Конспект интегрированного урока по ОБЖ и географии: «Автономное существование в экстремальных условиях» 7 класс

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и географии:
«Автономное существование в экстремальных условиях»
7 класс
Цели урока:
проверка полученных знаний, умений, навыков выживания в условиях автономного существования;
формирование креативного и оперативного мышления, умение оценивать свои возможности и способность противостоять трудностям.
Задачи урока:
Обучающие
дать знания об основных способах выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Развивающие
развивать коммуникативные способности, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитывающие
воспитывать качества личности безопасного типа поведения
воспитание чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь товарищей, умение работать в группе.

Методические приемы: групповая работа
Тип урока: комбинированный (проверка знаний и практическое выполнение заданий). Работа в группах.





Ход урока.
Учитель географии: Выживание – это наука, и овладеть ею необходимо не только искателям приключений. Каждый из вас может стать жертвой обстоятельств, а в таких ситуациях полагаться на «авось» просто преступно. Но наши отважные «робинзоны» пройдут сегодня теоретический курс для выживания в природных условиях. Итак, давайте представим с вами, что все мы «Робинзоны» и оказались одни.в лесу..вдали от цивилазиции..средств связиИ основная наша задача: ВЫЖИТЬ!!!! Т.Е.продержаться до того момента когда к нам придут на помощь. Иногда на это уходит несколько часов, а иногда несколько месяцев!!! А какой литературный герой провёл в таких условиях несколько лет? (Робинзон Крузо)
Итак начнём!
Учитель ОБЖ: Давайте начнём с небольшой разминки:
Какие виды автономного существования вы знаете?
(Вынужденное и добровольное существование).
Учитель ОБЖ: Теперь представьте, вы оказались одни в лесу. Кругом безлюдное, совершенно необжитое место, но вам крупно повезло – это конец лета, август. Вы уже огляделись и поняли, что это не шутки, что до ближайшего населенного пункта очень далеко и вам необходимо как-то обустраиваться, приспосабливаться. Может быть, придется пробыть здесь длительное время, пока вас не станут искать или вы сами не найдете дорогу.
Учитель географии: Но так как оказаться в такой ситуации вы можете в любом месте нашей планеты(на отдыхе, в заграничной поездке) мы покажем вам небольшую памятку, КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ! Смотрите внимательно и запоминайте, вам в конце урока эти знания понадобятся!
ПРОСМОТР ФИЛЬМА (3, 5 минуты)
Учитель ОБЖ:  А если у вас под рукой нет компаса...
Тогда есть смысл попробовать сделать его из ручных средств прямо в полевых условиях. Это приспособление его изобретатель Анатолий Коваленко назвал «прибором для точного определения на местности в трудных условиях». Он пригоден для ориентации в тех случаях, когда другими способами сделать это не удается. Технология его изготовления довольно проста. В крышку котелка наливается немного воды. В эту воду опускают обыкновенную булавку с насаженными на нее для плавучести двумя маленькими кусочками коры на концах. Острие булавки будет показывать направление на север. Для проверки рекомендуется в вечернее или ночное время найти Полярную звезду в созвездии Малая Медведица. Потом замечается дерево или другой ориентир, находящийся под этой звездой. Таким образом удается точно установить направление на север. Для верности «лесного компаса» на крышку котелка можно нанести риски, соответствующие направлениям на стороны горизонта.
Учитель ОБЖ:
Какие задачи ставит любая вынужденная автономия, от решения которых зависит безопасность и спасения людей впервые минуты после аварии?
(Эвакуация из опасной зоны, первая медицинская помощь, устройство временного убежища, разведение костра, осмотр и сбор снаряжения и продуктов.)
Учитель ОБЖ: как правильно развести костёр, виды костров.
3. Как оборудовать по всем правилам место для костра?
(Снять дерн, перевернутый дерн, разложить по кругу с диаметром один метр; выложить из камней круг диаметром один метр)
Учитель географии: но а если погода сырая или это зима, то вот вам небольшой совет!
ПРОСМЛОТР ФИЛЬМА О РОЗЖЕГЕ КОСТРА (1 минута)
Учитель географии: Итак костёр мы развели, что необходимо сделать далее? (найти пресную воду или очистить воду в озере, реке) Какие вы знаете способы очистки воды?
А вы знаете как собрать воду во время дождя? Можно растянуть на кустах кусок полиэтилена и в середину положить камушек – получится «ловушка» для дождевой воды.
Учитель географии: Что же мы будем делать дальше? Наверное пора подумать о еде. Что можно есть в лесу:
(Ягоды, грибы)
Какие съедобные грибы и ягоды вы знаете? А какие ядовитые растения можно увидеть в лесу?
Учитель ОБЖ: Когда вы развели костёр, нашли укрытие, воду и еду, пора подумать о сигналах помощи!
(Разжечь три костра в одну линию с расстоянием между ними 300метров.)
(Треугольник из костров со стороной 300метров)
(Выложить из веток слово «SOS»)
Учитель ОБЖ: Ребята, а от чего же зависят ваши шансы на выживание?
(Шансы на выживание зависят от следующих факторов:
Желание выжить.
Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.
Уверенность
Рассудительность и инициативность.
Дисциплинированность
Способность анализировать и учитывать свои ошибки.)

