Программа по русскому языку 7 класс. 170 часов .УМК В.В. Бабайцевой.


Рабочая программа
по предмету
«Русский язык»
7 класс.
2016-2017 учебный год.
Рабочая программа Программа утверждена Программа введенарассмотрена на педсоветом школы в действие приказом директора
заседании РМО протокол № 1 № от «31» августа 2016г.
протокол № 1 от « 27» августа 2016г. директор школы:___________
от «__» ____ 2016г. Родионова Н.И.
руководитель:____________
(Денисова Н.М..)
Рабочая программа составлена
учителем русского языка и литературы
МКОУ «Основная общеобразовательная школа № 9»
Селивановой Т.М.


Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы В.В.Бабайцевой, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010».
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционированияэтих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Углублённое изучение русского языка требует более полных сведений о системе языка, о различных аспектах языковых единиц, позволяющих показать своеобразие русского языка, богатство его словарного состава, разнообразие стилистических средств (морфемных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических).
В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.
Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической, синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на уроках. Важная роль отводится на уроках взаимовлиянию и взаимодействию внутри лингвистической системы родного языка. Взаимодействие языковых единиц обусловливает явления переходности в грамматическом строе, где существует множество языковых явлений, не укладывающихся в строгие рамки классификации. Одной из лингвометодических задач преподавания русского языка по углублённой программе является формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к морфемному составу слов.
Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория. 5-9 классы»(автор В.В.Бабайцева), «Сборник заданий. 6-7 классы»(авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская), «Рабочая тетрадь. 7 класс»(авторы В.В.Бабайцева, М.И.Сергиенко).
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Сборник заданий» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи, а также предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.Третий компонент учебного комплекса – «Рабочая тетрадь» ориентирован на практическую деятельность учащихся.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала. В 7 классе продолжается изучение морфологии. Однако в программе для углубленного изучения русского языка введены следующие темы, которые в традиционной программе даются для реализации дифференцированного подхода к обучению. Это дополнительный материал, обозначенный в программе знаком *, углубляющий основное содержание программы и являющийся необязательным для основного контингента учащихся: «Основные выразительные средства фонетики», «Неморфологические способы образования слов», «Правильное употребление паронимов», «Фразеологический словарь, его назначение, строение, содержание», «Основные выразительные средства лексики и фразеологии», «Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса», «Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм)», «Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях», «Основные грамматические значения предлогов (дополнения, обстоятельства, определения)», «Союзы и союзные слова в сложноподчинённомпредложении», «Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи. Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов».
Такие темы, как «Основные орфоэпические нормы русского литературного языка», «Основные выразительные средства словообразования», «Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия», «Трудные случаи образования деепричастий и причастий», «Причастия и деепричастия в роли главного и зависимого слова», «Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний», «Синтаксические средства выразительности». «Пространственные значения предлогов», «Союз в предложении и тексте. Союз как средство связи предложений в тексте», «Интонационные особенности предложений с частицами», «Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи», «Омонимия слов. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов», «Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Практическое задание: работа с учебным словариком омонимов» - дополнительный материал, обозначенный в программе знаком **, расширяющий знания по изучаемым темам. Все это способствуют более глубокому пониманию школьниками процессов развития языка, более детальному знакомству с его функционированием, современными процессами, привитию культуры речи и правильности употребления языковых единиц.
Изучение материала спланировано строго на базе ранее изученного, нередко с опережающим заданием. Параллельно идёт повторение и обобщение уже усвоенного. Повторение материала планируется проводить на коммуникативной основе, когда дети не только усваивают правила и положения о системе языка, но практически применяют свои знания в конкретной речевой ситуации.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю ), из них на развитие речи – 34 часа, в конце года проходит промежуточная аттестация по русскому языку.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствие с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум;
диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями);словарные диктанты;
тесты;
письмо по памяти;
комплексный анализ текста;
устные рассказы по плану на лингвистические темы;
сочинения;
изложения.
