ПОДБОР РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЦВЕТОЧНЫХ ОФОРМЛЕНИЙ


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
Начального профессионального образование
«Профессиональное училище № 18»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПМ.02. ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБЕ
МДК.02.01. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБЕ
«ПРИУСАДЕБНОЕ ХОЗЯЙСТВО»
ТЕМА «ПОДБОР РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЦВЕТОЧНЫХ ОФОРМЛЕНИЙ
ПО ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ»
ПРОФЕССИЯ 112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы
Разработали:
Мастер п/о Козлова А.В.
Мастер п/о Тимовкина И.П.
с. Аскиз 2015
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ПМ 02. «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе»
МДК 02.01. «Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе»
В.ч. «Приусадебное хозяйство»
Количество часов учебного времени: 90 мин (пара 2 урока по 45 мин, перерыв 5 мин).
Место проведения: кабинет зоотехнии и агрономии
Тема программы: Цветоводство
Тема урока: Подбор растений для цветочных оформлений по цветовой гамме
Цели урока:
Образовательная: Формировать компетенции по технологии производства растениеводства в сельской усадьбе
ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике:
- знание основных видов цветочных насаждений;
- знание подбора растений для цветочных оформлений
- знание цветочной аранжировки.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, познавательной активности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами.
Развивающая: развивать познавательную активность и интерес к изучаемому материалу, творческое мышление, профессиональную речь
Воспитательная: воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, уверенность в себе, прививать любовь к избранной профессии
Тип урока: комбинированный, интегрированный
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практическиеФорма организации учебной работы: фронтально-групповая, индивидуальная
Методическое обеспечение урока: образовательный стандарт по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы»; рабочая программа дисциплины ПМ.02. Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе; тематический план дисциплины МДК.02.01. Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе
Наглядный материал: презентация, иллюстрации, сообщения, справочная литература
Материально-техническое оснащение урока: ноутбук, проектор, экран.
Межпредметные связи: Экологические основы природопользования, математика, биология.

Ход урока
Этапы урока Используемые методы, приемы, формы Деятельность
преподавателя Деятельность
учащихся Время,
мин Средства обучения Формированные компетенции
Организационный
момент устное сообщение - приветствует учащихся,
- заслушивает сообщение об отсутствующих на уроке - приветствие преподавателя,
- староста группы сообщает об отсутствующих и о готовности группы для работы на уроке 2 Презентация ОК 2, ОК 6
Сообщение темы и цели урока сообщение - сообщение и постановка целей - записывают тему в тетради 2 Презентация ОК 2, ОК 6
Актуализация опорных знаний сообщения устный опрос -проверяет знания обучающихся по пройденной теме.
-слушает сообщения обучающихся. - отвечают на вопросы.
- озвучивают заданные сообщения 16 Презентация ОК 4
Изучение нового материала Фронтальная, объяснительно-иллюстрационная - выводит на экран оценочный лист,
-формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное,
делать выводы при формировании ПК 2 - слушают объяснения преподавателя,
- просматривают презентацию
- делают записи в тетради
- просматривают внимательно фильм 20 Презентация
ОК 1, ОК 4
Закрепление новых знаний Групповая самостоятельная работа
Взаимопроверка - инструктирует и организовывает деятельность обучающихся по выполнению практической работы - планируют свою работу,
- находят информацию в раздаточных материалах,
- выполняют практическую работу и защищают её,
- проверяют работу товарищей и самостоятельно выставляют оценку. 35 Раздаточный материал, карточки с цветочно-декоративными растениями, цветные карандаши ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6
Подведение
итогов Фронтальная индивидуальная - подводит итоги занятия, комментирует выставленные оценки - слушают,
- анализируют 3 Презентация ОК 1. ОК 3
Домашнее
задание - сообщает задание,
даёт инструкции по его выполнению
- проводит рефлексию с помощью вопросов,
- выдаёт домашнее задание - слушают,
- отвечают на вопросы,
- записывают домашнее задние
2 Презентация Сценарий урока
Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности обучающихся к уроку
- доведение до обучающихся целей и плана урока.
Вводная беседа
Цветковые растения получили самое широкое распространение, выращивают их повсюду от дворцовых парков до скромных садовых участков.
Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на земле:
То – дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный. Жан Декель

Сейчас все более уделяется внимания озеленению городов, посёлков. Занимаются этим цветочные хозяйства. Кто же планирует эти цветники, занимается подбором растений для них?
Это, конечно же, дизайнер. Ландшафтный дизайнер – человек, занимающийся творческим проектированием.
Давайте и мы сегодня пройдём небольшой курс обучения профессии дизайнера ландшафта (ландшафт – общий вид местности, пейзаж). (записать в тетрадь)
Какие требования предъявляются к дизайнеру? (любовь к природе, эстетический вкус, знание биологии растений, агротехнологии выращивания).
Актуализация опорных знаний
Повторим тему предыдущего урока.
Планировка цветников может быть регулярной и ландшафтной.
Цветники регулярные: клумбы, рабатки, бордюры, солитеры.
Ландшафтные композиции: миксбордеры, партеры, каменистые участки.
Послушаем сообщения обучающихся:
- клумбы
- рабатки
- бордюры
- солитер,
- группы
- миксбордеры
- партер
-массив
- рокарийИзложение нового материала
Итак, вы выбрали место, решили какого вида и каких размеров будет ваш будущий цветник. Так с чего же начать планирование цветника? Разберём по пунктам.
В первую очередь оцениваем экологические условия места цветника. Если растения предпочитают полутень, высадив их на солнце, они будут чувствовать себя не комфортно, будут плохо развиваться. Тоже самое произойдёт, если посадить солнцелюбивые растения в тень.
Далее мы определяемся с общей идеей. Многое зависит от общего стиля участка, от внешнего вида задания, от функционального назначения зоны, в которой расположен будущий цветник.
Идея может быть ассоциативной, связанной с каким-то воспоминанием, основанной на цветовом решении, но главное — она должна быть.
Идея может быть навеяна воспоминаниями о летнем отдыхе, когда хочется привнести в сад немного южного колорита, и появляется цветник в «Средиземноморском стиле». И тогда в цветнике вырастают пряные травы, лаванда, тимьян, полынь, сладко пахнут душистые розы. В цвете преобладают различные оттенки голубого, желтого, оранжевого, красного и темно-розового.
- А может быть вам дороги воспоминания о домике в деревне и возникает «Сельский цветник» и «Кантри стиль» с морем ромашек, флоксов, маков, мальвами, золотыми шарами, наперстянкой, календулой и подсолнухами. В композицию цветника могут быть включены предметы быта: плетень, кувшин и даже колесо от телеги. Больше ярких и жизнерадостных красок и цветник готов.
- Или может быть вам хочется привнести в свой сад немного романтики и появляется романтический цветник. Спокойная бело-серебристо - розово-голубая гамма цветника, мягкие линии, естественный стиль.
- Идея может возникнуть на основе цветового сочетания. Взять, к примеру, популярные сейчас монохромные сады и может родиться «Голубой цветник». Это только, кажется что синих цветов мало, у синего и голубого есть множество оттенков и полутонов.
- Если вы увлекаетесь, каким-то одним растением и у вас уже собралась целая коллекция, то возникает идея «Коллекционного цветника». Конечно же, в таком цветнике будет солировать ваше любимое растение. 3. Решаем цветовую гамму.
Цвет имеет очень большое значение в жизни человека, он имеет способность влиять на восприятие окружающего нас мира, умеет поднимать настроение и возбуждать аппетит, давать ощущение прохлады и согревать, визуально расширять перспективу и приближать ее к нам, вселять чувство дискомфорта и успокаивать.
Желтый – стимулирует желание к переменам и будит творческое начало. Ассоциируется с богатством, золотом, теплом и обильным урожаем. Этот цвет солнца, праздника и он дарит вдохновение, гонит прочь усталость, поднимает настроение. В саду желтые цветы кажутся больше и ближе, чем есть на самом деле. Большая группа желтых цветов будет привлекать к себе внимание и станет фокусной точкой сада.
