Конспект урока по литературе «Образ Емельяна Пугачева в повести Капитанская дочка» А.С.Пушкина


Тема « Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка».
Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала; показать глубину и неоднозначность восприятия образа Пугачева.
Словарная работа: обреченность, противоречивость, непредсказуемость.
Оборудование: иллюстрации, видеофрагменты к повести «Капитанская дочка».
Эпиграфы к уроку: Мы всегда будем глядеть на Пугачева, как на непостижимое,
не нашего рода существо…Чья дьявольская воля управляет
законами ада; мы и сочувствовать ему не можем…
Е.Ф.Розен.
Поэтичность Пугачева не только в его безмерном великодушии,
не только в том, что он морально чист, но и в том, что он
широко и крупно мыслит, жаждет подвига…
В.Б. Шкловский
Слово учителя. История вывела Пугачева из-под таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной.
Центральная проблема произведения: проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств.
Беседа.
- Когда Пугачев появляется в повести?
- Чьими глазами он увиден?
Он показан глазами простого и честного дворянина, который не примет его за «Петра Федоровича», но и не станет искусственно снижать образ Пугачева.
- Какую роль играют природные стихии в произведениях Пушкина?
Природные стихии у Пушкина – это символ исторических катастроф. Жизненных потрясений, судьбы. Играющей. Как щепкой, маленькими судьбами отдельных людей.
- Мотив сна (комментарий)
- Когда начинается разворачиваться действие?
Анализ 1-ой встречи Гринева с Пугачевым (глава « Вожатый»)
Портрет Пугачева: глаза сверкающие, «лицо приятное, но плутоватое»
Характер: хладнокровен в буран, сметливость и тонкость чутья.
Атмосфера тревожная, мелькает тема народного восстания.
Подарок Гринева (комментарий).
Анализ 2-ой встречи (главы «Приступ», «Незваный гость»).
Гринев видит самозванца, восседающего в креслах. Одежда – исторический маскарал. «Портной режет ножницами косы офицерам» (Петр Первый режет бороды боярам).
Обсудить цитаты: « И даже то, что он милует барского дитятю – это проявление не обычного человеческого чувства, а лишь подражание «царскому жесту»
Нравственный поединок Гринева и Пугачева.
Роль песни (сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя).
«Вскочил в седло, не дождавшись казаков, которые хотели было подсадить его в седло»
(комментарий).
Анализ 3-ей встречи Гринева с Пугачевым (глава «Мятежная слобода»)
Работа с картиной Герасимова. Роль детали «Соболья шапка надета набекрень, сидит подбоченясь, расставив ноги широко, словно в любую минуту готов к прыжку. Контраст. Вероятно, вспыльчив и несдержан в гневе.
Образы «енаралов»: Безбородко и Хлопуши.
Анализ эпизода «Поездка в Белогорскую крепость».
Противоречие: властвуя над злодеями, он в их власти. Понижает голос, чтобы татарин, сидящий на козлах, не слышал его слов. «Воли мне мало» ( в жизни ему так же тесно, как и в заячьем тулупчике).
4.Смысл калмыцкой сказки. Гениальное прозрение Пушкина. Когда стали доступны протоколы допросов Пугачева, протоколист писал: «Умереть славно, имея в мыслях, что царем быть не мог, то умереть на сражении, ведь все равно я смерть заслужил, так похвально быть со славой убиту…»
Еще одно противоречие: сам милуя, он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет уверенность в несокрушимой правоте.
Пугачев для Гринева – человек, посланный самой судьбой. Пугачев для Гринева стал его «вожатым по жизни».
5.Сравнить Пугачева и Екатерину Вторую. Они оба «прощают» Гринева, но…
Анализ 4-ой встречи.
Пушкин пишет скупо: «Узнал в толпе и кивнул ему (Гриневу) головою, которая мертвая и окровавленная была показана народу».
- Что стоит за этими скупыми строчками?
Провести литературную параллель с эпизодом « Казнь Остапа» из повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
Выводы:
1.Пугачев изображен как историческая личность и талантливый руководитель.
2.Его образ – это центральный образ повести, так как все композиционные и смысловые параллели связаны с его личностью.
3. Образ народного вождя показан в свете концепции русского национального характера: ум, широта натуры, способность совершать благородные поступки, память на добро, свободолюбие.
4. Личность неоднозначная, противоречивая в портрете, поступках:
жестокость и великодушие
лукавство и прямота
желание подчинить себе человека и желание помочь ему грозно хмурится и добродушно подмигивает
властный, грозный и …милосердный спаситель.
Слово учителя. В день, когда была завершена «Капитанская дочка», на встрече с друзьями- лицеистами поэт прочитал свое последнее стихотворное послание к ним «Была пора, наш праздник молодой…»:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему,чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Метались смущенные народы;И высились, и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари…
(Отрывок читает ученик),Это своеобразный поэтический эпилог к повести о бессмысленном и беспощадном «русском бунте», который, по убеждению Пушкина, не должен был повториться в России. Что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Домашнее задание: подготовка к классному сочинению по повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.