Внеклассное мероприятие по русскому языку Сколько слов в русском языке?! (6-7 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса.
Лингвистическая конференция
«Сколько слов в русском языке?!»
Цели:
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
развитие интереса к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время.
Задачи:
развивать познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку;
активизировать внеклассную работу по русскому языку
повышать интереса к учебно-познавательной деятельности
формировать и развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к русскому слову



План конференции:
1. Что такое слово. (Презентация словари русского языка)
2. Выступление учащихся.
- Слова, вышедшие из широкого употребления. Задания.
- Заимствованные слова. Задания.
-Синонимы. Задания.
-Антонимы. Задания.
-Слова, совпадающие по звучанию. Омонимы. Задания.
-Лексика, ограниченная в употреблении –профессиональные слова, жаргонизмы, диалектизмы, неологизмы.
.-Фразеологизмы. Задания.
3. Подведение итогов.
I. Вступительное слово.
Слово дано для того человеку,
чтобы свои понятия сообщать другому.
М. В. Ломоносов.
Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова: это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».(Слайд№1)
Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). «Когда мы произносим какое-нибудь слово, пишет В. Г. Белинский, то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т. е. светом, жгучестью и горением, хотя в то время, как мы говорим, мы и не видим огонь; когда мы говорим слово лошадь, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т. е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя и не видим перед собою лошади, когда о ней говорили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса...». Говоря словами К. Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Недаром в народе говорят: (Слайд№2)
Слово МОЛВИТ – СОЛОВЕЙ ПОЁТ.
Слово ДАНО ЛЮДЯМ, ЖИВОТНЫМ - НЕМОТА.
ОТ ОДНОГО Слова - ДА НАВЕК ССОРА.
ЖИВОЕ Слово ДОРОЖЕ МЁРТВОЙ БУКВЫ.
ХРОМОЕ Слово - КРИВАЯ РЕЧЬ.
Слово- СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО.
Как известно, все слова языка образуют его словарный состав, или его лексику Лексикология- это раздел языкознания, изучающий словарный состав русского языка: синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, неологизмы, диалектные слова и заимствованные слова, профессионализмы и жаргонизмы.( Слайд№3)
Изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели
Узнать, как образуются слова, что обозначает слово, как оно пишется и откуда оно пришло в русский язык, нам помогут словари.
(Презентация «Словари русского языка»)
II. Выступление учащихся.
Первая страница.
Так же, как из году в год меняют леса свои листья
старые падают, так и слова ветшают а гибнут.
Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.
Гораций.
СЛОВА, ВЫШЕДШИЕ ИЗ ШИРОКОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ (Слайд;4)
С развитием техники многие орудия труда, вещи и предметы домашнего обихода и общественного хозяйства выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. А так как язык живет и развивается вместе с обществом, он отражает эти изменения.
Так, например, в далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т. е. конным транспортом. Вот что мы находим у А. С. Пушкина: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?» Знаете ли вы, что представляла собой коляска, кибитка, карета и телега? (Слайд№5)
Коляска рессорный четырехколесный экипаж с откидным верхом, кибитка крытая дорожная повозка; карета большой крытый четырехколесный экипаж на рессорах; телега четырехколесная повозка для перевозки грузов конной тягой.
Путешествовали на долгих, т. е. на одних и тех же лошадях ехали до конечной почтовой станции. Почтовая станция называлась ямом; отсюда ямщик.
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав, в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
«Дуня села в кибитку гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали».
(А. С. Пушкин.)
А теперь мы попробуем вспомнить устаревшие слова.
ЗАДАНИЯ.
1.Назовите предметы. Во что одет былинный герой богатырь? (Слайд №6)
Ответ: кольчуга, колчан, булава, шишак, наручи, поножи.
2.Подберите к современным словам синонимы (устаревшие слова) (Слайд№7)
Глаза-очи, лоб-чело, палец-перст, губы-уста, ланиты-щеки, рамена-плечи, выя-шея, десница - правая рука.
3. «Четвертое лишнее» Найдите устаревшие слова? (Слайд№8)
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

Вторая страница.

