Рабочая программа ИЗО 6 класс (Неменский)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №19»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей образовательных областей «Технология» и «Искусство»
Протокол № от августа 2015 года
Руководитель МО _________ З.Н. Логинова
Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СШ №19»

Протокол № от августа 2015 года
Руководитель МС_________Н.В. Сангаджиева
Утверждено
Директор МБОУ «СШ №19»
__________________________Е.А. Нарышкина

Приказ № от сентября 2015 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе примерной программы по учебным предметам. «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2011.
Сборника рабочих программ ФГОС. Изобразительное искусство 5-9 классы под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2014.
(1 час в неделю/35 часов в учебном году)
Программу составила Логинова Зинаида Николаевна
г. Нижневартовск, 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика курса

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Ожидаемые результаты изучения изобразительного искусства
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
в ценностно-ориентационной сфере:
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
в ценностно-ориентационной афере:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
в ценностно-ориентационной сфере:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).

Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству.
Данная программа разработана на 2015-2016 учебный год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс.» под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение – 2014.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-9 классы.– М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Дополнительная литература:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование
Количество

1.
Материалы для художественной деятельности:
 

 
Краски акварельные
10

 
Фломастеры (набор)
5

 
Альбомы для рисования
30

 
Цветная бумага
30

 
Карандаши цветные (набор)
4

2
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод
1

3
Керамические изделия (вазы, кринки и т.д.)
4

4
Предметы быта (подносы, блюда и т.д.)
7

5
Наборы геометрических тел
2

6
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии)
10

7
Мультимедийные обучающие презентации
56
 

8
Мультимедийные викторины
6

9
Динамические пособия
6


комплект ученической мебели (15 парт, 30 стульев);
учительское место (стол - инв. №1060088640, кресло – 1шт.);
мебельная стенка – 1 шт. (инв. №21013600000034, 21013600000040, 21013600000039,21013600000014);
компьютер – 1 шт. (инв. №1040088690)
мультимедийный проектор - 1 шт. (panasonik. инв. №41061100000084);
интерактивная доска - 1 шт. (инв. №41061100000079)
многофункциональное устройство – 1 шт (XEROX инв. №.1040000139);
документкамера – 1 шт. (инв. № 410134000000227)
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ

Содержание
Кол-во часов на изучение материала

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
8

Мир наших вещей. Натюрморт
8

Вглядываясь в человека. Портрет
10

Человек и пространство. Пейзаж.
9

ИТОГО
35



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
1

2
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1

3
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
1

4
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
1

5
Цвет. Основы цветоведения.
1

6
Цвет в произведениях живописи.
1

7
Объемные изображения в скульптуре.
1

8
Основы языка изображения. (обобщение темы)
1

2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1

10
Изображение предметного мира – натюрморт.
1

11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1

12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
1

13
Освещение. Свет и тень.
1

14
Натюрморт в графике.
1

15
Цвет в натюрморте.
1

16
Выразительные возможности натюрморта.


3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

17
Образ человека – главная тема искусства.
1

18
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
1

19
Изображение головы человека в пространстве.
1

20
Протрет в скульптуре.
1

21
Графический портретный рисунок.
1

22
Сатирические образы человека.
1

23
Образные возможности освещения в портрете.
1

24
Роль цвета в портрете.
1

25
Великие портретисты прошлого.
1

26
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
1

4. Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)

27
Жанры в изобразительном искусстве.
1

28
Изображение пространства.
1

29
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
1

30
Пейзаж – большой мир.
1

31
Пейзаж настроения. Природа и художник.
1

32
Пейзаж в русской живописи.
1

33
Пейзаж в графике
1

34
Городской пейзаж.
1

35
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1

ИТОГО:
35


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения темы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» обучающиеся должны уметь:
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
пользоваться различными графическими и живописными техниками;
анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
В результате изучения темы «Мир наших вещей. Натюрморт» обучающиеся должны уметь:
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы.
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
анализировать работы известных мастеров натюрморта.
В результате изучения темы «Вглядываясь в человека. Портрет» обучающиеся должны уметь:
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
научиться определять понятие автопортрет,
сравнивать объекты;
определять цвет и тона в живописном портрете;
самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;
осваивать навыки применения живописной фактуры;
определять индивидуальность произведений в портретном жанре;
находить и представлять информацию о портрете;
выполнять художественный анализ своих работ.
В результате изучения темы «Человек и пространство. Пейзаж» обучающиеся должны уметь:
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над пейзажем;
определять термин жанр и его виды;
сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды;
определять характер цветовых отношений;
устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;
использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;
применять на практике знание правил линей ной и воздушной перспективы;
сравнивать картины по заданным критериям;
устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей;
.В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной « воздушной» перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
активно воспринимать, произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Решение композиции
Владение техникой
Общее впечатление от работы.
Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема урока (тип урока)
Формируемые компетенции
Используемые ресурсы
Домашнее задание