Красный - цвет жизни, символизирующий активность и энергию, силу и решимость, любовь и гнев. Красный цвет любят энергичные, активные, лидеры по натуре, публичные люди. В саду красный цвет, так же как и желтый будет сразу бросаться в глаза, привлекать к себе внимание, визуально приближать перспективу. Избыток красного цвета в саду может быстро утомить.
Оранжевый – оранжевый цвет символизирует здоровье и энергию, зной, спелость, теплоту и радость. Возбуждает и способствует общению. Дарит хорошее настроение и положительное настроение. Оранжевые цветы тоже "цепляют" взгляд; их любят успешные или активно стремящиеся к успеху, честолюбивые люди.
Белый - символизирует чистоту, невинность, свежесть и ясность. Однако в больших количествах белый способен взывать неуверенность, унылые мысли, даже депрессию и страх. Белый – это намек на невинность, наивность. Утончённые, несуетливые люди часто стремятся создать светлый "Белый сад". Белые цветы - символ благородства, непорочности, чистоты. Белый и серебристый цвет - и в вашем саду появится атмосфера праздника и торжественности. А вечерами белый сад мерцает в темноте, придавая саду загадочность.
Синий – действует умиротворяющее, позволяет нам расслабиться в жаркие дни, создаёт иллюзию прохлады. Синий цвет - это мудрость, верность, бесстрастность и спокойствие. Ассоциируется у нас с ясным весенним небом и водой. Однако слишком большое количество синего цвета способно вызвать чувство неуверенности в себе, ощущение подавленности. Сдержанные, скромные, и терпеливые люди часто сажают в своем саду голубые и синие цветы, характеризующие покой и открытость. Сине - голубая гамма цветников расширяет пространство, освежает сада, уравновешивает яркие краски.
Зеленый - цвет здоровья, выражается в волевой деятельности и силе ума. Очень полезен для настроения, и позволяет нам помечтать. Зелёный - основной цвет листвы весеннего и летнего сада, действует на нас успокаивающе.
Фиолетовый - это ночь, тайна, мистика, печаль, бедствие, старость, затмение. Это цвет звездной ночи, воздуха, пахнущий тропическими цветами. Фиолетовый загадочен, экстравагантен, но он не пугает. Фиолетовый - цвет интеллектуалов. Любителей всего таинственного очень привлекает фиолетовый цвет, он навевает необыкновенные фантазии.
Сочетание цветов. (брошюра)
Просмотр видиофильма «Варианты дизайна цветников»
Практическая работа «Составление рисунка на клумбе»
Сегодня мы будем работать над цветовым решением и композиционным расположением растений на клумбах расположенных у столовой и возле училища. Клумбы оформляем однолетними и многолетними цветущими растениями в зависимости от вашей фантазии. Рисунки расположения растений могут быть простыми и сложными. Простые содержат 1-3 вида или сорта растений. Сложный - состоит из большего набора сортов и видов.

Оборудование: справочная литература, карточки с цветочно-декоративными растениями, цветные карандаши, чертежные инструменты, листы ватмана.
Задание: даны растения. Создать цветовую композицию из имеющихся растений на клумбе. Придумать название композиции.
Подведение итогов урока
Разбор эскизов: самоанализ, оценка товарищей.
Итоговая оценка: выставление в журнал и озвучивание.
Рефлексия.
Задание на дом «Создать композицию цветника для своего участка»

Приложение 1.
Клумбы - цветники разнообразной геометрической формы (круглой, овальной, треугольной, четырех- или многоугольной) чаще всего симметричной конфигурации. Для оформления клуб используют несколько видов одно- или многолетних травянистых и полутравянистых растений. Бывает, что для оформления используют декоративные вазы или скульптуры. По границам клумбы обрамляют газоном или подручным материалом: плиткой, кирпичом, бордюрным камнем и т.д.. Клумбы делают или плоскими, вровень с газоном или дорожкой, или слегка приподнятыми.
