Внеклассное мероприятие Наврез байрам


НАВРЕЗ БАЙРАМ
Цель: формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности.
Задачи:
формирование и развитие личности школьников на основе национальных и общечеловеческих ценностей;
воспитывать уважение к традициям и обычаям крымскотатарского народа;
развивать представление о многообразии народной художественной культуры;
развивать представление о многообразии народной художественной культуры, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Выход детей по мелодию песни «Наврез» - крымскотатарская народная песня.
Дети останавливаются около стульев вдоль стен зала и оют первый куплет песни «Наврез».
Стихотворение «Наврез кельди» Энвер Къафадар Наврез кальди дагъларгъа,
Багъчаларгъа, багъларгъа.
Гуль туттырып къолларгъа,
Озгъара торлаларгъа.
Вишне, армут, алмалар Ап акъ чичек ачалар.
Берекеттен хабер берип,
Къокъуларын сачалар.
Тереклерде къушчыкълар Наврез йырын йырлайлар.
Бахтлы огълан- къызчыкълар Джыйынларда ойнайлар.

Наврез кельди, дуямыз.
Къокъусына тоямыз.
Аман олсун дюньямиз,
Яшасын Ветанымыз!
Ведущий. (Вступительное слово о Наврезе)
Хош кельдинъиз, сайгъыллы мусафирлер! Бугунь биз сизни Наврез байрамына теклиф этемиз. Наврез – баарь байрамы! Наврез хелкъларгъа къуванч, шенълик, янъы ниетлер кетире. Шу себептен, азиз достлар, джумленъизге Наврез байрамы хайырлы олсун!
Наврез – пришла весна,
И начинает год она!
Наврез – цветет кизил,
Пусть Новый год прибавит сил!
Наврез – идет на улицу народ,
А молодежь заводит на лужайке хоровод!
Наврез – и поздравления звучат,
Кругом ликуют все – и стар и млад!
Наврез – им вторит птичий гам:
«Селям, селям, Наврез! Селям!»
Наврез – детишки ходят по дворам,
Желая счастья и здоровья всем хозяевам!
Наврез как музыка на площади звучит,
И всю весеннюю округу веселит!
Звучит народная песня о весне
Баарь кельсе, ачса да гуллер, Придет весна, распустятся цветы.
Къырмызысы къокъулары. Наполнят все вокруг чудесным ароматом.
Исе салкъын да эссе еллер, И в этот миг отправлю я привет
Санъа селям елларым. Тебе, мой друг.
Ведущий. Наврез приходится на 22 марта – день весеннего равноденствия. Это праздник Нового года: обновления природы, наступления весны, праздник солнца и цветов.
Дети и молодежь одевают новую одежду и ходят по дворам с цветущей веткой кизила – символом жизненной силы и долголетия. У калитки дома поют поздравительную песню с пожеланием благ в новом году.
Поздравление детей с праздником.
Декорации: 3 домика. Дети ходят от дома к дому с украшенной веткой кизила и, поздравляя хозяев дома, поют песню:
Наврез кельди, корюнъиз,
Корюмнигин беринъиз.
Дженнет олсун еринъиз,
Эзан наврезим мубарек.
Хозяева отвечают: Наврез байрамынъыз мубарек олсун! (Вешают на ветку подарки)
Кизиловые ветки с подарками мы отдадим къонакъбаю – организатору народного гулянья.
Он вручит их победителю спортивных соревнований и исполнителям песен.
Ведущий. Этот праздник призывает нас к добру и милосердию. И герои сказки, которую вы сейчас увидите, покажут вам, как это происходит.
(Инсценирование сказки)
Сказка называется
«Не ичюн Хораз ве Тавукъ бир «Почему Петух и Курица вместе

куместе яшайлар»