план
факт





1


Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
УИНМ
объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;
характеризовать три группы пространственных искусств изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;
иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира;
уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;
иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа;
называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики;
обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 8-23

2


Рисунок – основа изобразительного творчества.
УИНМ
иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества;
различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров;
овладевать начальными навыками рисунка с натуры;
овладевать навыками размещения рисунка в листе;
учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы;
овладевать навыками работы графическими материалами.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 24-29

3


Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Получить представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
- рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;
- объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа;
- выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
- овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;
- овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 30-33

4


Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
УИНМ
- овладевать навыками обобщённого, целостного видения формы;
- овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения;
- развивать аналитические возможности глаза, видения тональных отношений (светлее темнее);
- осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа;
- овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- практически осуществить на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 34-37

5


Цвет. Основы цветоведения.
УЗЗФУН
- знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение;
- иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;
- иметь представление о воздействии цвета на человека;
- иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;
- объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»;
- приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;
- приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета;
- углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции;
- различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета;
- создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 38-42

6


Цвет в произведениях живописи.
УЗЗФУН
- характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;
- объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»;
- различать тёплые и холодные оттенки цвета;
- уметь объяснять понятие «колорит»;
- развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни;
- обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием;
- овладевать навыками живописного изображения.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 43-47

7


Объемные изображения в скульптуре.
УИНМ
- знать виды скульптурных изображений и их назначением в жизни людей;
- характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях;
- рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе;
- осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 48-51

8


Основы языка изображения. ПОУ
уметь рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей;
- уметь объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства и объяснять их назначение; - уметь объяснять, почему изобразительное искусство это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений;
- участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 52-53

9


Реальность и фантазия в творчестве художника.
УИНМ
- уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; - понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; - получать представление об условности изобразительного языка;
- характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 56-57

10


Изображение предметного мира – натюрморт.
КУ
- получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох;
- получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных
и др.) в зависимости от целей художественного изображения;
- приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов;
- осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа;
- уметь выделить композиционный центр;
- приобретать навыки художественного изображения способом аппликации;
- приобретать эстетические представления о соотношении цветовых пятен и фактур.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 58-61

11


Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
УИНМ
- характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; - узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; - уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 62-63

12


Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
УИНМ
- приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи;
- объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира;
- учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, снизу, сбоку», а также использовать их в рисунке;
- объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 64-67

13


Освещение. Свет и тень.
КУ
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства;
- получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины;
- использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета;
- знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII-XVII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих 3/12произведений.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 68-75

14


Натюрморт в графике.
УИНМ
- осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению;
- получать представление о различных графических техниках;
- узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики;
- знакомиться и приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами;
- приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 76-77

15


Цвет в натюрморте.
КУ
- приобретать представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIXXX вв.;
- характеризовать колористический образ, выразительные возможности цвета в натюрмортах известных художников;
- выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;
- овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии;
- развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 78-85

16


Выразительные возможности натюрморта.
КУ
- получать представление об истории развития натюрморта;
- овладевать простыми навыками изображения предметов;
- приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможностями;
- приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения;
- приобретать опыт восприятия, художественного видения произведений искусства;
- развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир;
- понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 86-87

17


Образ человека – главная тема искусства.
УИНМ
- знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве;
- получать представление об изменчивости образа человека в истории;
- получать представление об истории портрета в русском искусстве, узнавать имена великих художников-портретистов;
- понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника;
- учиться различать виды портрета, парадный и лирический портрет;
- учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 90-101

18


Конструкция головы человека и её основные пропорции.
УИНМ
- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;
- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;
- овладевать первичными навыками изображения головы человека;
- приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 102-105

19


Изображение головы человека в пространстве.
УИНМ
- получать представление о способах объёмного изображения головы человека;
- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра;
- получать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;
- учиться видеть особенности лиц разных людей;
- выполнять наброски и зарисовки головы человека.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 106-107

20


Протрет в скульптуре.
УИНМ
- знакомиться с портретными изображениями, созданными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета;
- приобретать знания о великих русских скульпторах-портретистах;
- получать представление о выразительных средствах скульптурного образа;
- приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека;
- приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 108-111

21


Графический портретный рисунок.
КУ
- приобретать интерес к изображению человека как способу понимания и видения окружающих людей;
- развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека;
- приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии выразительных графических средств;
- выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;
- овладевать новыми умениями в рисунке.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 112-115

22


Сатирические образы человека.
УИНМ
- получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах;
- учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении;
- учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения;
- приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительности при изображении человека.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 116-119

23


Образные возможности освещения в портрете.
КУ
приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;
- учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения;
- различать освещение «по свету, против света, свет сбоку;
- характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;
- овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой культурой восприятия реальности и произведений искусства;
- учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника по выбору).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 120-121

