ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАЖДОМУ — СВОЙ ВАРИАНТ!

Средняя школа №3 г.Лысково Нижегородской области

Утверждаю:
_________________
И.А. Блинова
Директор Средней школы №3
г.Лысково



ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЛОНТЁРСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ВАРИАНТ»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Программа рассчитана на детей 14-18 лет
Срок реализации: 3 года


Автор – составитель:
социальный педагог
Cредней школы №3 г.Лысково
Забаева Ирина Юрьевна












г.Лысково, 2015 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

1.
Образовательное учреждение
Средняя школа №3 г. Лысково Нижегородской области

2.
Местоположение школы
606210 Нижегородская область, г.Лысково, ул.Чехова, д. 21.

3.
Полное название программы
Программа деятельности волонтёрского объединения «Вариант» Средней школы №3 г.Лысково

4.
Нормативно-правовые основания программы
- Закон РФ « Об образовании»
- Конституция РФ
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
- Положение волонтёрского объединения «Вариант»

5.
Автор-составитель программы
Забаева Ирина Юрьевна, социальный педагог

6.
Основные идеи разработки программы
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность;
- Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность;

7.
Цель программы
Создание условий для формирования личности школьников, способствование развитию самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания потребности в здоровом образе жизни.

8.
Задачи программы

сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;
сформировать навыки и умения противостоянию негативным привычкам;
обеспечить информационное сопровождение деятельности волонтерского объединения через школьный сайт и газету, привлечение в отряд новых волонтеров;
предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность;
организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска";
организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.


9.
Условия достижения цели и задач программы
- Проведение мероприятий по реализации цели и задач программы.
- Поддержка со стороны администрации школы, учителей и родителей.
- Наличие ресурсного обеспечения.


10.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 года 2015-2018 уч.г.

11.
Основные направления деятельности программы
- социально-педагогическое
- здоровый образ жизни
- шефское
- досуговое

12.
Исполнители основных мероприятий
Социальный педагог, педагог-организатор, зам.директора по ВР, классные руководители, дети, родители.

13.
Источники финансирования
Средства родителей и школы.

14.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы ожидается развитие волонтёрского движения в школе, приобретение учащимися организаторских качеств, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, а также укрепление физического здоровья.





Пояснительная записка

Ничто нам не стоит так дёшево,
Но ценится мерой большой,
Как сделать хоть малость хорошего
Для радости чьей- то чужой.
И щедро себя отдавая,
Ты будешь согрет и любим.
Цена – это память чужая
Делам и поступкам твоим.
Екатерина Дубро

Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя, и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
Миссия нашего малого волонтерского объединения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение, профилактические занятия с волонтерами, сборы, работа с тематической литературой). Взаимодействуя между собой в процессе деятельности приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования). Передавая информацию во вне, своим сверстникам, по принципу "равный - равному”, проводят Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности волонтеров.
Работа в волонтерском объединении поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Цель программы:
Создание условий для формирования личности школьников, способствование развитию самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Задачи программы:
1. Сформировать навыки и умений противостояния негативным привычкам.
2. Создать условия для пропаганды волонтерского движения.
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
4. Предоставить подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
5. Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска".
6. Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В ходе реализации данной программы ожидается развитие навыков и совершенствование знаний, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, произойдет подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Программа построена с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.
Подростковым возрастом принято считать возраст детей примерно от 14 до 18 лет, что соответствует годам его обучения в среднем и старшем звене школы.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.
В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их интересов.
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.
Программа деятельности волонтерского объединения Средней школы №3 г.Лысково "Каждому – свой вариант!", состоит из четырех модулей - "Разожги огонь добра в себе", "Здоровым быть здорово!", "Рука помощи", «Твори! Выдумывай! Пробуй!», - позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.

«Рука помощи» - шефская работа
благотворительные акции;
помощь ветеранам педагогического труда;
работа с младшими школьниками.
участие в районных акциях «Дети - детям»
Главная задача: развитие детской, подростковой инициативы по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желания добровольно и бескорыстно заботиться о них.

