Конспект урока «Джаз – искусство 20 века»


Тема урока: «Джаз – искусство 20 века»
Тема раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Базовый учебник: Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний
Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с историей возникновения джаза и особенностями ее исполнения
познакомить с известными джазовыми исполнителями прошлого и настоящего времени;
расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;
Развивающие:
развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач
развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;
развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий
Воспитывающие:
воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства

Планируемые результаты:
Предметные:
научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;
выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;
формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности
Метапредметные:
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные:
умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся: коллективные, групповые.
Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.
Методы работы:
Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)
Практический (творческое музицирование)
Метод синквейна (работа в группах)
Оборудование и материалы:
Авторская мультимедийная презентация;
Компьютер, видеопроектор;
Музыкальный материал;
Учебник 6 класс;
Иллюстрации к теме урока;
Фортепиано.
Музыкальный материал:
«Поезд» – Гленн Миллер,
« Сент- Луис - блюз» С.Джоплин,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»,
«Let's my people go» в исп. Луи Армстронга,
« Кленовый лист» С. Джоплин,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»,
Дюк Эллингтон «Караван».


Ход урока:
Организационный этап. Актуализация ранее полученных знаний.
После традиционного музыкального приветствия звучит джазовая композиция – приветствие.
«Поезд» – муз. Гленна Миллера
Учитель вместе с детьми обсуждает прослушанный фрагмент.
- Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?
- Где и когда она могла возникнуть?
- Какому народу она принадлежит?
- Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?

2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?
(Потому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.)
Понять сущность джаза было всегда трудно. Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.
3. Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование.
Джаз – это музыка американских негров, возникшая в конце XIX века в результате слияния двух культур - европейской и африканской. Само слово «джаз» африканского происхождения и означает «волновать», «приводить в экстаз». Эту музыку любят и ценят во всем мире за его демократичность и свободу самовыражения.
Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, везли и африканскую музыкальную культуру. европейцев завораживала манера пения африканцев, причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны. «Пусть воют»,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.«Пусть воют,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно».
Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Невольничьи корабли п привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах
Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза.
Источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм.
Блюз – в переводе с англ. имеет двойное значение – от американской идиомы «быть печальным»; второе - голубой цвет.
О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев: «Это крик истерзанной негритянской души».
«Грех мой один – я чернокожий. Что буду делать? Кто мне поможет? Я так унижен, Я так обижен, И всё потому, что я чернокожий»
Слушаем « Сент- Луис - блюз»
Как сказал один старый черный блюзмэн: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо» Можно добавить, что в историческом отношении блюз - это чистый продукт американской жизни, жизни американского рабовладельческого общества. Блюз зародился в самых низах самого угнетаемого слоя жителей страны – в среде черных рабов, на плантациях и фабриках. Парадокс, но даже та часть негритянского населения США, которая считала себя благопристойными христианами-протестантами, относились к блюзу негативно, называя его не иначе как «песнь дъявола». Для них существовала своя духовная музыка – спиричуэл и госпел, то есть молитвы на темы Ветхого и Нового Завета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Спиричуэл-с- в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшиеся на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.
«Let's my people go» в исп. Луи Армстронга
Темнокожие рабы, которые во времена Гражданской войны в США убегали от хозяев, обычно направлялись в знаменитый Форт-Монро, где находился штаб командования и военная база Сухопутных войск. В 1862 году их собралось там очень много, и своим гимном они сделали спиричуэл “Oh! Let My People Go: The Song of the Contrabands”. Его сокращенная версия в исполнении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сейчас широко известна под названием “Go Down, Moses”.Текст песни “Go Down, Moses” пересказывает ветхозаветную историю исхода евреев из Египта. Можно сказать, что за основу взят шестнадцатый стих седьмой главы Исхода, в котором Бог говорит Моисею: «и скажи ему <фараону>: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался».
Несложно догадаться, почему спиричуэл “Oh! Let My People Go: The Song of the Contrabands” стал гимном беглых рабов. Себя они сравнивали с израильтянами, который Моисей вывел из Египта, а фараона – с их бывшими хозяевами.
В рабстве гибнет Мой народ в Египте Дам Исход Вам! Ведь Так велит Господь! А не отпустишь мой народ, Как велел Господь, - Тогда Египет кара ждёт! Так велит Господь! Регтайм- джазовые пьесы для фортепиано, которые исполнялись на банджо (струнный щипковый инструмент африканского происхождения). Происходит регтайм от танца африканских рабов кейкуок (в переводе с англ. «шествие за пирогом на кухню»). Этот танец представлял собой смешанные дергающие движения рабов, которые веселили своих белых господ после ланча, а в награду отправлялись на кухню, где могли вдоволь поесть. Прекрасные регтаймы были написаны знаменитым негритянским композитором С. Джопплином.
Регтайм « Кленовый лист» С. Джоплина.
4.Первичная проверка понимания.
До сих пор музыканты спорят о том, к какой музыке – легкой или серьезной можно отнести джаз. Американский композитор 20 века Л. Бернстайн так написал: «Я люблю джаз зато, что он.. никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым». Как вы думаете, ребята? ( Обсуждение)
Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить?
Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.
Импровизация – от лат. «неожиданный, внезапный». Это метод творчества, позволяющий создавать музыку на глазах у публики, без подготовки, экспромтом. Джазовое искусство целиком основано на импровизации.
5.Закрепление изученного материала.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Hello, Dolly»
Прослушивание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
В каком стиле написана эта песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?

Русский текст:
Привет, привет, Долли! Я пришла, Долли. Мы не виделись с тобою много лет. Привет, привет, Долли! Мы ж друзья, Долли, И ты скажешь те же самые слова в ответ.
Привет, привет, Долли! Помнишь, как в школе, Мы клялись всегда быть рядом, и когда, да! Было нам худо, Мы держались друг друга, И пронесли мы дружбу сквозь года.
Проигрыш.
Привет, привет, Долли! Помнишь, как в школе, Мы клялись всегда быть рядом, и когда, да! Было нам худо, Мы держались друг друга, И, что бы ни произошло, Бедам и врагам назло, Пронесли мы дружбу сквозь года.
6. Итог урока. Рефлексия
В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн про джаз. У меня для вас сюрприз .Вам предстоит создать синквейн – пятистрочное стихотворение о джазе. Алгоритм его создания перед вами. Это и будет вашим домашним заданием.
СИНКВЕЙН
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Дюк Эллингтон «Караван»
Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.
Вариант, синквейна:
джаз;
загадочный неуловимый;
приглашает, завораживает;
джаз – это свобода выражения мысли;
жизнь.
7. Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)
Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.
До свиданья, спасибо за урок!


















13PAGE 15


13PAGE 14615




15