Мастер-класс «Техника цветовых растяжек в живописном рисунке»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеский «Юный умелец»
г. Черногорск








Номинация «Мастер-класс»
Тема: «Техника цветовых растяжек в живописном рисунке»
объединение «ИЗО»
(11-12 лет)





Педагог дополнительного образования
Никитина Елена Николаевна



















Введение

«Первое достоинство картины
состоит в том, чтобы быть
праздником для глаз».
Э. Делакруа.

Я Никитина Елена Николаевна педагог дополнительного образования Центра «Юный умелец», руководитель кружка «ИЗО».
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс на тему «Техника цветовых растяжек в живописном рисунке». На занятиях кружка данная тема актуальна, мы плавно смешиваем краски, получаем новые оттенки. Не просто раскрашиваем плоскость листа одним локальным цветом, а растягиваем художественный материал от одного цвета до другого. Так пришло название мастер – класса.
2. Проблема
Изучая тему «Цветоведения» мы с ребятами столкнулись с трудностями: - достоверно изображать пространство;
- удаление в даль, глубину описываемого. Чтобы было легче передавать действительность, на занятиях мы учились технике выполнения растяжек для получения пространства. Именно это и стало главной проблемой моего мастер - класса.
3. Задачи
В ходе работы передо мной встали следующие задачи:
1. Познакомится с техническими средствами, используемыми в живописи.
2. Разработать изобразительную последовательность для работы с цветом.
3. Познакомиться с методом наложения растяжек.
4. Исследование
Прежде чем приступить к созданию своего изделия, я решила:
Совершить знакомство с техническими средствами.
Раскрыть общие понятия о цвете (три основные характеристики, методы подбора цвета, тоновые изменения цвета)
Создать настроение цветом.
Технические средства, используемые в живописи

Знакомство с красками;
Знакомство с кистями;
Знакомство с палитрой.
Общие понятия о цвете

Теплые и холодные цвета;
Хроматические цвета - «Цветовой круг»;
Ахроматические цвета;
Три основные характеристики цвета.
5. Исторический экскурс

В различные периоды истории художники по - разному использовали свет и цвет в своих картинах. Пленяющие картины природы подчеркиваются особой атмосферой, создаваемой светом и цветом: рассвет, различные оттенки летних цветов, тенистые долины, раннее утро.
При создании масштабных эпических полотен требовалось использование широкой цветовой гаммы и яркого насыщенного света. Художники стремились по – новому выразить свое видение мира. Они создавали картины, основываясь на чистом восприятии, а не на общепринятых идеалах. Главным в них был свет.
Свет привлекает художников не только в силу своей практической функции – как элемент, определяющий формы и пространства, он обладает еще и неким особым волшебством.товь использование широкой цветовой гаммы и насыщенных цветов Передать на картине соответствующий свет и было всегда основной задачей художника.
Наряду со светом огромную роль играет цвет. Если представить, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо – белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получиться! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!
На протяжении веков люди по разному воспринимали и чувствовали цвета. Искусство выдающихся русских художников прошлого отмечает высшую точку в развитии живописного творчества. В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Серов, И.И. Шишкин подарили нам свои знаменитые работы. О них мы читаем много хороших и серьезных книг, изучая их творчество в истории русского искусства. Произведения В.И. Сурикова объединены общим замыслом, повествуя отношения героев с ходом истории.
Драматическое настроение создается при помощи световых эффектов, звучного колорита, мастерски выполненные цветом. Исследователи отмечали виртуозное легчайшее мастерство, силу цвета, яркость пятна. Каждое произведение пленит нас своим высоким художественным творчеством.
Среди всех русских пейзажистов самым известным и узнаваемым является Шишкин. Его произведения выполнены с особой точностью. Он до совершенства знал анатомию деревьев, и даже делал замечания, если видел неправильность в рисунке дерева. Его живописные работы, несмотря на применение сложнейшей техники, всегда смотрелись свежо и, кажется, что мы внезапно вошли в лес и ощущаем его глазами. Художественная техника, свет сближает нас с природой, и, остается, только молча восхищаться шедеврами.
Вспомним творчество И.Е. Репина. Самым ярким качеством художника было глубокое показание жизни и перенесение ее на холст. Репин писал быстро, горячо, увлеченно, мог создать портрет в один сеанс. Его учеником был выдающийся художник В.А. Серов. Мечтой Серова было писать такие картины, чтобы люди смотрели на них и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна сама жизнь! В его произведениях много света, простора, воздуха!
Живопись волшебна, мы будем подрастать, взрослеть, а изображаемое на картинах останется таким, каким его изобразили художники более ста лет назад.



