«Здоровым быть здорово!» - спортивно – оздоровительное направление
спортивные соревнования;
акции;
спортивные игры;
беседы;
Главная задача: пропаганда Здорового Образа Жизни.

«Разожги огонь добра в себе» - социально-педагогическое направление
реализация проектов;
акции;
обучающие занятия;
мастер – классы;
практические занятия;
Главная задача: реализация полученных знаний в социально – значимой деятельности.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!» - досуговое направление
игровые программы;
проведение КТД;
праздники;
концерты;
вечера встреч;
Главная задача: расширять кругозор, вооружать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую, досуговую творческую деятельность.
Данные виды деятельности планируются объединением на основе свободного выбора в зависимости от этапа формирования группы и потребностей участников.

Содержание реализуется через следующие технологические блоки:
Диагностический блок: анкетирование, тестирование.
Образовательный блок: лекции, практические занятия, деловые игры, творческие мастерские, самостоятельное проведение занятий.
Творческий блок: КТД, творческие конкурсы, фестивали, вечера, ролевые игры.
Информационный блок: выпуск буклетов, брошюрок, распространение информации о своей деятельности.
Социальный блок: организация социально – значимой деятельности в школе, микрорайоне, районе.

Программа «Каждому – свой вариант!» рассчитана на 3 года.

Каждый год делится на 4 этапа:

Этап деятельности
Задачи
Формы

Первый этап
Диагностический
Выявление интересов и потребностей
Анкетирование, игра, беседа

Второй этап
Обучающий
Организация обучающих занятий: совмещение теории и практики
Занятия, мастер - классы

Третий этап
Практический
Организация проектной деятельности. Реализация ключевых КТД, самостоятельное проведение занятий
Акции, проекты, конкурсы

Четвертый этап
Заключительный
Определение уровня знаний, изучение результатов, выводы. Определение степени развития коллектива объединения
Тестирование, анкетирование


Работа по программе делится на три периода:
Период
Ответственный
Деятельность


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Социальный педагог и члены объединения
- предварительная работа /сбор информации/;
- анкетирование «Чего хотят изменить, чему научиться в объединении»;
- планирование работы;
- анализ полученных результатов;
- старт программы;

ОСНОВНОЙ
Социальный педагог
- организация обучающих и практических занятий;
- мастер – классы;
- проведение деловых, ролевых, интеллектуально – познавательных игр и конкурсов;
- организация проектной, коллективно – творческой деятельности;
- консультирование ребят при подготовке занятий;


Волонтёрское объединение
- участие в конкурсах, интеллектуально – познавательных, ролевых, деловых играх;
- проведение занятий;
- реализация программы «Каждому - свой вариант!»;
- КТД;
- проектная деятельность;
- проведение игровых программ;

ИТОГОВЫЙ
Социальный педагог и ребята из волонтёрского объединения
- подведение итогов работы по направлениям (ключевые КТД, проекты);
- определение личностного роста каждого члена волонтёрского объединения;
- определение коллективного роста;
- определение новых задач;

Методика оценки полученных результатов.
Рост организаторских умений: по результатам участия в управлении группой и организации мероприятий, проектов – на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов.
Личностный рост: на основе изменения статусного типа участника, по результатам тестирования, заполнения «Личной книжки волонтёра», на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов.
Оценка личностного роста производится:
На сборах волонтёрского объединения /коллективное обсуждение/;
После проведения дел, игр, конкурсов; после реализации проектов;
При анализе выполнения общественных поручений;
В конце года по результатам участия в школьных делах, которые отражаются в «Личной книжке волонтёра» каждого ребенка, ребятам даются грамоты и поощрительные призы.
Коллективный рост: коллективный рост волонтёрского объединения определяется ежегодно в ходе проведения районных смотров и конкурсов школьных волонтерских объединений. Степень коллективного роста (по Лутошкину А.Н.) определяют сами ребята на общих сборах коллектива.