Работка - вытянутый в длину цветник, расположенный вдоль дорожки, с одной или с двух сторон. С помощью рабатки можно наметить границу какого-либо участка, выделить край газона и т. п. Ширина рабатки от 0,4 до 1,5 м, длина может быть любая в зависимости от формы и размера участка, поверхность ровная или с небольшим возвышением в центре (на очень широких рабатках). Если рабатка односторонняя (на нее смотрят с одной стороны), растения располагают в несколько рядов: от высоких, кулисных, на заднем плане, до низких, ближе к зрителю. Если рабатка двусторонняя (например, дорожки проходят с двух сторон цветника), то самые высокие растения располагают в центре, а края засаживают низкими. Рисунок рабатки может быть самым разным. В оформлении могут быть использованы как однолетние, так и многолетние растения, реже двулетние.
Бордюр - цветник в виде узких полос низкорослых растений, окаймляющих цветники, газоны, дорожки. Ширина бордюров возможна от 10 до 40см. В качестве бордюрных используют компактные виды растений, которые не перерастают, не закрывают другие цветы и не распадаются, растут ровно, плотными кустиками. Обычно используют всего два – три вида растений. Цель бордюра – подчеркнуть, законченность цветочного оформления, гармонично оттенить, выделить основные посадки и не подавляя при этом их своей яркостью.
Солитер - одиночная посадка декоративного весь сезон растения, размещаемого на открытом участке газона. Для такого оформления подходят крупные растения интересной формы, с красивыми листьями, отличающиеся обильным цветением. Это могут быть цветущие кустарники или крупные травянистые растения.
Группа – посадки из нескольких цветущих растений, имеют свободные очертания, и создают имитацию естественности. В группах используют от одного, максимум до пяти видов растений. С их помощью оформляют вход в дом, беседки, пространства перед прудом. Можно оформить переход из сада к лужайке около дома или разделить различные зоны участка. Красиво смотрятся отдельные группы растений, расположенные в произвольном порядке на газоне. Главная особенность такого оформления - естественность, поэтому в данном случае не нужно придерживаться четкости линий и форм.
Миксбордеры – смешанный цветник декоративный с ранней весны до поздней осени. В переводе с английского обозначает "смешанный бордюр". Это достаточно большие цветники, имеющие вытянутую форму: от правильной геометрической формы до плавно изогнутых широких полос. Растения одного вида высаживаются группами, и конец цветения одного вида приходился на начало цветения другого. Если миксбордер имеет односторонни обзор то на заднем плане располагают высокорослые растения, в центре – среднерослые и на первом плане – низкорослые и стелющиеся. В миксбордерах обозреваемых со всех сторон самые высокие растения располагают по средней линии вдоль цветника. Для лучшего обзора рекомендуют оставлять между дорожкой и миксбордером полосу газона около 50см. Плотность посадок должна быть с учетом габаритов взрослого растения.
Партер - открытое пространство правильной формы, возможно в виде лужайки. Включает в себя композицию из отдельных элементов: клумб, рабаток, бордюров. Партером украшали дворцовые парки и сады. На садовых участках партер используют редко. Партер занимает большую площадь, конфигурация и рисунок партера могут быть виде арабески или узоров. Воспринимается партер лучше всего, с какого то возвышения, например с балкона. Для оформления часто используют малые архитектурные формы, дополняющие ансамбль: бассейны, фонтаны, декоративные стенки, ступени. Возможно использование скульптуры и вазоны. В очень крупных партерах предусматривают дорожки, которые разделяют комплекс на отдельные зоны, позволяют подойти поближе и полюбоваться цветником.
Цветочные массивы — крупномасштабные цветочные композиции площадью от 80—150 м2 и до 1000 м2 на полянах, лугах, создаваемые из многолетников. Массивы выполняются обычно в одном тоне (огненно-красные, белые, золотисто-желтые). Практикуются контрастные сочетания 2—3 тонов. Часто располагаются в партерной части парка, перед основными зданиями.

Рокарий — это любой участок сада, при оформлении которого активно используются камни, а также цветы или другие декоративные растения. Встречаются самые разные рокарии, различающиеся по размеру и стилю. Некоторые из них являются разновидностью миксбордера, другие обрамляют край газона, третьи напоминают альпийскую горку.
Приложение 2.
Оценочный лист
Группа Цветовая гамма Оригинальность композиции Соответствие тематики Грамотное расположение цветов по высоте Защита
№ 1 № 2 № 3 № 4 Работа групп оценивается по каждой категории от 0 до 5 баллов.
Приложение 3.
