.04



Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка.

14
Дорожные знаки для пешеходов и водителей.
21.04



15
Проект «Книга дорожных знаков»
28.04



16
Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.
05.05



Тема 7. Места для игр. Зачет.

17
Места, разрешенные для игр возле школы и дома.
12.05



18
Брейн-ринг «3дравствуй безопасное лето».
19.05



19
3ачетное тестирование
26.05



Итого:
19 часов



Содержание программы
3 класс (19 часов)

Тема 1. Проезжая часть и ее элементы (2 час)
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми.
Практическая часть: (
·рисуем безопасный путь в школу; (
·моделируем маршрут движения по магнитной доске «Безопасный путь в школу»; (
·маршрут: дом – школа – дом. (
·повторяем дорожные термины.
3акрепление. Игра «Я – пешеход»
Тема 2. Пешеходные переходы (2 часа)
Виды пешеходных переходов.(1 час)
Виды пешеходных переходов. Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.
Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения.(1 час)
Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Правила перехода нерегулируемого перекрестка.(1 час)
Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Опасные ситуации при переходе нерегулируемого перекрестка.
3аочная экскурсия. Нерегулируемые перекрестки.(1час)
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (4 часа)
Сигналы светофора и действия участников дорожного движения.(1 час)
Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников дорожного движения. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке.
Литературный час. Стихотворения о светофоре. (1час)
Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.(1 час)
Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.
3анятие-игра «Я – регулировщик». (1час)
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (3 часа)
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.(1 час)
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае (для двух типов трамвайных остановок).
Проект «Правила пассажира». (1 час)
Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
(1 час)
Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка (3 часа)
)Дорожные знаки для пешеходов и водителей. (1 час)
Дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Проект «Книга дорожных знаков». (1 час)
Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.(1 час)
Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.
Практическая часть: (
·просмотр фильмов о дорожном движении; (
·рисование дороги; Дорожный словарь: вертикальная, горизонтальная разметка.
Тема 7. Места для игр. Зачет (3 час)
Места, разрешенные для игр возле школы и дома (1 час)
Места для игр. Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр.
Брейн-ринг «3дравствуй безопасное лето». (1 час)
3ачетное тестирование (1час)




Результаты освоения программы кружка

Обучающиеся 3-го класса : (
·знают: (
·историю развития дорожного движения в России; (
·права и ответственность участников дорожного движения; (
·особенности движения пешеходов и транспорта по прилегающей территории;
(
·принцип приоритетности регулирования дорожного движения; (
·железнодорожный транспорт, особенности его передвижения и виды; (
·приемы экстренного оповещения др. участников дорожного движения об аварии на ж/д путях;
(
·обязанности велосипедиста; (
·устройство велосипеда; (
·умеют: (
·определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
(
·прогнозировать дорожную ситуацию, описывая и анализируя действия других участников (экскурсия к перекрестку в реальных дорожных условиях); (
·изготавливать макет «Мой безопасный путь в школу»; (
·моделировать дорожную ситуацию; (
·определять безопасные места передвижения на велосипеде;
(
·осуществлять фигурное вождение велосипеда; (
·подготовить велосипед к движению (простейший ремонт, наладка); (
·владеют: (
·приемами ситуативного тренинга на специализированной учебной территории (перекресток-баннер); (
·приемами управления велосипедом (фигурное вождение, вождение велосипеда по автогородку). (
·безопасного перехода проезжей части.


Литература

Список рекомендуемой литературы для педагога

Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология [Текст], Питер, 2001.
Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст], Москва, Транспорт, 1998.
Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]. – Каменск-Уральский, Калан, 1997.
Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст], - Москва, 2006.
Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах [Текст], - Екатеринбург, калан, 2006.
Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.
Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память [Текст]. – Москва, Эйдос, 1996.
Содружество ради жизни [Текст]. Кемерово, 2009.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]: учебное пособие. – М., 1988. – 351с.
Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни[Текст]. – 2009. - № 10.
Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник / автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ – Пресс, 2005.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007


Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.
2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.
3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.
4. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.
6.Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.
7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.
9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.












13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415