24


Роль цвета в портрете.
КУ
- характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;
- овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой культурой восприятия реальности и произведений искусства;
- учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника по выбору).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 122-125

25


Великие портретисты прошлого.
УИНМ


- называть и узнавать несколько портретов великих мастеров русского и западноевропейского искусства;
- понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей;
- рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи;
- рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника;
- приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 126-129

26


Портрет в изобразительном искусстве XX века.
УИНМ
- получать представление о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров;
- получать представление о развитии портрета в отечественном искусстве XX века;
- приводить примеры известных картин-портретов отечественных художников, уметь рассказывать об их содержании и композиционных средствах его выражения;
- интересоваться современным изобразительным искусством.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 130-135

27


Жанры в изобразительном искусстве.
УЗЗФУН
называть жанры в изобразительном искусстве;
- понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира и ценностной системы в культуре;
- уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 138-141

28


Изображение пространства.
УИНМ
получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве;
- рассуждать о разных способах перспективы как выражении различных мировоззренческих смыслов в искусстве;
- различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства;
- наблюдать и воспринимать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов;
- приобретать навыки изображения перспективных сокращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 142-145

29


Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
УИНМ
объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии.
- различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства;
- объяснять правила воздушной перспективы;
- приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 146-147

30


Пейзаж – большой мир.
УЗЗФУН

- приобретать знания о создании эпического и романтического образов природы художниками западноевропейского и русского искусства;
- учиться различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика);
- творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие, о средствах создания художником эпического и романтического образов в пейзаже;
- экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в процессе изображения большого природного пространства.
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 148-151

31


Пейзаж настроения. Природа и художник.
УЗЗФУН
- получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.;
- характеризовать особенности направлений «импрессионизм» и «постимпрессионизм»;
- учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека).
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 152-155

32


Пейзаж в русской живописи.
УЗЗФУН
- получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи;
- называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана;
- характеризовать особенности понимания красоты отечественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Левитана;
- уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины;
- приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины;
- получать представление о произведениях графического пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве;
- уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об образных возможностях различных графических техник;
- приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических зарисовок
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 156-163

33


Пейзаж в графике
УЗЗФУН

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 164-167

34


Городской пейзаж.
УЗЗФУН
- получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве;
- приобретать навыки восприятия, эстетического переживания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;
- приобретать композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа;
- приобретать коммуникативный опыт в процессе выполнения коллективной творческой работы
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 168-171

35


Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
ПОУ
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека;
-уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры;
- участвовать в беседе по материалу учебного года;
- участвовать в обсуждении творческих работ учащихся
Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», презентация

Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека», стр. 172


Условные обозначения основных типов урока:
КУ – комбинированный урок
УИНМ – урок изучения нового материала
УЗЗФУН – урок закрепления знаний, формирования умений и навыков
ПОУ – повторно-обобщающий урок
УКЗУН – урок контроля знаний, умений, навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 59 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. М., 2012.
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. М., 2012.
Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. СПб., 2001.
Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства / Ю. А. Арбат. М., 1964.
Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. М., 1988.
Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. М., 1982.
Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. XXX вв. / В. М. Василенко. М., 1974.
Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды /
Головина В. А. Египет: Боги и герои / В. А. Головина. Тверь, 1997.
Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. М., 1986.
Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дура-сов.Л., 1986.
Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. М., 1989.
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1990.
Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер архитектура среда. М., 1988.
Кайсаров А. С. Мифы древних славян / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б.А.Рыбаков. Саратов, 1993.
Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. Новосибирск, 1981.
Кашекова И. Э. От Античности до модерна / И. Э. Кашекова. ; М., 2000.
Киреева Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. М., 1970.
Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево / Н. Т. Климова. М., 1991.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
Лобачевская О. А. Плетение из соломки / О.А.Лобачевская. М., 2000.
Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исто-рико-этнографический источник / Г. С. Маслова. М., 1981.
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. М., 1993, 1996.
Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. М., 1988.
Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. М., 1994.
Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. М.,. 1987.
Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / А. С. Миловский. М., 1986.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1987. Т. 1.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1988. Т. 2.
Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. М., 1983.
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. М., 1983.
Неменский Б. М. Культура искусство образование / Б. М. Неменский. М., 1993.
Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский. М., 1987.
Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. М., 2012.
Осетров Е. И. Живая Древняя Русь / Е. И. Осетров. М., 1984.
Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. М., 1982.
Попова В. С. Русские художественные промыслы / Попова В. С, Каплан Н. И. М., 1984.
Рак И. В. Мифы Древнего Египта / И. В. Рак. СПб., 1993.
Рогов А. П. Русь деревянная / А. П. Рогов. М., 2012. (Русская культура).
Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. М., 2010. (Русская культура).
Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. М., 2009.








13PAGE 15


13PAGE 143215




=ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815