Формы подведения итогов:
Проведение мониторинга

Аспекты изучения
Используемая методика

1
Сформированность познавательной и творческой активности.
°Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

2
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.
А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

3
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.
Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

4
Выявление мотивов детей в деятельности.
Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».

2. Реализация творческих отчётов и социальных проектов – концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива «Школа волонтёра» и итоговый Сбор в конце года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе реализации данной программы ожидается:
Развитие волонтёрского движения в школе, приобретение учащимися организаторских качеств, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, а также укрепление физического здоровья.
Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
Овладение методикой КТД.

Практические результаты.
Ребята раскроют в себе новые творческие способности.
Освоение организаторских навыков, необходимых для работы в волонтёрском объединении «ВАРИАНТ»;
1/3 часть ребят попробует себя в организации КТД; проведении мастер – классов;

Воспитательные результаты.
Создание развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала.
Формирование основ для жизненного самоопределения.
Формирование ценностных ориентаций.
Создание творческого, стабильного коллектива.
Условия реализации программы:
Наличие материально-технической базы: пионерская комната, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, педагог - организатор, члены волонтёрского объединения «ВАРИАНТ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Содержание программы предусматривает четыре основных направления деятельности: шефская работа, спортивно – оздоровительное, социальное, досуговое.
Шефская работа «Рука помощи»
Возрастает потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучастие в судьбе ровесников, младших ребят и людей, нуждающихся в этом. Такая деятельность обеспечивает преемственность поколений, передачу имеющегося опыта и его использование в работе детского объединения, овладение такими общечеловеческими ценностями, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание, возникновение духовной близости между людьми разного возраста.
Задачи направления:
развитие детской, подростковой инициативы по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желания добровольно и бескорыстно заботиться о них;
сосредоточение милосердной деятельности не только в стенах школы, но и в микрорайоне, по месту жительства, городу в целом;
организация сотрудничества с подшефными детскими садами, младшими школьниками, забота о пожилых людях, живущих в микрорайоне школы, проведение практических и конкретных дел милосердия, оказание действенной помощи всем, кто в ней нуждается;
пропаганда шефской работы в школе и районе;
ранняя профессиональная ориентация подростков на профессии сферы «человек-человек»: образование, воспитание, медицина.
Формы работы:
Акции
Работа на объектах шефской работы
Праздники, конкурсы, игровые программы
Встреча с интересными людьми

Спортивно-оздоровительное направление «Здоровым быть здорово!».
Данное направление выбирают ребята, объединенные общей целью: быть здоровыми нравственно, физически, духовно. Понятие здоровый образ жизни необходимо закладывать в детстве. Многие из родителей (а с ними и дети) ищут спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как правильное питание, двигательная активность, сводя их к минимуму и заменяя телевизором или компьютером. При этом большинство детей считает, что ведет здоровый образ жизни, остальные не придают этому большого значения.
Задачи направления:
укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования здорового образа жизни;
способствовать физическому развитию и самосовершенствованию детей;
формировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;
учить организовывать и проводить мероприятия и акции по здоровому образу жизни;
учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения.
Формы работы:
Соревнования, конкурсы, игровые программы
КТД
Акции, выступление агитбригад
Беседы, диспуты
Выставки творческих работ

3. Социально - педагогическое направление – «Разожги огонь добра в себе!»
В данном направление ребята учатся разрабатывать и реализовывать социально – значимые проекты. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Работа над проектом позволяет учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности. Социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.
Задачи направления:
формировать знания, умения, навыки по разработке и реализации социальных проектов;
Формы работы:
мозговой штурм
КТД
Деловые игры

4. Досуговое направление «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
В это направление входят ребята, интересующиеся организацией досуга. Стремление к развитию своего творческого потенциала, самореализации через участие в различных досуговых мероприятиях является одним из основных для ребят 14-18 лет. Важное место в этой деятельности занимает игра, доступная каждому ребенку в любом возрасте. Именно в ней он учится самоконтролю, овладевает навыками общения, удовлетворяет свои потребности и интересы, развивается, самосовершенствуется.
Задачи направления:
способствовать обогащению личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений;
обеспечивать деятельностью, развивающей интересы, возможности, способности каждого ребенка;
способствовать развитию коллектива;
расширять кругозор, вооружать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую, досуговую творческую деятельность.
Формы работы:
Конкурсы, игровые программы
КТД
Праздники, концерты, вечера встреч
Выставки творческих работ







Содержание курса «Школы волонтёра»
1 год обучения
Теория
Практика

Вводное занятие «Здравствуй, друг!»