Все народы меняются словами
и занимают их друг у друга. В. Г. Белинский.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА (Слайд№8)
Заимствованные слова есть во всех языках, потому что народы, общаясь, «меняются словами».
По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. (Слайд№9) Они пришли к нам из немецкого, английского, арабского, финского, тюркского, итальянского, латинского и других языков,В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. (зонтик из голландского языка, марка из немецкого, диктор из латинского, бульвар из французского) .Н. М. Шанский пишет, что «взятое извне перерабатывалось в русским языке, подчиняясь законам русской фонетики и грамматики, правилам русского словопроизводства и семантической системы».
При переходе слов из чужого языка в русский происходят процессы освоения. Слова осваиваются: 1) графически, 2) фонетически, 3) грамматически, 4)лексически.
Лексическое освоение заимствованного слова это освоение его значения. Лексически освоенным слово можно считать тогда, когда оно называет вещь, явление, свойственное нашей русской действительности, когда в значении его не остается ничего, что указывало бы на его иноязычное происхождение. Так, например, слово пальто заимствовано из французского языка, но сам предмет, названием которого служит это слово, так прочно вошел в быт, что, конечно, не осознается как французская одежда.
А вот история слова вокзал. Оно появилось в XVIII веке. Некая дама по имени Джейн Во (Vaux) превратила свою усадьбу на берегу Темзы в окрестностях Лондона в место общественных увеселений и построила там павильон, назвав его «Воксхолл» зал госпожи Во. Впоследствии так стали называть и другие увеселительные заведения с садами. По примеру лондонского «Воксхолла» такие же сады появились в других городах Европы в Париже, Мюнхене. В конце XIX века «воксхолл» уже значило «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в Павловске под Петербургом стали называть вокзалом. Когда была построена железнодорожная линия из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.
ЗАДАНИЯ.
1.Вспомните и назовите слова, первой частью которых является (Слайд№10)
Био (греч. жизнь) Теле (греч.далеко) Аква (лат. вода) Авто (греч. сам)
2. Вспомните и назовите слова, второй частью которых является
фон (греч. звук) граф (греч.пишу) лог (греч.слово, учение) тека (греч.Ящик, вместилище)
3. Замените выделенные словосочетания одним «иностранным» словом, равным по значению выделенным словам. (Слайд№11)
1. Незабываемая картина торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.
Слова для справок. Свитер, тир, мандат, парад.
3. Определите, из какого языка пришли в русский язык выделенные слова.(Слайд№12)
Заняв ваш любопытный взгляд Я мог бы пред ученым светом, Здесь описать его наряд; Конечно б, это было смело, Описывать мое же дело; Но панталоны, фрак, жилет Всех этих слов на русском нет; А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами, Хоть и заглядывал я встарь В Академический словарь.
(А. С. Пушкин.)
(Слова панталоны, фрак, жилет заимствованы в XVIII веке из французского языка.)

Третья страница.
...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости,
с которой все выражается на нем...
А. И. Герцен.
СИНОНИМЫ (Слайд№13)
В языке существуют не только одинаковые по звучанию слона, обозначающие названия совершенно различных предметов действительности и отношений, но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных но смыслу, но разных по звучанию.
Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо, по враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Сравните: Смелый (храбрый) скачет, а трус плачет. Храбрый (смелый) побеждает, а трусливый погибает. Не верь смеху врага (неприятеля, противника) Недруг поддакивает, а друг спорит. Противник (враг, недруг) силен, пока не повален. (Пословицы.)
Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.
ЗАДАНИЯ
1.Переведите с русского на русский: Над блестящей поверхностью пруда возвышалось красивое здание.- Над зеркальной гладью водоёма стоял прекрасный дом. (Слайд№14)
Врач назначил пациенту инъекции. Доктор прописал больному уколы. (Слайд№15)
2.Подобрать синонимы к данным словам: (Слайд№16)
Популярный, огромный, азбука, беспокоить, битва.
3.Выберите из данных слов наиболее подходящее для этого предложения: (Слайд№17)
1.Цунами – это (колоссальная, гигантская, грандиозная) волна, сметающая все на своем пути.
2.Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает (бой, сражение, баталия, битва) за Москву.
3.Наконец-то в продажу поступил (известный, распространенный, знаменитый, популярный) журнал.
4.Недавно в нашей школе прошли (сражения, бои, состязания) по легкой атлетике.
4.(Инсценировка) Определите, на противопоставлении каких слов строится данный разговор. Какие слова синонимы встретились в диалоге.
- Как кликать-то тебя, мальчик?
- Андреем зовут меня, дедушка.
- Ну-ка, Андреюшка, вечерять идем.
- Да я уж поужинал, дедушка.
- Али наше угощение хаешь?
-Не браню, а сыт я, дедушка.
- Ну и ладно, а то бабы бают, что больно гордый ты.
- Что ты, дедушка! Разве можно так говорить? Да и нечем мне гордиться!
-Не знаю я. Намедни на сходе сказывали, что больно ты строгий.
- Не строгий я, дедушка, а справедливый. А на собрании напрасно про меня толкуют.

