Презентация Системно — деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования


«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования» Б. ШоуЕдинственный путь, ведущийк знанию - это деятельность «Человек достигнет результата, только делая что – то сам…» Каким образом включить ученика в образовательный процесс?Как помочь его самоопределению?Только с помощью действия. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности обучающихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом  учителя может стать деятельностный метод обучения. Что же означает деятельностный метод?Деятельностный подход к обучению предполагает:• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Знания только тогда знания, когда они приобретены  усилиями своей мысли, а не памяти. Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника По мнению А.Г. Асмолова (российский психолог, политик и учёный ), «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!». Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности обучающихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Обучающиеся:работают с источниками  информации;критически осмысляют актуальную социальную информацию;решают познавательные и практические задачи;анализируют современные общественные явления и события;аргументируют защиту своей позиции;выполняют творческие работы и исследовательские проекты… Системно-деятельностный подход- это …• учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника• ???????????????????????? Приём “Необъявленная тема”( не записана тема урока)Позволяет:привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия новыми и (или) непонятными терминами.Приемы работы в русле СДП:Приём «Да-Нет»Формирует :умение связывать разрозненные факты в единую картину;умение систематизировать ужеимеющуюся информацию;умение слушать и слышать друг друга. Приём «До-После»( для актуализации знаний, может такжеиспользоваться на этапе рефлексии)Формирует:умение прогнозировать события;умение соотносить известные инеизвестные факты;умение выражать свои мысли;умение сравнивать и делать вывод.Приём “Лови ошибку”(Универсальныйприём,активизирующий внимание учащихся)Формирует:умение анализировать информацию;умение применять знания внестандартной ситуации;умение критически оценивать полученную информацию. Приём “Диаграмма Венна”( Это один из приемов технологии Развитиякритического мышления - РКМ)Описание: Доска (лист) делится на тричасти. В одной колонке детямпредлагается записать общее между 2понятиями, а в двух других –отличительные особенности каждого..Прием «Телеграмма»(приём актуализации полученногосубъективного опыта, очень краткая запись)Кратко написать самое важное, чтоуяснил с урока и отправить соседу.(обменяться). Написать в телеграммепожелание, совет …..героюпроизведения; написать пожеланиесебе с точки зрения изученного на урокеи т.д. Принципы«Хорошо организованного урока в русле СДП»:1. Принцип Свободы внутреннего выбора (СВВ): нужно обеспечиватьучащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным егоответственностью за свой выбор!2. Принцип Открытости (ОТКР): нужно обеспечить учащегося знанием ипониманием границ его знаний посредством предоставлениявозможности решения открытых задач!3. Принцип Деятельности (ДЕЯТ): нужно обеспечивать применениеучениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов,организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!4. Принцип Обратной связи (ОБСВ): учитель несет ответственность запроцесс обучения, контролируя его с помощью развитой системыобратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровеньпонимания учеников и т.д.)!5. Принцип Идеальности (высокого КПД): максимально использоватьвозможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимумзатрат – максимум результат в процессе образования! Синквейн .1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Синквейн «Системно-деятельностный подход»Деятельностный подход, интригующий, трудоемкий.Озадачить, взаимодействовать, воплощать. Изменяет мое отношение к ученикам. Сотрудничество.