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с волонтёрским объединением «ВАРИАНТ».
Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование.

История волонтёрского движения в России

Кто такие волонтёры. Почему люди становятся волонтёрами.
Игра «по страницам волонтёрства»

Учимся планировать

Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий.
Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям.

Итоговое занятие.
Тренинг


2 год обучения
Теория
Практика

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности.
Вводная диагностика. Игровой тренинг.

Программы СПО ФДО


Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия» и др.
Работа в группах.

Что такое проект?

Проект. Основные отличия между концепцией, программой и проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы.
Работа по направлениям: мозговой штурм и разработка небольших проектов.

Защита проектов.


Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям.


Итоговое занятие
Тренинг


3 год обучения
Теория
Практика

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса на год, повторение изученного.
Тренинг, анкетирование.

Социальное проектирование.

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом.
Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Навыки конструктивного общения.

Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений.
Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми.

Учимся подводить итоги.

Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования.
Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет.

Итоговое занятие
Тренинг




































Учебно–тематический план:
Первый год обучения.
№ п/п
Наименование темы:
Кол-во занятий:
Количество часов:




теория
практика

1.
Вводное занятие «Здравствуй, друг!»
3
1
2

2.
История волонтёрского движения в России.
8
4
4

3.
Учимся планировать.
9
2
7

4.
Итоговое занятие.
7
-
7

5.
ИТОГО:
27
7 ч
20 ч

Второй год обучения
№ п/п
Наименование темы:
Кол-во занятий:
Количество часов:




теория
практика

1.
Вводное занятие.
3
1
2

2.
Программы СПО-ФДО .
8
2
6

3.
Что такое проект?
10
4
6

4.
Защита проектов.
10
-
10

5.
Итоговое занятие.
4
-
4

6.
ИТОГО:
35
7 ч
28 ч

Третий год обучения
№ п/п
Наименование темы:
Кол-во занятий:
Количество часов:




теория
практика

1.
Вводное занятие.
2
1
1

2.
Социальное проектирование.
12
4
8

3.
Навыки конструктивного общения.
4
2
2

6.
Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос).
6
2
4

10.
Итоговое занятие.
6
-
6


ИТОГО:
30
9 ч
21 ч


Обучение в «Школе волонтёра» направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции. На точное понимание детьми «Кто такой волонтёр?». На умение разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты, а так же стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту.
В школе актива ребята не только расширяют свои знания о волонтерском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 1 раз в неделю для всего актива волонтерского объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Ступени ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.
Особенность программы «Каждому – свой вариант!» заключается в том, что волонтёрское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста. В программе предусмотрены три ступени личностного роста для детей – участников, членов волонтёрского объединения «ВАРИАНТ». Они способствуют формированию дополнительной заинтересованности ребенка в играх, фестивалях, конкурсах. 1 ступень – «Знаток» - знакомится с деятельностью волонтёрского объединения, осваивает его традиции, участвуют во всех делах объединения, пробуют свои силы в разработке общих дел.
2 ступень - «Умелец» - определился с выбором направления деятельности, организует и проводит активную работу по одному направлению.
3 ступень - «Мастер» - достиг больших знаний в работе волонтёра, владеет теоретическими и практическими знаниями, проводит занятия. (Приложение 1) Учебно-методическое, материально - техническое и другое обеспечение программы
Направления
Методическое обеспечение
Материально- техническое обеспечение


Форма занятий
Используемые приёмы и методы
Дидактическое оснащение
Форма подведения итогов


1. «Рука помощи»
Беседа
Круглый стол
Конкурсы
Выставки, наблюдение, тестирование
Карточки с заданиями, анкеты, тесты. Компьютерные презентации.

