Использование технологии критического мышления как средство формирования УУД у младших школьников


Использование технологии критического мышления
как средство формирования УУД у младших школьников
Попова Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия 32»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
           когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
           
        Современная жизнь устанавливает свои приоритеты:не  простые  знания  фактов,  не  умения,  как  таковые,  а  способность  пользоваться  приобретённым;  не  объём  информации,  а  умение  получать  её,  моделировать;  не  потребительство,  а  созидание  и  сотрудничество.  Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего, на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.
Я  хочу  поделиться  своими  наработками  использования  некоторых  общеизвестных  приёмов  развития  критического  мышления  на  уроках  чтения,  окружающего  мира,русского  языка,  математики,  которыми  я  пользуюсь.
Первый приём – кластер (гроздь), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и в графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать  данный  приём  можно  на  всех  этапах  урока:   на  стадии  вызова,  осмысления, рефлексии. «Грозди»графический  приём  систематизации  материала.  Наши  мысли располагаются  в  определённом  порядке. Правила  очень  простые.  Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучики - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины,  понятия. Система  кластеров охватывает  большее количеств
информации,  чем  учащиеся  получают  при  обычной  письменной  работе.

  Рис.1 Пример  кластера  по  предмету  «Окружающий  мир». Тема «Строение растений»
     Следующий  приём  -  составление   синквейна.  Это  удобно на уроках литературного чтения, окружающего мира, внеклассных мероприятиях для составления характеристики герою,  для  сравнения  противоположных  героев.  В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет необходимые для составления синквейна: 1  существительное,  2 прилагательных, 3 глагола, характеризующие героя,     предложение из  4 слов,  показывающее  отношение  к  теме,  слово-вывод. Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 4 класса в ходе изучения сказки  А.С.Пушкина  «Сказка  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».
1. Царевна.                                                    
2. Красивая  кроткая.
3. Росла,  расцветала, отравилась.
4. Проснулась  от  колдовского  сна.
5. Красавица!            (Наташа Г.)
 
Урок «Мы и окружающий мир» в 4 классе по теме: «Петр I. Закрепление». На стадии рефлексии учащиеся составляют синквейн:
Петр I
Умный, целеустремленный.
Учил, строил, реформировал.
Развивал флот, науку и культуру.
Дипломат.
Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Толерантность». Как итог мероприятия учащимися был составлен синквейн:
Толерантный человек.
Мудрый, отзывчивый.
Понимает, жалеет, помогает.
Несет людям радость общения.
Добряк.
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Обучающиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для формирования УУД.
Еще один прием - «бортовой журнал». Бортовые журналы – это обобщающее  название  различных  приёмов обучающего  письма,  согласно  которым,   уобучащиеся  во  время  изучения  темы  записывают  свои  мысли.  В  простейшем варианте  ученики  записывают  в  бортовой  журнал  ответы  на следующие  вопросы:
Бортовые  журналы -
1.Что  я  знаю  по  этой  теме?
2. Что  я  хочу  узнать  по  этой  теме?
3. Что  я  узнал  по  теме?
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Образование новых слов при помощи суффиксов». В начале урока учащиеся заполняют первую и вторую графы таблицы, а в конце урока на стадии рефлексии - третью графу.
Знал Хочу узнать Узнал
Суффикс – часть слова. При помощи каких суффиксов образовываются новые слова? Меняется ли смысл слов в связи с заменой или образованием нового суффикса? Новые слова образуются при помощи суффиксов -ек-, -ик- , -ок- , -очк-, -ечк- , -к- и др. Смысл слов в связи с заменой или образованием нового суффикса меняется. Оказывается, по суффиксам можно определять часть речи, а для существительных даже и род.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.  Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользоваться этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.Урок  по  предмету  «Литературное  чтение».  Тема  «Л.Н. Толстой  «Прыжок»». 
«Тонкие»  вопросы:
-Кто  сорвал  шляпу  с  головы сына  капитана?
- Какова  была  реакция  мальчика  на  это  событие?
 
«Толстые»  вопросы:
 -  Зачем  мальчик  полез  за  шляпой,  ведь  она  уже  была  порвана?
-  Опишите  состояние  отца,  увидевшего  своего  сына  на  высокой  мачте?
Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.
Очень нравится моим ученикам приём «Верите ли вы, что…». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы. Этот прием можно использовать на любом этапе урока математики.
Данные приёмы, которые я применяю на уроке, не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных, коммуникативных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД.
Таким образом, применяя технологию развития критического мышления, учитель не сводит обучение к школярству, оно выступает как часть жизни ребенка. Приемы критического мышления позволяют проводить обучение на высоком уровне, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении, повышают мотивацию к учению в целом и приводят к осознанию самого процесса учения. Методика развития критического мышления предполагает уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, равенство элементов содержания образования, целенаправленного обучения и развития учащихся. Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.
Литература:
1. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение, 1968
2. Гузеев В. В. Образовательные технологии: от приема до философии. Директор школы. 1996, выпуск 4
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М. Просвещение, 2004
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998.
Казакова Е. И. Чтение и письмо для развития критического мышления. Программа семинаров. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1999
5.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС  О.Б.Дутова, Е.В.Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.176с. – Серия Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».
6. www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.
7. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.