Бир заманда бар экен, бир заманда екъ экен, юксек къырнын этегинде бир Хораз яшай экен. О озюне туздан эв ясагъан. Эви юксек, дюльбер, йылтыравукъ экен. Хораз озь эвини бегене, эм ойле бурун котерип юре, кимсени танымай. Орманнынъ четинде исе, таштан кучюк эвчикте Тавукъ яшай. О пек мераметли, кимсеге екъ демей, балаларгъа йымырта къозлап бере экен. Куньлерден бир кунь шу Тавукънынъ тузу бите. Не япмалы? «Айды Хоразгъа барайым, онынъ тузу чокъъ, азчакъ сорасам, екъ демез», - тюшюне ве къыргъа тараф кете. Хоразгъа келип, эвининъ къапысыны къакъа да дей:
- Ко-ко,ко-ко, ко-ко-кок,
Тузым битти, тузым екъ.
Къомшум, ярдым эт манъаБир чимлем туз бер манъа.
Хораз исе, кокюсини керген де, босагъадан бакъып:
- Меним эвим йылтыравукъСенин эвин къалтыравукъ.
Санъа тузумдан бермем,
Екъ ол козюмден, Тавукъ! – деп,
Тавукъны къувып йиберди. Гъарип Тавукъчыкъ не чпсын, тузсыз къайтмагъа меджбур ола. О куньден сонъ Хоразгъа бармай. Къыш кечти, баарь кельди. Бузлар ирип бащлады. Хоразнынъ туздан ясалгъан эви ирип кетти. Ягъмурлар да ягъмагъа башлады. Сыланып ушюген Хораз Тавукъкъа бара да:
- Эвим сувдан ириди,
Аякъларым ушюди,
Йибер мени эвине,
Къомшучыгъым, екъ деме.
Тавукъ мераметли олса да, эвинден чыкъа да:
- Манъа тузны къызгъандын,
Мени эвинден къувдын.
Энди озюнъ чыкъып кет,
Бар, ягъмурда фикир эт.
Хора энди озь алыны анлап, окюр-окюр агъламагъа башлай. Къайда барсын кимсеге яхшылыкъ япмагъан, тек озюни билип яшагъан. Тавукъ пенджиреден Хоразнынъ агълагъаныны коре ве аджый. Хоразны эвге чагъыра, ашата, урбаларыны къурута ве юкъламагъа ер косьтере. Шу куньден сонъ Хоразнен тавукъ берабер яшайлар.
Хораз энди эр кеснен дост ола. Файдам тийсин деп, озюне зенаат тюшюнип тапа. Саба эрте тура, юксек бир ерге учып чыкъа да:
- Ку-ку-ри-ку, ку-ку-ри-ку,
Етер артыкъ бу юкъу.
Турынъыз балалар, мектепкеАзырланынъыз кетмеге.
Тавукъ исе, эвельки киби йымырта къозлай, чипчелерни бакъа ве бойле йыр йырлай:
Ка-ка,ка-ка,ка-ка-ка
Мына сизге йымырта.
Онъы пишир, ашанъыз,
Къавгъа этмей яшанъыз.
живут»
Было ли это – не было, у поднлжья высокой горы жил-был Петух. Он построил себе из соли высокий , блестящий, красивый дом. Петух очень гордился своим домом. А на краю леса жила Курочка в маленьком каменном домике. Угощала детишек яйцами, воспитывала цыплят. И вот однажды у Курочки закончилась соль. Что делать?
- Пойду-ка я к Петушку, попрошу немного соли.
И направилась она к дому Петуха.
- Ко-ко-ко!
Закончилась у меня соль.
Сосед помоги мне.
Дай щепотку соли.
А Петух, гордо выпятив грудь, отвечает:
- Дом мой блестящий , богатый,
Не дам я тебе соли,
Прочь сглаз моих!
Бедная Курочка пришла без соли домой. И с тех пор она не стала ходить к Петуху. Но вот пришла весна. На вершине горы начал таять снег, потеклти ручьи. А тут еще и дождик пошел. Дом, которым так гордился Петух, растаял от воды. Петуху деваться некуда, продрогший, убитый горем, пришел он к Курице:
- Домик мой от воды растаял,
Ноги мои замерзли,
Пусти меня к себе в дом.
Не откажи мне, соседушка!
А добрая Курочка вот что ему сказала:
- Соли мне пожалел, из дома меня выгнал, а теперь уходи отсюда! Иди и подумай под дождем. Петух так расстроился, что стал громко плакать.
Куда идти? Что делать? Никому он ничего хорошего не сделал и теперь все от него отвернулись. Но Курочка была очень доброй. Ей стало жалко Петуха. И она пустила его к себе в домик, накормила его, высушила одежду и приготовила постель. С тех пор они стали жить вместе. Петух стал добрым, отзывчивым. Каждое утро он взбирался на высокое место и будил всех своей песней:
- Ку-ка-ре-ку! Хватит всем спать!
Вставайте, дети!
Собирайтесь в школу.
А Курочка по-прежнему несла яйца, выхаживала цыплят и пела свою песенку:
- Ко-ко, ко-ко-ко, вот вам яйца.
Варите их, ешьте и дружно живите.

Инсценировка заканчивается танцем «Хайтарма»
(Исполняют 4 Курочки и Петушок)
Ведущий. Итак, праздник продолжается.
(Во второй половине дня жители собираются на площади. Звучат песни, танцы. Победителям спортивных соревнований вручают подарки)Песня «Наврез»
Кельди баарь ну сачып, Пришла лучезарная весна,
Наврез къокъуй мор ачып. Наврез пахнет голубым подснежником.
Ешерди челлер, дагълар, Зазеленели луга и леса,
Эзан Наврезим мубарек. Благословенный Наврез.
Наврез кельди, корюнъиз, Пришел Наврез – все смотрите,
Наврез акъкъын беринъиз. Подарок Навреза вручите.
Дженнет олсун еринъиз Пусть станет раем ваша земля
Эзан Наврезим мубарек. С благословенным Наврезом.
Къонакъбай: Ветку кизила держу я в руке,
Ее разыграют на празднике все.
Тот, кто веселую песню споет,
Иль в состязании выйдет вперед.
Песня «Папийим»
Игра «Шамар оюны» (Победитель награждается призом)
Один участник стоит спиной к остальным игрокам. Он стоит, приставив свою ладонь к спине. Кто-то из участников игры ударяет его по ладони. Задача игрока: угадать ударившего.
Песня «Дингиль-дингиль даречик» (Вручается приз)
Игра «Къушакъ оюны» (Победитель награждается призом)
Дети в кругу сидят на корточках. Один бежит за другим. У одного в руках пояс. Его задача: догнать первого и ударить пояском. А впереди бегущий убегает, и чтобы его не ударили поясом, становится впереди сидящего в кругу.Игра «Арадан сув»
- Арадан сув, атлап кет - Между нами речка – перескочи
Сизге бизден ким керек? Кто вам нужен из нас?
- Айше адлы къыз керек. - Нам нужна девочка по имени Айше.
- Эгер тапсанъыз тапмаджаны , - Если разгадаете загадку,
Алынъыз Айшечикни Забирайте к себе девочку Айше.
Тапмаджалар. Загадки.
Акъшам кетер, саба келер. (Кунеш)
Вечером уходит, утром вновь приходит. (Солнце)
Эв тепесинде бир чиберек. (Ай)
Над крышей чебурек повис (Месяц)
Юре, юре- къапы ачар,
Озю корюнмей къачар. (Ель)
Ходит, ходит-двери открывает,
А самого не видно. (Ветер)
Песня «Босторгъай»
Игра «Перетягивание каната»
Песня «Багъчаларда кестане»