Круглый стол с учащимися 9-11 классов по профессиональному ориентированию Дорога в завтра


Алимбетовская средняя школа-детский сад
Круглый стол с учащимися 9-11 кл.
«Дорога в Завтра»
Психолог Старченко А.Ю.
Круглый стол "Дорога в Завтра"
Адам өміріндегі ең басты мәселенің бірі ол – мамандық таңдау және оны игеру болып табылады. Сынып сағатының жоспарын құрастыру мұғалімге бітіруші түлектермен мамандық бағытының жұмыстары бойыншы жұмыс жүргізуге көмектеседі. Оқушылардың ақпараттық және коммуникативтік құзырлықтарын дамыту үшін жобалық технология қолданылады.
One of the important tasks in the life of each person is a question about choosing and mastering the profession. Making out the plan of the class hour will help the teacher in work on vocational training with the graduates of the 11-th classes. The project technology is used to promote the development of students’ informational and communicational competency.
Одним из важных в жизни каждого человека является вопрос о выборе и овладении профессией. Разработка классного часа поможет учителю в работе по профориентации с учащимися выпускных классов. Используется проектная технология, что способствует развитию у учащихся информационных и коммуникативных компетенций.
Цель: расширение представления учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности, умение учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего. Задачи: 1. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору: сформированности у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессии. 2. Повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Расположение учащихся (по группам):
- Человек - человек; - Человек - природа; - Человек - художественный образ; - Человек - техника; - Человек - знак; - Человек - ? (учащиеся, которые не определились с выбором)Ход мероприятия: Вступительное слово учителя. В мире тысячи профессий. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности. Чтобы стать настоящим гражданином своей Родины, каждому надо изо дня в день работать в полную меру сил и способностей, поднимаясь все выше и выше в своем мастерстве. 
Ведущий  Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии. На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Работа – это огромная составляющая жизни человека, в связи с этим подходить к этому вопросу нужно с большой ответственностью, не делая поспешных выводов. Когда человек находит своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче и производительности труда. 
Ведущий  Многие из нас уже давно определились с выбором, кто-то еще сомневается, а некоторые страдают муками выбора. Может быть, наш сегодняшний разговор поможет им определиться в жизни. 
Ведущий  Сегодня мы попробуем расширить ваше «информационное поле» в мире профессий, одновременно опираясь на то, что вы знаете о многоликом «сообществе профессий» хорошо известных и не очень, популярных и редких, давно существующих и появившихся совсем недавно… Защита проекта «Мир профессий» - рассмотреть классификацию профессий по Е.А.Климову, а также в зависимости от условий труда, от средств труда, от цели труда. Включить редкие, опасные, модные и т.д. профессии. Ведущий  Давайте выясним, на какой стадии профессиональной подготовки находится наш класс, посмотрим результаты анкетирования учащихся. Презентация «Результаты анкетирования» Вопросы анкеты: 1. Определился ли ты с выбором профессии? 2. Кем ты хочешь стать? 3. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? 4. Что в вас самих может помешать на пути к целям? 5. Кто или что может вам помешать в достижении целей? 6. Над какими негативными личными качествами вам необходимо поработать для самосовершенствования? 7. Перечислите самые неприятные моменты, связанные с вашей будущей профессией. Ведущий: Психологический настрой – игра «Кто я глазами других людей» Перечисляются следующие профессии: юрист, парикмахер, врач, дизайнер, портной, электрик, программист, банкир, учитель, повар. Учащиеся должны быстро подобрать профессию тем ребятам, которые не определились с выбором. Последние – согласиться или не согласиться с выбором и аргументировать свой ответ. Ведущий Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Ведущий Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана. Ведущий Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Ведущий Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. 
Ведущий Мне кажется, что, прежде всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получится человек, и только тогда можно будет найти свое место в жизни, свое счастье. А в чем оно счастье? Счастье - это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. Можно ошибаться, спотыкаться, падать. Но главное - находиться в движении. Самая большая моя мечта - не быть в жизни посредственностью. Хочется выбрать профессию по душе такую, чтобы работа приносила радость. В этом я вижу счастье. Ведущий Время идет, многое меняется. Мы взрослеем. Мы идем на встречу жизни. Идем в жизнь со своими мечтами, идеалами, желаниями. Но многое зависит от самого человека. У меня не так мало у меня знакомых, которые могут сказать: "Мне уже восемнадцать, я иду в этот мир с определенным багажом знаний и навыков. Но мне еще только восемнадцать, впереди у меня много дней, которые я проведу с пользой для себя, своей будущей семьи, своего Отечества". Я надеюсь на них. И я верю, что мое счастье мимо меня не пройдет. Я буду за него бороться. Я его обязательно найду! Заключительное слово учителя Возможно кто-то, мечтал о карьере журналиста, а вдруг после нашего классного часа подумал о пчеловодстве, это не страшно, главное сделать вовремя правильный выбор. А если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью. Домашнее задание: Обсудить следующие темы и выработать рекомендации: • Как правильно выбрать ВУЗ. • Ошибки в выборе профессии. • Советы девятиклассникам…или стоит ли идти в десятый класс. Список литературы:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ М.,Academia. 2007 2. Кулагина Н.В. Программа профориентационной работы со старшеклассниками/ Психология и школа №2, 2006, С. 5-33. 3. Наталья Правдина Мой ребёнок будущий миллионер/ М., Издательство «Астрель», 2004 4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации/ Директор школы. №2, 2006. 5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / Москва «ВАКО», 2006. 6. Пустовая Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы. http://image.websib.ru