Четвертая страница..
Русский язык чрезвычайно богат,
гибок и живописен для выражения простых,
естественных понятий,
В. Г. Белинский.
АНТОНИМЫ (Слайд№18)
Как известно, слова с противоположным значением называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления. «Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного... Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов» (низкий забор высокий забор, низкий поступок благородный поступок). Различают словарные антонимы и антонимы контекстуальные.
Вопросы и задания.
1. Подберите антонимы к выделенным словам: великий, великолепный, вертикальный, рассеянный, штиль. (Слайд№19)
2.Восстановите предложения, соединив по смыслу часть предложения из правой колонки с левой: (Слайд№20)

- С одной стороны Бердянской косы бушевал шторм, -----зато с другой стороны
-В быту он был ужасно рассеянным, -----но в ответственные моменты становился сосредоточенным и собранным.
-На фоне великолепного дворца, в котором жила принцесса ----собственный дом показался бедному юноше убогим и даже уродливым.
3. Объясните значение антонимов в данных пословицах. (Слайд№21)
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Велик день для лодыря, а для ударника мал.
Ученье свет, неученье тьма.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Сытый голодного не разумеет.
Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.
4. (Слайд№22) Кто быстрее и правильно ответит на следующие вопросы. В ответах обязательно нужно использовать антонимы.
Живут в сказках?
Ответ (добро - зло, девица - молодец и др.)
Можно найти в книге «Путешествие Гулливера»?
Ответ (великан - лилипут)
Скрыты на концах иглы?
Ответ (острый - тупой)
Таятся в театральных пьесах герои?
Ответ (грустный – весёлый, красивые-некрасивые)
Ветер помогает нам дверь?
Ответ (открыть - закрыть)
Командуют в учебнике математики?
Ответ (плюс – минус, умножить – разделить и др.)
Живут на клавишах рояля?
Ответ (чёрный - белый)
В водопроводном кране вода?
Ответ (горячая – холодная, грязная-чистая)
Помогают нам в гардеробе?
Ответ (одеваться - раздеваться)

Пятая страница. Омонимы. (Слайд№ 23)


Борьба за чистоту, за смысловую точность,
за остроту языка есть борьба за орудие культуры.
А. М. Горький
Омонимы (от греч. homos  одинаковый, onyma  имя) это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. От многозначных слов омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного.
Вопросы и задания:
1.Назовите омонимы, имеющее следующее значение: (Слайды №24-25)
-хирургическая помощь, военные действия – операция
-китайский чиновник, плод цитрусовый – мандарин
-знак отличия, объединение рыцарей – орден
-наполнить воздухом, обмануть – надуть
-личное название человека, термин грамматики – имя
-денежная единица в Германии, наклейка на конверт - марка