Учитель записывает высказывания ребят на доске.

Учитель географии: Ребята. Мы надеемся что помогли вам и у вас есть все необходимые знания чтобы попав в экстремальную ситуацию вы смогли выжить. Давайте закрепим наши знания. Вы разделены на группы, у каждой группы на столах лежит задание. Давай проверим как вы усвоили сегодняшний материал.
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ:
Перед вами письмо мальчика. Необходимо маркером выделить ошибки, которые мальчик допустил , попав в подобную ситуацию!
«Пошли мы как-то с Кириллом в лес и заблудились. Кирилл предлагал в разные стороны пойти, но я не дал, сказал, что скучно будет порознь. В первую ночь страшно ночевать в лесу было, шорохи, запахи, сырость да грязь. Но ничего, раз переночевали, а там привыкли. Легли под дерево и уснули. Шалаш строить не стали, лень было. В лесу мы ели ягоды: смородину, малину, голубику, чернику, волчью ягоду. Воду пили из болота. Дожди лили, так что водичка не застоявшаяся была, чистенькая можно сказать. И приспособились хорошо: кепкой черпали, а через козырек, как через носик у лейки, пили. Грибы собирали и ели сырыми. А чтобы не скучно было, представляли как будто на тропинке то батон колбасы, а еще лучше два батона и хлебушек появятся или, например, вареная картошка, а еще лучше жареная или даже целый арбуз!
Мы ночевали под елками – они самые пушистые деревья в лесу: под ними дождь не страшен, а вот лапник стелить не стали, поэтому спали прямо на траве. Только друг к другу по-плотнее прижмешься, тепло сразу становится. Из живности лося видели, он нас не тронул. А глухаря поймать не смогли, улетел».
Перед вами карточки с растениями, которые растут в лесу. Необходимо отобрать съедобные растения и ядовитые по разным группам!
Вам необходимо вспомнить все способы ориентирования на местности, и которые вы узнали сегодня и которые знали ранее
Определить виды костров.
(на выполнение заданий даётся 5 минут)
Перед вами список предметов, которые выкинуло вместе с вами на берег необитаемого острова. Подумайте, как с помощью этих предметов можно помочь себе выжить? (найти, очистить воду, добыть еду, подать сигнал бедствия) Предметы: галстук, ложка, палка, верёвка, шляпа.
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ.
Учитель географии: Ну что ребята, теперь мы за вас спокойны и уверены, что если вы попадёте в какую-либо экстремальную ситуацию, вы знаете что делать и как делать!! Спасибо всем за урок!