6. «Искорки» обдумывания

Что необходимо продумать и исследовать перед написанием растяжек, для получения цветовых композиций:








Знакомство с цветом


Источник света Метод наложения



Группы теплого Цветовая растяжка
и холодного цветов Анализ воздушной
перспективы




Хроматические и
ахроматические цвета
Три основные
характеристики цвета
7. Галерея идей

В своем проекте я хочу показать превращение цвета от одного к другому при помощи растяжек.
Растяжка – это когда один цвет с нашей помощью превращается в другой, причем превращение должно быть более плавным, а не резким и постепенным, при этом получится больше разных цветов.

Основные понятия о цвете
Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.
Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы:
1. Ахроматические цвета: черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.
2. Хроматические цвета – все цвета кроме белого, черного и серого цветов.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красные и зеленые. Это позволило расположить цвета по кругу.
Основные цвета: Красный, желтый и синий – основные цвета, их смешением можно получить все остальные цвета и оттенки.
Составные цвета: Это цвета, которые можно получить от смешения основных красок.
Дополнительные: Красный и зеленый, желтый и синий – дополнительные цвета. При смешении они дают белый и серый цвет.

Технические средства, используемые в живописи:

Краски
При выполнение растяжек, я использую гуашевые краски. Краска гуашевая - необычная. Она не прозрачная. Когда мы правильно наносим гуашь кистью на бумагу, то высыхая она становится бархатистой, яркой.
Знакомство с техникой.
Разводить ее жидко не надо, она не любит много воды, когда краска будет такой же густой, как сметана, она нарисует красивый рисунок. И есть у этой краски одно хорошее свойство. Она может смело перекрывать одни цвета другими, то есть ей можно рисовать сверху по уже нарисованному красочному изображению. Можно исправлять много раз.
14.Кисти
Среди разнообразия кистей, я использую круглые - № 5, 6; плоские - № 9,10; лучше колонковые.
Кисть требует бережного отношения и выполнения простых правил: не оставлять кисть в воде, беречь как любимую «игрушку», называть другом и помощником.
Палитра
Палитра должна быть обязательно белой, чтобы правильно видеть цвет своей яркостью, свой собственный цвет.









Растяжка «Красный + зеленый»







В данных вариантах полосы можно располагать горизонтально, острыми и волнистыми линиями, чтобы отработать разнообразные движения кисти.


Растяжка «Фиолетовый + оранжевый»




При выполнении данной растяжки, новые цвета образуются от просвечивания одного слоя сквозь другой.


Цветовой круг








Группы теплых и холодных цветов

Цветовой круг обычно делят на две части: теплую и холодную.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых хотя бы имеется частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло. Поэтому эти цвета в образном значении воплощают в себе добро, радость, светлые помыслы, благородство души, душевную щедрость, все то лучшее, к чему стремится человек. В связи с этим положительные герои сказок, фильмов, литературы всегда изображаются в одеждах теплых цветов.

Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т.д. Данные цвета используются при создании художественных образов не всегда добрых литературных персонажей.

Вывод: Теплые и холодные цвета в своем сочетании образуют радугу, ту самую, что появляется в поле или в лесу летним теплым днем.
Я предлагаю рассмотреть варианты растяжек, создаваемые с помощью ахроматических и хроматических цветов.
1. Ахроматические цвета: черный, белый и все серые, это так называемые нейтральные цвета.


