Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»


8 класс
Урок 8
Тема урока: Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Цель урока: познакомить учащихся с устройством и назначением калориметра; рассчитать количество теплоты, которое получает вода при нагревании и выделяет при остывании по формуле: Q = cm(t2-t1)
Оборудование: компьютер, приборы для проведения лабораторной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение
1.Ответьте на вопросы:
В каких единицах измеряется:
- количество теплоты;
- масса тела;
- удельная теплоемкость?
2. Напишите формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела.
Познакомьтесь с устройством и назначением калориметра.

Калориметр – прибор, применяемый во многих опытах по тепловым явлениям.
Калориметр состоит из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего пластмассовой подставкой. Такое устройство позволяет уменьшать теплообмен содержимого внутреннего сосуда с внешней средой.
III. Выполнение лабораторной работы.
Выполните следующие действия
1.Налейте в калориметр горячую воду массой 100г, а в стакан – столько же холодной. Измерьте температуры холодной и горячей воды.
Горячую воду нужно наливать во внутренний сосуд калориметра, вставленный во внешний сосуд.
2. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой помешайте термометром полученную смесь и измерьте ее температуру.
3. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до этой же температуры.
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Масса горя-чей воды
m, кгНачальная
температура
горячей воды
t, ̊С Температура
смеси
t2, ̊С Количество
теплоты, от-данное горячей водой
Q,ДжМасса холодной
воды
m1, кг Начальная
температура
холодной
воды
t1, ̊С Количество
теплоты, полученноехолодной
водой
Q1,Дж

4.Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученное холодной водой.
5. Сделайте вывод.
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание: Пов. §9