При сопоставлении Примерной и авторской программ мною выявлено (в последующем – учтено и включено в данную рабочую программу), что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы Дидактические единицы для изучения
Морфология Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи.
Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в тексте.
Отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
Звукоподражательные слова.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
№ Наименование разделов ЧАСЫ Контрольные работы
РАБОТЫ Развитие
речи
1. Введение. Общие сведения о языке 1 2. Систематизация изученного в 5 – 6 классах 7 1 1
3. Причастие 46 2 12
4. Деепричастие 28 1 7
5. Служебные части речи
6. Предлог 18 1 4
7. Союз 27 1 5
8. Частица 14 1 0
9. Междометие. Звукоподражательные слова 6 1 2
10. Повторение и систематизация изученного в 7 классе 23 2 3
ИТОГО: 170 10 34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1ч).
Повторение изученного в 5—6 классах (7 ч).
Причастие (46ч)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нни н.
Правописание ннв причастиях и к в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают {летящий — летучий);согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
•правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Деепричастие (28 ч)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч)
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1ч).
Предлог (18 ч)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Умения и навыки:
опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи;
употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания {отзыв о книге —рецензия на книгу);
правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи.
Союз (27 ч)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.Правописание составных подчинительных сою-лов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Умения и навыки:
отличать союзы от других частей речи;
выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;
пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.
Частица (14 ч)
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание нети ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудъ, кое-, -ка, таки.
Умения и навыки:
отличать частицы от других частей речи;
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
использовать частицы для связи частей текста.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 ч)
Междометие (6 ч)
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение (23 ч)
Развитие речи (34ч.)
Описание общего вида местности. Описание действий (трудовых процессов). Описание действий (в спорте). Рассказ на основе услышанного. Сообщение.
Отзыв о книге. Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля.
Союз как средство связи предложений и частей текста.
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 КЛАСС
Введение
Общие сведения о языке (1 ч).
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Морфология
Причастие (46ч)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нни н. Правописание ннв причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают (летящий — летучий);
согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Деепричастие (28ч)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1ч)
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог (18ч)
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Умения и навыки:
определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге — рецензия на книгу);
правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами.
Союз (27ч)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Умения и навыки:
отличать союзы от других частей речи по совокупности признаков;
выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;
пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.
Частица (14 ч)
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Умения и навыки:
отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
использовать частицы для связи частей текста.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие (6 ч)
Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.
Повторение (23 ч)
Планируемый уровень подготовленности учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
Речеваядеятельность:
аудирование:
•адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
•выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
•составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
•обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение: •дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
•находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
•сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
•создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
•формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
•размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
•уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации; письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
•писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
•соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
•уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
•использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
•устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
•определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы исредства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи
морфемика и словообразование:
•по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
•толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
•различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
•правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
•использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведениясинтаксического анализа предложения;
орфография: •владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; •учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
•аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
•различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
•использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
развитие речи:
анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними;
излагать повествовательный текст, осложненный элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика;
сжато излагать повествовательный текст, осложненный диалогом;
излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы;
выборочно излагать текст;
отбирать материал по одному источнику;
писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения);
писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле);
создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету);
строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы (например, сравнение частей речи: деепричастие и наречие, предлог и союз).

Литература и средства обучения.
для учителя:
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2005.
Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.: Дрофа, 2004.
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
4 Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа,2005.
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 1999.
Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1997.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2001.
Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 1998.
для учащихся:
Бабайцева В.В., ЧесноковаЛ.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.Дрофа,2006
Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2006
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.Дрофа,2006
Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс - М.: Дрофа, 2005.
Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь №1,2.- М.: Дрофа, 2005.
Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях:5-7 классы. - М.: Изд. «Первое сентября», 2002.
Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.
Львова С.И. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2006.
Средства контроля.
Урок 8.