2. Просмотрите инсценировку из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова. Определите, о каких омонимах идет речь в диалоге.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, сказал Матвей, у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! добавил Сашка.
- И я люблю! сказал Матвей.
-Она желтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком? удивился Сашка.
- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь? всплеснул руками Сашка.
- Как это про что? Про овсянку! ответил Матвей. Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?! изумился Матвей.
Шестая страница.
А теперь, выполняя следующие задания, давайте вспомним лексику, ограниченную в употреблении. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными) (слайд№26)
Задание1: По группе слов определите, о какой профессии идет речь:
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение-(альпинист)
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера- (корреспондент)
Ресепшен, пьютер, прием заявок, заказов, телефон-( администратор, секретарь-референт)
Накладная, маршрут пути, прием, доставка товара- (экспедитор)
Методичка, факультатив, элективные курсы, аттестация, ЕНТ- (учитель, преподаватель)
Мышьяк, сверло, маска, мосты - (стоматолог)
Слова, употребляемые людьми какой-либо социальной группы, называются жаргонизмы.
Задание2. Переведите со школьного жаргона. (Слайд №27)
кент модный парень
обломиться - неожиданно плохой результат
меня плющит мне нездоровится, я заболел
торчать находиться где-либо, быть в восторге
точить кушать,
шифроваться скрывать что-либо,
забить стрелку назначить драку
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.
Задание3. Вставьте в предложения подходящие неологизмы. (Слайд№28)
Благодаря ...(навигатору) я быстро добрался до места.
Всю нужную информацию я перекинул на ..(винчестер)
Установленный дома... (модем) обеспечивает выход в Интернет.
Взамен потерянного телефона я попросил на Новый год у родителей(смартфон)
слова для справок: навигатор, смартфон, винчестер, модем.
Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Задание 4. Попробуйте найти в предложениях диалектизмы, объясните их значение. (Слайд№29)
Ушкан ..(заяц)затаился, услышав лай собак.
За окном шел сильный лепень..(снег с дождем)
3.В воскресенье мама испекла порожник..(пирог без начинки)
Ранок ..(утро) был солнечным.
Шишо сэлый щугунок нешет на ямки посодишь – и в пещкуЕще целый чугунок щей на ухват посадишь – и в печку.
Наш фтарогодник очень брухачийНаш двухгодовалый теленок очень бодливый.

Седьмая страница. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (Слайд 30)
„.Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело я животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них: объясните их значение (слайд 31)
Валится из рук 'не клеится, не работается';
голыми руками взять 'легко одолеть';
дать по рукам 'наказать, отучить';
дать руку на отсечение 'поручиться';
из рук в руки 'непосредственно';
как без рук 'беспомощно';
легкая рука 'удачное начало';
мастер на все руки - 'умелец'; -
не покладая рук 'неустанно';
подать руку 'помочь'.
Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по- своему лексическому
значению как синонимы.
Задания
1.Объясните значения фразеологизма одним словом. (слайд32)
Рукой подать - близко
Бок о бок - рядом
Брать ноги в руки - убегать
Время от времени - иногда
В час по чайной ложке - медленно
Оставить в дураках - обмануть
Кузькину мать показать - угрожать
Перемывать косточки - сплетничать
Вылетело из головы - забыть
Как свои пять пальцев -очень хорошо
2..Почему мы так говорим? (Слайд№33)
«Дело в шляпе». Очень давно, когда не было железных дорог, все важные документы перевозили специальные люди-гонцы. Хранили документы в сумке, но их легко было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать их так, чтобы они не потерялись, и в пути хранили их часто в шляпе. Вот отсюда и пошло выражение «дело в шляпе»
«Показать, где раки зимуют». Помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норе в берегах озер и там зимуют. Провинившихся крестьян посылали ловить раки зимой. Промерзнет крестьянин в ветхой одежонке, застудит руки, а потом тяжело болеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят : «Покажу тебе, где раки зимуют»
3.Допишите названия животных или птиц.( слайд№34)
Убить двух(зайцев)
Нем как(рыба)
Мокрая..(курица)
Брать..(быка) за рога.
(Собака)зарыта.
(Козел)..отпущения.
(Кошки)..скребут на душе.
Красный ..(петух)
4..Подберите к фразеологическим оборотам антонимичные.(Слайд№35)
Давать волю языку – держать язык за зубами
Засучив рукава работать – спустя рукава
Повесить нос – воспрянуть духом
За тридевять земель – рукой подать
III. Подведение итогов конференции, награждение самых активных участников.




































Мамлютская школа-гимназия №1











Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 класса.
«Сколько слов в русском языке?!»
(Лингвистическая конференция)





Учитель русского языка и литературы:
Дудниченко С.В























2012 год.