Цветочно-декоративные растения
№ п/пНаименование растений Использование в дизайне Окрас цветка Высота Период цветения Примечание
1. Астра Клумбы, рабатки, группы Белый, жёлтый, розовый, красный, синий, фиолетовый, тёмно-красный 20-80 см Август-сентябрь Соцветие-корзинка
2. Бархатцы Газоны, бордюры, вазы Жёлтый, оранжевый, тёмно-коричневый с жёлтой каймой карликовые 15-25 см, низкорослые 25- 40 см, среднерослые 40-50 см, высокие 50-60 см Июнь -
Сентябрь Соцветия немахровые, полумахровые и махровые, одноцветной и двухцветной окраски, диаметр 4-6 см
3. Виола (анютины глазки) Цветники, рабатки, бордюры, миксбордеры, вазы Белый, желтый, коричневый, синий, фиолетовый, бордовый 15-20 см Май - сентябрь Цветки от 4 до 1- см в диаметре
4. Георгины Цветники различных типов Белый, жёлтый, розовый, оранжевый, красный, малиновый, сиреневый От 25 до 200см Июль - сентябрь Соцветия от 3-10 до 20-25 см
5. Гладиолусы Группы, рабатки, клумбы Белый, жёлтый, розовый, оранжевый, красный, фиолетовый От 30 до 120 см Август - сентябрь Соцветия от 3 до 12 см
6. Дельфиниум Группы, миксбордеры, рабатки, клумбы Белый, красный, синий, фиолетовый, сиреневый До 250 см Июнь - сентябрь Соцветия –ветвистые
7. Ирис Оформление водоёмов, цветников, каменистых садиков Белый, жёлтый, красный, сиреневый, фиолетовый низкорослые 25-35 см, среднерослые 35-70 см, высокие более 70 см Май - июль Цветок крупный, простой, из шести лепестковидных дол
8. Календула Цветники Жёлтый, оранжевый от 25 до 70см Июнь - октябрь Соцветия - корзинки
9. Колокольчик Альпийские горки, бордюры, миксбордеры, солитеры Белый, розовый, синий, фиолетовый, голубой карликовые 12 -15 см, низкорослые до 30 см, среднерослые 30-50 см, высокие около 100 см Июнь - август Цветки 2-4 см
10. Мальва (шток – роза) Моногруппы, миксбордеры, декорирование стен, заборов, приусадебных построек Белый, жёлтый, розовый, сиреневый 80 – 250 см Июль - сентябрь Цветки простые, махровые, диаметр до 12 см, соцветия – кисть
11. Настурция Вазоны, цветники, балконы, лоджии Жёлтый с красным, жёлтый с коричневым, оранжевый Кустовые 20-30 см, плетистые – плеть до 200-400 см июль - сентябрь Цветки до 5 см
12. Петуния Клумбы, рабатки, миксбордер, кашпо, вазоны, балконы Белый, розовый, красный, фиолетовый, сиреневый До 75 см Июнь - сентябрь Цветки одиночные диаметр 4-10 см
13. Подсолнечник Альпийские горки, клумбы, рабатки, микросбордерыЖёлтый, оранжевый, коричневый карликовые 30-80 см, среднерослые 120-150 см Июнь - сентябрь Соцветия до 30 см
14. Хризантема Вдоль дорожек, в центре газона Белый, розовый, красный, фиолетовый, жёлтый От 35 до 150 см Август - сентябрь Соцветия – махровые
15. Цинния Группы, массивы, рабатки, клумбы Белый, розовый, оранжевый, жёлтый, красный Низкие 30-55 см, средние 50-55 см, высокие 60-90 см Июль - сентябрь Соцветия – корзинки
16. Цинерариям Цветники, рабатки, массивы серебристый 20-40 см Июнь - октябрь Соцветия плетенка, собранная в метёлку
17. Львиный зев Цветники, клумбы, рабатки Белый, жёлтый, розовый, красный 35 -70 см Июнь - сентябрь Цветок напоминает морду льва
18. Сальвия Композиции, рабатки, клумбы, миксбордеры Красный, фиолетовый, ярко-розовый От 30 до 90 см Май - сентябрь Соцветия ветвистые