Входная контрольная работа по русскому языку в 7 классе
Диктант
1) В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. 2) Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
3) Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. 4) Ничто не нарушает тишины.5) Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами.6) Это вышагивает дымчато-серый лось. 7) Преспокойно пробирается к осинке и пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
8) Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. 9) Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. 10) Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. 11) Аппетитная веточка притягивает его. 12) Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.13) Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. 14) Горечь осинки косому слаще сахара.(116 слов)
(По Д. Зуеву)
Грамматическое задание
1 вариант
Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».
Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «приближение».
Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».
Из предложений 13-14 выпишите прилагательное в сравнительной степени.
Из предложений 5-8 выпишите неопределённое местоимение.
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Укажите количество грамматических основ предложения 3. Ответ запишите цифрой.
2 вариант
Из предложений 9-12 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».
Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «неполнота действия».
Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН, -ЯН, -ИН пишется одна Н».
Из предложений 3-5 выпишите отрицательное местоимение.
Из предложений 4-5 выпишите качественное прилагательное.
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Укажите количество грамматических основ предложения 9. Ответ запишите цифрой.
Инструкция для учителя
Время проведения - 45 мин
Максимальный балл - 13
Проверка и оценивание:
Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта).Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только 1 балл.
Часть ВКоличество баллов не должно превышать максимального;
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 итого
Кол-во баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 баллов
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» - 13 баллов
«4» - 12 – 10 баллов
«3» - 9 – 7 баллов
«2» -6 баллов и ниже
Статистический анализ результатов выполнения контрольной работы по русскому языку
в 7 классе ________ школы_____________________
Выполняло работу __________учащихсяКласс занимается по учебнику___________________________________________________
Получили оценки за диктант
«5»-………….чел.
«4»…………..чел.
«3»………….чел.
«2»………….чел.
% успеваемости………………….. % качества………………….
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
Н и НН в отыменных прилагательных….. чел.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- …чел.
Правописание приставок на –З и –С …чел.
Правописание традиционных приставок ..чел.
Правописание суффиксов глаголов –ОВА(ЕВА) –ЫВА(ИВА) …чел.
Правописание суффиксов существительных, образованных от существительных…чел
Правописание сложных прилагательных…чел.
Правописание безударных гласных в корне слова….чел.
Правописание согласных в корне слова ..чел.
Правописание падежных окончаний существительных …чел.
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными…чел.
НЕ и НИ в местоимениях…чел.
ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах…чел
Правописание личных окончаний глаголов …чел
Пунктуация при однородных членах предложения …чел.
Пунктуация в сложном предложении…чел
Часть В Допустили ошибки:
№задания
1 2 3 4 5 6 7 8
Кол-во уч-ся Итоговая отметка.
«5»-
«4»-
«3»-
«2»-
…% выполнения (уровень обученности),
… % учащихся, получивших за работу «4» и «5» (уровень качества выполнения работы).
Замечания и предложения по контрольной работе:
1.
2.
Урок 24
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Вариант I.
1. Пишется раздельно:
а)(не)годующий; б) (не)написанная еще книга; в)(не)полученная посылка
2. Пишется слитно:
а) дом (не)отремонтирован; б) (не)отремонтированный еще дом; в) (не)отремонтированный дом
3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ.
(1 )(Не)кошеная трава; никем (2)(не)кошеннаятрава; (3)еще(не)скошенная трава; трава (4)(не)ско-шена; (5)(не)доумевающий взгляд; никем (6)(нерассказанная история; (7)(не)законченная рукопись; (8)(не)завершенное в срок строительство; хата (9)(не)выбелена; окно (10)(не)вымыто.
4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
а)(не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе
б)(не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен
в)(не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
а)рукопись (не)сдана, рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен
б)(не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман
в)обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства
6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава.
а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно
б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно
в)(Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
7.Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:
С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
а)(Не)топленная _— пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно
б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово
в)(Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
8.Укажите слово с ошибкой.
а)неразвитый куст; б)куст неразвит; в) еще не развитый куст
9.Укажите слово без ошибки.