Собеседование в форме круглого стола, праздник День Светлячка, рейтинг участия.
Комната обучения актива, актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование.

2. «Здоровым быть здорово»
Беседа,
спортивные игры, конкурсы, акции.
Коллективная, групповая работа.
Спортивный инвентарь, анкеты, тесты, компьютерные презентации
День здоровья,
Грамоты, рейтинг участия
Комната обучения актива, актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование, спортивный зал.

3. «Разожги огонь добра в себе»
Лекция, беседа, деловые, ролевые игры, диспут, тренинг, игра.
Коллективная деятельность, Самоанализ.
Творческие задания, проблемный анализ, анкетирование, компьютерные презентации
Реализация акции, проведение игр для младших школьников.

Комната обучения актива, актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование, спортивный зал, территория микрорайона, города.

4 «Твори. Выдумывай. Пробуй»
Игры на местности, занятия, походы, экскурсии, викторины
Коллективная, групповая работа.
Анкеты, тесты, компьютерные презентации,
Акции, День Памяти, концерты
Актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование, спортивный зал.

Список использованной литературы
1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
2. Арович Я. Методы работы с волонтерами/Под ред. М.Ю.Киселева, И.И.Комаровой//Школа социального менеджмента: Сборник статей.- М.: Карапуз, 2004.-С.8-9, 75-85.
3. Гагарина В.В. Волонтер - это звучит гордо!/В.В.Гагарина//Вестник благотворительности.-1995.-№10.-С.12.
4. Григорович М.В. У волонтерства русская душа / М.В.Григорович//Новая газета,2005.-№3.-С.8.
5. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров – консультантов антинаркотических программ: Автореф. дис ....канд. психол. на-ук:19.00.03,19.00.07/Я.В.Латюшин. - Казань, 2004.-23с.
6. Логинова Л.Г. Работа подросткового добровольческого движения по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости: Опыт соцал. Центра молодежи Кузбасса/Л.Г. Логинова//Внешкольник, 2000.-№4.- С.20-21.
7. Методологические проблемы исследования феномена добровольческого труда// Тезисы I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения -2004:Российское общество и вызовы глобализации». Т.1.- М.:Альфа-М,2004.-С.317-320.
8. Митрохина О.В.Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников: Дис...канд. пед. наук: 13.00.02/О.В.Митрохина.-М.,2004.-218с.
9. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
10. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
11. Пермяков Ю.И. Некоторые аспекты добровольческой работы с детьми: внешк. учреждения/ Ю.И.Пермяков //Современное общество и проблемы детства: возможности третьего сектора: сб. ст./Ин-т сравнит. политологии рос. Акад. наук. -М.: Ин-т сравнит. политологии РАН. – 2003. -С.72-86.
12. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. - М.: ГОУ ЦРСДОД,2004 - 60с.
13. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
14. Толмачева Л. П. Социализация личности начинается с добровольчества/Л.П.Толмачева. - Новосибирск: Новосибирск, 2001.-56с.
15. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников-волонтеров подростковой психологической службы/В.В.Шабалина.- Спб.: Мед. Пресса, 2001. - 175с.
16. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8.
17. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения/Е. Шекова//Человек и Труд.- 2003.- № 4.- С. 28-31.
18. Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова.- Алматы: Фортесс, 2003.-44с.
Законодательно-нормативные документы
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. №82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Интернет-ресурсы
1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // http://www.adolesmed.ru/
3. Википедия. Свободная энциклопедия
// http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
4. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/






Приложение №1

Структура личностного роста волонтёрского объединения «ВАРИАНТ»


















3 ступень
«Мастер»






2 ступень
«Умелец»







1 ступень
«Новичок»










13PAGE \* MERGEFORMAT14815



«Каждому - свой вариант!»



15