Ознакомление детей дошкольного возраста с формой предметов и формирование геометрических представлений


Тема: «Знакомство с формой предмета»
Возраст: первая младшая группа
Цель: ознакомление с формой предметов: шар, куб
Задачи:
Образовательные: 
1. Формировать способ обследования предмета;
2. обучить сравнению предметов с учетом свойств их формы, группировать предметы по форме;
3. формировать познавательную активность
Развивающие: 
1. Развивать память;
2.Развивать мелкую моторику рук и координацию;
3. Развивать речевые навыки.
Воспитательные: 
1. Воспитывать доброжелательность и способность помочь друг другу.
Методические приёмы: поощрение, частичная помощь, игровая мотивация, сюрпризный момент.
Материал: раздаточный материал – шары и кубики по количеству детей, 2 ведерка с крышками.
Ход:
Воспитатель входит в группу в русском национальном костюме в руках ведерки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости и принесла с собой ведерки. Но они закрыты и я не знаю что там внутри. Давайте откроем крышку и посмотрим, что лежит вот в этом ведерке. (открывают крышку и достают из ведра шары). Оказывается в этом ведерке лежат шары! Возьмите из ведерка каждый себе по шару. Дети что это?
Дети: шар.
Воспитатель: правильно это шар. Саша как называется эта фигура? Возьмите его в руки по катайте его по столу. Погладите его пальчиками. Скажите шар может кататься? (Может) Правильно, шар круглый он очень неустойчивый на столе и поэтому хорошо катиться. Но у нас есть еще одно ведерко посмотрим, что там лежит. Ребята это кубик. Максим как называется эта фигура? Правильно кубик. Возьмите его в руки по катайте его по столу. Погладите его пальчиками. Поставьте его на стол. Скажите кубик может катиться? (Нет) Потому что у кубика есть углы. Которые мешают ему катиться. Но он очень устойчив и хорошо стоит на столе. Ребята поиграйте с фигурами. А потом шары уберите в одно ведерко, а кубики в другое. (Дети раскладывают кубики и шары в два ведерка.) Катя . какой предмет ты положила в это ведерко? Да правильно, это шар. Оля какой ты предмет положила в ведерко? Правильно это кубик. Молодцы все вы справились и хорошо выполнили задание.
Младшая группа
«Назови геометрическую фигуру»
Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал: 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход:
Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить  название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.
Средняя группа
«Найди предмет той же формы»
Цель: уточнить представления о форме предметов.
Пособия: Картинки с изображением предметов разной формы: круглые (мяч, колесо, глобус и пр.), овальные (яйцо, огурец, слива, лист фикуса и пр.), четырехугольные (окно, книга и пр.), треугольные (крыша, колпак и пр.). Каточки с начерченными геометрическими фигурами.
Ход:
Педагог раздает детям картинки, а карточки оставляет, Затем кладет на стол карточку, на которой начерчен круг, и говорит: «У кого есть круглые предметы?». Каждый ребенок ищет среди своих рисунков круглые предметы и, когда находит их, кладет под карточку с соответствующей геометрической формой. Игра кончается, когда все картинки разложены.
Старшая группа
«Куриное семейство»
Цель: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.
Материал: сюжетная картинка с изображением куриного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.
Ход:
Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать круги на бумаге.
Подготовительная группа
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Ход:
Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».