а)не сминаемая ткань; б)ткань не сминаема; в)несминаемая от длительной носки ткань
10.Пишется слитно.
а) дом (не)построен; б) (не)построенный дом; в)(не)построенный еще дом
Урок 24
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Вариант II.
1. Пишется раздельно:
а)(не)доумевающий взгляд; б)(не)разгаданная тайна; в)никем (не)разгаданная тайна
2. Пишется слитно:
а)окно (не)вымыты; б)(не)замеченная учителем ошибка; в) (не)замеченная ошибка
3. Укажите номера слов, пишущихсяс НЕ слитно.
(1)(Непрочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; роман (3)(не)дочитан; (4)(не)окрепшийот болезни дедушка; еще(5)(не)окрепший от болезни; (6)(не)годующий человек; (7)(не)замерзший пруд;(8 )(не) замерзший к утру пруд; в доме (9)(не)прибрано; еще (10)(не)окрашенная елка.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
а) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено, (не)окрепший от удара
б)(не)доумевающий взгляд, (не)кошеная трава, (не)зависимый ни от кого
в) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
а)дело (не)закончено, дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история
б)(не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы, район (не)исследован
в)никем (не)принятое предложение, еще (не)принятое предложение, (не)принятое комиссией предложение
6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:Причины случившегося еще (не)установлены.
а)(Не)установлены — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно
б)(Не)установлены — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно
в)(Не)установлены — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
7.Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Огонек в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.
а)(Не)мигающим — пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно
б)(Не)мигающим — пишется слитно, т.к. при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом Ав) (Не)мигающим — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
8.Укажите слово с ошибкой.
а)невыращенный куст; б)невыращенный к весне куст; в) куст не выращен
9.Укажите слово без ошибки.
а)не тронутый морозом; б)никем нетронутый; в) нетронут
10. Пишется слитно.
а)(не)спрятанные ценности; б)никем (не)спрятанные ценности; в) ценности (не)спрятаны
Контрольная работа в 7 классе по теме «Причастие»
Вариант 1
Уровень 1
1. Дополните формулировку.
Причастие – это ________________ ,которая обозначает _________________ , отвечает на вопросы _____________________ и совмещает в себе признаки __________________.
2. Выберите правильное окончание данного утверждения.
Как член предложения причастие может быть _____.
1) Подлежащим.
2) Сказуемым.
3) Дополнением.
4) Определением.
5) Обстоятельством.
3. Напишите, на какие группы делятся причастия.
4. Приведите примеры причастий (4-5 примеров).
5. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какие признаки глагола есть у причастия.
1) Обозначает признак предмета по действию, изменяется по родам, числам, падежам.
2) Обозначает признак предмета по действию, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
6. Найти в приведенных примерах причастия и указать их номера:
1) зрелый;
2) бегающий;
3) бегать;
4) пожелтевший;
5) желтый;
6) победа;
7) победить;
8) расколотый;
9) соединивший;
10) осенний.
Уровень 2
7. Найти и подчеркнуть причастия в данных предложениях.
1) В конце улицы я увидел переходящего дорогу человека.
2) В только что построенном доме еще не покрасили стены.
3) Открытые окна и двери создавали в помещении сквозняк.
4) Мне захотелось узнать имя художника, нарисовавшего эту картину.
5) Человек, дарящий людям радость, и сам ее имеет.
8. Указать номера общих для причастий и глаголов признаков:
1) вопрос;
2) род;
3) вид;
4) падеж;
5) время.
9. Указать номера признаков, которые доказывают, что словопрекращающийся является причастием.
1) отвечает на вопрос какой?
2) имеет приставку пре-
3) обозначает признак предмета по действию.
10. Соотнести части утверждения.
Причастие - . Склоняемая форма глагола
. Спрягаемая форма глагола
11. Завершите утверждение.
Причастие называется особой формой глагола, потому что оно…
1) может сочетаться с глаголом;
2) является таким же членом предложения, что и глагол;
3) образовано от глагола.
12. Выбрать номера примеров, в которых морфологические признаки причастия указаны неверно.