Растяжка «Белый+черный»




2. Хроматические цвета: красный, желтый, синий и зеленый, розовый, голубой.

Растяжка «Цветовая»




Использование воздушной перспективы

Для передачи пространственной глубины я использую явление воздушной перспективы.
Воздушная перспектива – построение пространственной глубины в картине посредствам передачи цвета, тона и, согласно основным планам картины (ближний, средний, дальний).


Три основные характеристики цвета

Цветовой тон - определяется названием цвета (желтый, красный, синий) и зависит от его места в спектре. Натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов.
Насыщенность - цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменять свою насыщенность.
Светлота – признак предмета, по которому можно сравнить предметы какой из них светлее, а какой темнее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила.

8. Наглядная экспозиция растяжек

При выполнении растяжек я использую следующий метод наложения:
первый план картины решаю яркими красками;
второй план картины – оформляю переходным цветом зеленоватых оттенков;
третий план картины – изображаю фон, дали, погруженные в мутную среду воздуха, окрашенного цветом неба: фиолетового, синего, голубого оттенка.



Растяжка «Утро»
Я провожу показ техники выполнения растяжки «Утро».


Представляя раннее утро, от линии горизонта встает солнце. Поэтому первая линия белая. Далее, изображая небо, по капле добавляем голубой, желтый постепенно набирая цвет. Трава имеет голубой оттенок, переходящий в насыщенный зеленый.


Растяжка «День»

Я предлагаю выполнить самостоятельно.


Небо изображаем от линии горизонта, начиная с бледно – голубого, переходящего в насыщенный цвет. Трава получается смешением желтого, голубого переходя в ярко – зеленый. Солнце изображаем высоко на небе, добавляя облака.


Своими растяжками и при помощи цвета я могу передавать настроение в рисунках.





«Грусть»
«Тревога»
«Радость»

Вывод: Совместное использование света, красок и цветовых оттенков возможно при изучении различных приемов техники. В моем мастер – классе была предложена техника «Растяжек». Я считаю, что это поможет педагогам использовать знания о цвете на своих занятиях. Например, как начинать писать пейзажи? Может получиться такое, что кто–то начнет с линии горизонта на стыке неба и земли. А кто–то строит свой эскиз с первоначального пятна, а затем продолжает работу над пейзажем, заполняя все пространство. Поэтому растяжки помогают с помощью цвета обогащать оттенки рисунка.
Также техника растяжек помогает развитию эстетического вкуса, творческих способностей, фантазии, умение в простом увидеть прекрасное и сотворить своими руками.


9. Самоанализ работы
Название: «Техника цветовых растяжек в живописном рисунке»
Общая оценка:
эстетические характеристики – дизайн соответствует содержанию
функциональные характеристики (соответствует ли назначению) – соответствует
выбор и использование материалов – выбор сделан удачно
возможность усовершенствования – можно поместить другую полезную информацию
3. Анализ подготовки мастер - класса:
как произведено – набор текста и печать на ПК,
выбраны доступные методы воспроизведения.















10. Список источников информации
Кустодиев Б.И. «Сборник по живописи», - М., 1982г.
Кустодиев Б.И. «Сборник российского мастерства», - М., 1985г.
Тимофеева Л.И. «Я рисую натюрморт», «Бао-Пресс», 2006г.
Тимофеева Л.И. «Я рисую животных», «Бао-Пресс», 2006г.
Флорковская А.К. История искусства для детей. Модерн. – М., 2002.
«Художественная галерея». Еженедельный журнал. – Изд. дом Бурда.
Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия /Сост. И.А.
Химик. - СПб., 1994.
Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1983.
Эймич Л. «Рисуем птиц», Минск «Попурри», 2002г.
Юный художник. Журнал. 1978-2000.
































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






Смешение цвета



цветовой круг Заголовок 1 Заголовок 215