Конспект урока литературного чтения на тему А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке


Конспект урока чтения во 2 классе.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель урока:
Сформировать представление о новом виде устного народного творчества; обобщить знания об изученных видах устного народного творчества; познакомить с авторской сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».
Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группе; формировать умения анализировать, составлять вопросы к прочитанному, сравнивать, делать выводы, строить предположения, выдвигать аргументы за и против.
Воспитывать культуру общения, чувство справедливости.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Вступительное слово учителя.
- Я желаю вам на уроке быть внимательными, не бояться высказывать свои предположения.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
- Посмотрите внимательно на записи и попробуйте сформулировать задание. (Найти соответствие вида устного народного творчества, его определения и примера.)
Короткая фраза с усложненной артикуляцией
Стоит Алена: платок зеленый,Тонкий стан, белый сарафан.
пословица

скороговорка

Выражение, в котором один предмет изображается с помощью другого , и его нужно отгадать.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

загадка

Вид устного народного творчества, небольшое изречение, содержащее вывод
На горе Арарат рвала Варвара виноград

Пришел невод с одною рыбкой,С непростою рыбкой, — золотою.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим.
- Соотнесите теперь этот фрагмент с имеющимися определениями.
2. Чтение фрагмента сказки
( Делается детьми вывод, что ни одно определение не подходит).
сказка
- Как вы думаете, к какому жанру относится этот фрагмент?
3. «Елочка ассоциаций»
- С какими словами ассоциируется у вас слово сказка?
(Подбор ассоциаций к слову «сказка» «цепочкой»)
4. Реализация проекта. Мозговой штурм.
- Попробуем дать определение, что такое сказка.
(Выведение определения «сказка»)
Произведение о вымышленных событиях

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Ребята, проанализируйте все сказанное и попробуйте предположить, какая тема сегодняшнего урока?
- Какие цели вы ставите сегодня перед собой?
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Беседа.
– На какие 2 группы делятся сказки? (народные, авторские) – В чем отличие? (автор, изменение текста, форма написания)
- Вернемся к фрагменту сказки. Из какой сказки этот отрывок? К какой группе сказок относится эта сказка? (авторская) Кто автор?
( А.С.Пушкин.) – О чем говорит вам это имя?
2. Работа в группах с биографией писателя.
- Прочитайте и подчеркните самое важное.
- Что нового для себя вы узнали?
3. Внешнее проговаривание. Дети озвучивают подчеркнутое.
- Но прежде, чем работать со сказкой, обратим внимание на значение некоторых слов.
4. Словарная работа.
(На слайде – устаревшие слова, дети, пользуясь подсказками, объясняют их значение).
Земля́нка — углублённое в землю жилище. Ветхая – старая.
нéвод — подвижная рыболовная сеть
óткуп — плата.
клúкать — громко звать, кричать
пýще - больше всего,сильнее
сварлúвый - склонный к ссорам, спорам.
светёлка— небольшая комната, обычно в верхней части жилья.
крестьянин - сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
крестьянка — женщина, занятая в сельском хозяйстве
бранúть - осуждать, ругать.
дворянство - высшее привилегированное сословие .Дворянин - Лицо, принадлежащее к дворянству
беленá - ядовитое сорное растение с одурманивающим запахом, употребляемое в медицине
быть на посылках – находиться в полном подчинении.
5. Чтение сказки вслух по фрагментам поочередно чтецом каждой группы.
-Слушаете внимательно, чтобы ответить на вопрос, что привлекло ваше внимание.
- Понравилось ли произведение?
- Кто привлек к себе внимание?
6. Работа в группах. (Группа составляет по отрывку вопросы по «ромашке Блума» (3 вопроса), ориентируясь на начало вопроса).
7. Первичное закрепление. Группа предлагает свои вопросы остальным. Вопросы задаются группами поочередно.
8. Зарядка для глаз.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Игра «Адвокат»
-На «ромашке» остались вопросы – Хорошо ли… Хорошо ли поступил герой? Чьи поступки будем оценивать? (главных героев: старика и старухи). (Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга и высказывают аргументы в пользу своего героя).
2. Вывод: Кто действительно прав в этой сказке? (не правы ни старик, ни старуха)
3. Включение в систему знаний.
-Последний вопрос на «ромашке»: Чему учит сказка?
- Какую пословицу можно соотнести со сказкой?
Добра желаешь – добро и делай.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Лишнее говорить – себе навредить.
4. Сравнительная характеристика сказок с помощью кругов Эйлера.
-Какое произведение напомнила вам эта сказка? (сказка братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»). –Что общего, различного в этих сказках?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что из сегодняшнего урока вам может пригодиться в жизни?
-Достигли ли мы целей, которые ставили?
- Дайте оценку своей работе на уроке.
– Сегодня я узнал...– Было интересно...– Было трудно...– Я выполнял задания...– Я понял, что...– Я почувствовал, что...– Я приобрёл...– Я научился...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить текст-рассуждение на тему «Много захочешь – последнее потеряешь».