1) Разбивший – причастие, прошедшего времени, несовершенного вида, в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде.
2) Облетающая – причастие настоящего времени, несовершенного вида, в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде.
3) Стертых – причастие настоящего времени, совершенного вида, в творительном падеже, в единственном числе, в мужском роде.
13. Выписать из данного предложения словосочетания «причастие + существительное» .Глядел я на кудрявый лес, весенний дышащий прохладой.
14. Найти в данном примере причастия и подчеркнуть их как члены предложения.
Высокий и прекрасный цветок, расцветший на заре и поднявшийся над утренним туманом, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим горячим блеском над остальными языками мира.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
ТЕМА: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
ЛЕДОХОД
  Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.
  Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.
  Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.
(По А.П. Чехову)
(145 слов)
 
  Задания к тексту:
  1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
  2) Подчеркните как члены предложения деепричастные обороты.
  3) Найдите в первом абзаце слово, состоящее из двух корней, и выполните его морфемный разбор.
 
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Тема «Производные предлоги»
7 класс
У моря
В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.
Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Над водой носятся белокрылые чайки. Вдруг чайки улетают прочь. По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. Наконец на горизонте и я различаю лайнер, медленно вырастающий из туманной дымки. Белый, как чайка, он плывёт над волной и приветствует приморский городок протяжными гудками. От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.
В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро хо-дил к морю. Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (130 слов)
Проверяемые орфограммы:
правописание производных предлогов;
н и нн в суффиксах прилагательных и наречий;
правописание наречий (слитное, дефисное);
правописание сложных прилагательных;
правописание приставок пре- и при-;
слитное и раздельное написание не с наречиями и прилагательными;
буква Ь после шипящих на конце наречий;
безударные гласных в корне.
Проверяемые пунктограммы:
знаки препинания при причастных оборотах;
знаки препинания при деепричастных оборотах;
знаки препинания при вводных словах;
знаки препинания в сложном предложении.
Изложение, близкое к тексту.
В СКОРОМ ПОЕЗДЕ .Пожилой инженер ехал из Сибири к своей дочери в Ленинград, у него было больное сердце. Ночью в пути ему стало плохо. Он нуждался в срочной медицинской помощи. Начальник поезда обратился по радио ко всем пассажирам: «Если в поезде есть врач, просим прийти в шестой вагон и оказать больному медицинскую помощь» Среди пассажиров оказалось пять врачей и одна медицинская сестра. Хотя была полночь, все они немедленно явились к больному. Первой пришла пассажирка из соседнего вагона — молодой врач. Она только что окончила медицинский институт и ехала работать в больницу. Вслед за ней явился седой профессор — знаменитый хирург. Всем хотелось помочь больному. Один пассажир принес таблетки от сердечной боли, но они не помогали. Больному становилось все хуже и хуже. Ему нужно было редкое лекарство.Когда поезд проезжал мимо железнодорожной будки, из вагона бросили записку с просьбой сообщить по телефону на станцию, чтобы к приходу поезда подготовили нужное лекарство и кислородную подушку. Ночью дежурный врач на станции приняла эту телефонограмму, но у нее нужного лекарства не оказалось. до прихода поезда оставалось два часа. Она решила сходить в городскую аптеку. От станции до города было 8 километров. Чтобы успеть к поезду, врач бежала в аптеку не по дороге, а прямо через поля и овраги. Когда она прибежала в аптеку, до прихода поезда оставалось 30 минут. Нужное лекарство было у нее в руках, но как доставить его к поезду за полчаса? Тогда аптекарь позвонил своему другу, у которого был мотоцикл и попросил его отвезти врача на станцию. Лекарство доставили вовремя. Жизнь больного была спасена.
Контрольная работа по теме: «Союз» (7 класс)
І вариант
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Союзы заключите в овал, сочинительные союзы подпишите – с.с., подчинительные – п.с. Покажите графически, что связывают союзы. Составьте схемы 3,5, 9 предложений.
