Презентация по математике на тему Проблемный метод обучения в преподавании математики


Проблемный метод обучения в преподавании математики.Из опыта работы учителя математики Уренской средней школы №1 Слепышевой Н. А. «Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит самкак можно было бы прийти к ним самостоятельно» А.Н.Колмогоров. Низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся;Отсутствие познавательного интереса к изучению математики;Низкая мотивация обучения и низкая активность учащихся на уроке;Проблемы в работе с учащимися

Сущность педагогического опыта состоит в активизации развивающего потенциала обучения, организации поисковой деятельности учащихся, формировании высокого познавательного уровня, обеспечении личностной включённости всех участников в процесс обучения, его практической направленности
цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения метода проблемного обучения в школе.Развитие логического мышления, самостоятельности, креативности учащихся на уроках математики посредством метода проблемного обучения Концептуальная идея опыта
ЗадачиПосредством метода проблемного обучения создавать на уроках и во внеурочное время среду, способствующую развитию у учащихся гибкости и креативности мышления, а также умения и навыков самостоятельно организовывать свою творческую поисковую деятельность.Изучить и проанализировать дидактическое обоснование методов проблемного обучения и применить технологию проблемного обучения при разработке уроков.Выявить эффективность и особенности создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников. Суть метода проблемного обученияНаправлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия.Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем,разрешая которые они под руководством учителя активноусваивают новые знания.Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.Развивает мыслительные способности учащихся.Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас)
В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.Недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас)
Цикл проблемного обученияОсознание сущности затрудненияпоиск способа решения Выдвижение гипотезы её решения выделение учебной проблемы решениеВозникновение проблемной ситуации выводы



Структура учебно – познавательной деятельности учащихся в рамках проблемного метода обучения.{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Мотивационно – ориентировочная частьСодержательная частьРефлексивно – оценочная частьактуализация знаниймотивацияпостановка учебной задачипланирование её решенияРешение учебной задачи в соответствии со спецификой математическойдеятельностисоотнесение целей и полученных результатов деятельностиосмысление методов, приёмов, теоретических положений, с помощью которых получены эти результатыосознание ценности полученных результатовоценка собственной деятельности
Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуацииЭтапДействия учителяДействия учащегосяПостановка наводящих вопросов, помогающим учащимся осознать существо проблемы.Осознание проблемной ситуации; актуализация усвоенных знаний.1Направляющие указания.Анализ исходных данных; формулирование проблемы.2Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации.Выдвижение гипотезы, её обоснование.3
Направляющие указанияПроверка гипотезы; решение проблемы.4Постановка контрольныхвопросов, уточнения, исправления.Проверка решения, сопоставление его с исходными данными.5Анализ действий ученикав ходе решения.Анализ хода решения; анализошибок.6Включение результатов решения в последующую учебную деятельность.Обобщение и переход к новомуучебному материалу.7
Способы реализации опытаразвитие коммуникативно – деятельностных форм организации урока;проблемное изложение знаний;создание проблемных ситуаций;частично-поисковый метод обучения;использование исследовательских заданий. Примеры проблемных ситуацийПример №1. «Сложение десятичных дробей» (5 класс). Самостоятельная работа учащихся с целью контроля за навыками устного вычисления и создания проблемной ситуации.Вычисли: 18 43 82 73 35 12,5 + + + + + + 25 16 25 8 24 13,2 Пример №2. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс).Вычисли: Исследовательские заданияТема: Длина окружности.Диаметр окружности4см6см8см10смДлинаокружностиОтношение длины окружности к длине её диаметра.Исследовательская практическая работа ( 5 класс)Тема: Свойства равенства боковых рёбер и площадей противоположных граней прямоугольного параллелепипеда.Цель работы: опытным путём (измерением) установить свойства равенства боковых рёбер прямоугольного параллелепипеда и свойство площадей противоположных граней прямоугольного параллелепипеда.. Тема: Вывод формулы площади круга.Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя (учитель может проделывать все на доске). Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;развивается логическое мышление;развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;развивается способность к самоконтролю;формируется устойчивый интерес к предмету;активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке



ЛитератураАйсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты. «Владос пресс», М. 2002Белик Т. «Элементы проблемного метода обучения». Газета математика №31/ Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. Барнаул, 2003.Кульневич С.В., Лакоуснина Т.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», 2001г.Муравин Г.К. Исследовательские работы в школьном курсе алгебры. Математика в школе №1, 1990г.Таймасханова У.Д. Создание проблемных ситуаций. Математика в школе №5, 1994г.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М. «Сентябрь», 2000г.Якиманская И.С. Как развивать учащихся на уроках математики. М. 1996г.