1. Иван Евсеич медленно вышел а генерал схв...тил себя за щёку и зах..дил по комнатам. (А.П. Чехов) 2. Я её знал с самых детских лет но в..дались мы редко. (А.И. Герцен) 3. Всё это меня очень занимало, и мне было досадно когда пр..несли д..рожную свечку и п..гасили лучину. (С.Т. Аксаков) 4. Никто приёмник (не) выключал потому что никто (не) хотел тишины. (А.Г. Алексин) 5. До сих пор дамы мало г..ворили о Чичикове, отд..вая дань его светскому обращению но пронеслись слухи об его миллионстве и отыскались другие качества. (Н.В. Гоголь) 6. Этот дом п..строе..ый по проекту самого Поленова должен был служить не только жилым домом но и м..стерской. 7. Этот шум напоминал то тихий и мягкий ш..пот то страс..ный и бурный вопль разъярённого дикого зверя. (Н. Г. Гарин-Михайловский) 8. На нём по..вилось изображение госпитального отсека нескольких коек и зоолога в белом халате… (Г.Б. Адамов) 9. Белинский г..ворил что искусство должно изучать отражать жизнь и соперничать с ней. (Л.А. Кассиль)
Контрольная работа по теме: «Союз» (7 класс)
ІІ вариант
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Союзы заключите в овал, сочинительные союзы подпишите – с.с., подчинительные – п.с. Покажите графически, что связывают союзы. Составьте схемы 3,8, 9 предложений.
1. В доме в саду и в кухн.. люди х..дили из угла в угол и искали фамилию. (А.П. Чехов) 2. При повороте в одну из улиц бричка должна была остановит..ся потому что во всю дл..ну её прох..дилабе..конечная погребальная процессия. (Н.В. Гоголь) 3. Умная птица вытяг..вала шею и шипела на собаку как это делают гуси. (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 4. Чичиков з..метил что многие дамы перемигнулись между собою с какою (то) злобною, едкою усмешкою. (Н.В. Гоголь) 5. Так как В.Д. Поленов окончил Академию художеств с з..л..той медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку за счёт Академии для знакомства с лучшими образцами западноевропейского искусства. 6. Здесь работали как товарищи Василия Дмитриевича так и его ученики. 7. Ему хотелось что(бы) луна поскорее зал..ла её чудным серебря..ым светом. 8. Детские годы с сестрицей начали терять для меня свою зан..мательность за (то) чтение письмо и арифметика очень туго подв..гались вперёд. (С.Т. Аксаков) 9. Месяца два тому назад они было встретились на улице но Раскольников отв..рнулся и даже перешёл на другую сторону, что(бы) тот его (не) заметил. (Ф.М. Достоевский)
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
« Частица»
Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.
  Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие, а пришлось всё-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.
  Дальше путь пошёл легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из освещённого жилья, то попадёшь в чёрную тьму.
  Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звёздочку. 
   Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха.
(По А. Куприну)
(150 слов)
 
  Задания к тексту:
  1) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
  2) Какой частью речи является слово легче из первого предложения третьего абзаца?
  3) Подчеркните все частицы.
Изложение.
7 класс.
Лёнька, любимец ребят.
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.
Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.
К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.
- Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.
По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.
Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.
Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу.
Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.
Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.
Промежуточная аттестация
7 класс.
Чёрная лисица. 
  В наших лесах зимой неожиданно2 появилась2 редкая гостья - чёрная лисица.Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного2 зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться2 за одной этой лисицей.
  Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.
  А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив2 их снегом, чтобы ниоткуда2 не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают,
   Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня,  да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии  исчезла.
Грамматическое задание: 
1.    Произвести морфемный разбор слов:
1 вариант – неожиданно, появилась;
2 вариант – необыкновенного, охотиться;
3 вариант – запорошив, ниоткуда.
2.    Определить части речи в составе выделенных предложений.
1 вариант – Ничей мех не ценится…
2 вариант – Как ни старались все…
      3 вариант - Затем, спрятав в кустах…