Картотека дидактического материала по автоматизации тв.звука Л (1-10)


Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 2
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
"Покусай кончик языка".
2.Упражнение
"Самолет летит и гудит: л— л — л".
Произносить звук а (или ы), прикусив кончик языка.
Повторить до 5 раз.
3.Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):
албалвалмалпалзал
олболволмолползол
улбулвулмулпулзул
ылбылвылмылпылзыл
илбилвилмилпилзил
елбелвелмелпелзел
ялбялвялмялпялзял
4.Отработка произношения слов перед зеркалом:
стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.
5.Игра «1-2-3-4-5» со словами: пенал, стул
6. Подобрать,вырезать и наклеить в тетрадь (или нарисовать) картинки со звуком Л
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 1
ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Л:
Кончик языка поднят и соприкасается, (но не прижимается с силой), с передней частью неба (альвеолами), остается неподвижным, включается голос. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты, зубы разомкнуты.
Звук Л - согласный, твердый, звонкий.
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
"Покусай кончик языка".
2.Упражнение
"Самолет летит и гудит: л— л — л".
Произносить звук а (или ы), прикусив кончик языка.
Повторить до 5 раз.
3. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Л В СЛОГАХ (СЛОГИ ОБРАТНЫЕ и ПРЯМЫЕ): ИГРОВОЙ МОМЕНТ: «ПОВТОРИ...»
АЛ-АЛ ЛА-ЛО
УЛ-ЫЛ ЛУ-ЛЫ
ОЛ-АЛ ЛО-ЛАЛЫ-ЛО
ЛЫ-ЛО
ЛУ-ЛА
ЛУ–ЛА
ЛЫ-ЛО

Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 3
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
"Покусай кончик языка".
2.Упражнение
"Самолет летит и гудит: л— л — л".
Произносить звук а (или ы), прикусив кончик языка.
3.Произносить слоги
а) ылллы... ылллы... элллэ... элллэ... аллла... аллла... оллло... оллло... улллу... улллу...
6)ллы, лла, лло, ллу.
в) лы- лэ- ла- ло- лу - гласные звуки тянуть, произносить чётко, зубы не сжимать.
4. Произносить слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.лыжи, столы, волы, пилы, вилы, малыш, улыбка, лыжник, лыжница, голы, белый, смелый, тёплый.5.Игра «1-2-3-4-5» со словами: вол, стол
6. Подобрать, вырезать и наклеить в тетрадь (или нарисовать) картинки со звуком Л

Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 4
1. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
2.Упражнение
"Самолет летит и гудит: л— л — л".
Произносить звук а (или ы), прикусив кончик языка.
3. Слоги и слова( проговаривать по 3-5раз)
лалазлаклапалампа лавка
лолобломлосьлодка ложка
лулуклучлужа Луша луковица
лылыколыжилыжник
4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
ЛАК, ЛАМПА, ЛАПА, ЛАВКА, ЛОБ, ЛОМ, ЛОДКА, ЛОКОТЬ, ЛУК, ЛУНКА, ЛУНА, ЛУПА, ЛАВИНА, ЛАДОНЬ, ЛОПАТА, ЛОПУХИ, ЛОКОТЬ, ЛОКОН, ЛОКТИ, ЛОДКА, ЛУНКА, ЛОМТИК, ЛОСКУТ,ЮЛА, ВЕЛА, ДЕЛА, МАЛА, ПИЛА, КУЛАК, ХАЛАТ, ПАЛАТКА, БУЛАВКА, БОЛОТО, ВОЛОДЯ, КОЛОБОК,МОЛОТОК, ГОЛОДНЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ПОЛОМКА, ТУЛУП, ГОЛУБЬ, БЕЛУГА ПАЛУБА, ПОЛЫНЬ, УЛЫБКА, МЫЛО.
5.Игра «1-2-3-4-5» со словами: лампа, белая лодка.
(Одна белая лодка, две белые лодки, три белые лодки,четыре белые лодки, пять белЫХ лодОК)
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 3
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
"Покусай кончик языка".
2.Упражнение
"Самолет летит и гудит: л— л — л".
Произносить звук а (или ы), прикусив кончик языка.
3.Произносить слоги
а) ылллы... ылллы... элллэ... элллэ... аллла... аллла... оллло... оллло... улллу... улллу...
6)ллы, лла, лло, ллу.
в) лы- лэ- ла- ло- лу - гласные звуки тянуть, произносить чётко, зубы не сжимать.
4. Произносить слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.лыжи, столы, волы, пилы, вилы, малыш, улыбка, лыжник, лыжница, голы, белый, смелый, тёплый.5.Игра «1-2-3-4-5» со словами: вол, стол
6. Подобрать, вырезать и наклеить в тетрадь (или нарисовать) картинки со звуком Л
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 5
1. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
2.Слова( проговаривать по 3-5раз) :
лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.3.Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.
4. Игра «1-2-3-4-5» со словами: одеяло, акула, малыш.
5.Учим:
Зима.
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все – на лыжи и коньки!
6.Чистоговорки:
Ал-ал-ал – пенал на пол упал,
ол-ол-ол – пенал упал на пол.
Ул-ул-ул – пенал упал на стул,
ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.

Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 6
1. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
2. Проговорить слова, следя за правильным произношением звука Л
В начале слова:
лак, лампа, лавка, лапа, лапша, ладонь, ландыш,, лото, лопата, ловушка, лов, лоб, лось, локон, локоть, лобзик, лодка, лук, луг, лупа, лужа, луна, лыжи; В середине слова:
юла, Мила, пила, мыла, школа, палата, палатка, дело, молоко, молоток, болото, голова, тулуп, шалун, голубь, голубка, волы, столы, вилы, белый, умелый, Алла, алло, халва, галка, палка, балка, волна, солдат, толпа, толкать, полка, вилка, пилка, белка, телка, план, плата, плач, платье, платок, плакат, пластинка, пламя, плот, плуг, плут, плутовка, класс, клад, клок, клоун, клубок, клумба, клык, бланк, благополучие, облако, яблоко, блокнот, обложка, блуза, флаг, фланг, флакон, флажок, флот, флоксы, шелк, залп, одевался, боялся, баловался, мылся, бился;3. Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: лак – лаки, лампа-лампы….
4.Счет 1-5 с любыми словами упр.2.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 7
Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Проговорить слова, следя за правильным произношением звука Л
Ла – ло – лу – лэ – ла
Ло – лу – лэ – лы – ла
Лу – лэ – лы – ла – ло
Лэ – лы – ла – ло – лу
Лы – ла – ло – лу - лэ
Палатка, болото, голуби, молоток, булавка, салат, золото, молоко, Володя, чучело, пилот, колос, улов, потолок, колодец, тулуп, получка, наволочка, малыш, солдат, халва, седло, метла, шоколад, масло, водолаз, хлоп.2.Счет от 1до 6 слов : малыш, водолаз.
3.Повторить медленно и четко:
Ла – ла – ла, ла – ла – ла – Мила в лодочке плыла.
Ло – ло – ло, ло – ло – ло – у нас в комнате тепло.
Лу – лу – лу, лу – лу – лу - сидит кукла на полу.
Лы – лы – лы, лы – лы – лы- чисто вымыты полы.
4. Придумать предложения со словами (записать со слов ребенка в тетрадь) : Лампа, лодка, лук, луна, лось, палатка.

Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 8
Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1.Упражнение «Самолет летит: л – л – л».
2. Четко произнести:
Лу – лэ – лы – ла – ло
Лы – ла – ло – лу – лэ
3. Повторить медленно и четко:
Пла – пло плу – плэ – плы
Кла – кло клу – клэ – клы
Гла – гло глу – глэ – глы
Бла – бло блу – блэ – блы
Фла – фло флу – флэ – флы
4. Повторить слова по 3 раза (шепотом, вполголоса, громко):
Платок, плот, плуг, плыть, класть, клоун, клумба, гладкий, глобус,флот, глубина, глыба, блузка, флаги. Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клок, свекла, Клаша, клуша, Фекла, закладка, клык.5. Игры с этими словами – «Телеграф» (деление слов на слоги хлопками)

6. «Счет 1-5» - клубника, клоун, клавиши.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 9
Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Проговорить слова, следя за правильным произношением звука Л в конце слова:
бал, мал, дал, упал, ломал, пенал, вокзал, гол, кол, укол, пол, футбол, стол, стул, гул, дул, уснул, мыл, умыл, менял, пил, мел, пел, сел;белый халатхолодный подвал
голубое платьеголодный волк
светлая лунатолстая палка
плохая лодкатяжелый молоток
теплый платокспелая клубника
сломанная пиласмелый солдат
5. Игры с этими словами – «Телеграф» (деление слов на слоги хлопками)

6. «Счет 1-5» - спелая клубника, веселый клоун.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 10
Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Произносить чётко звук Л сначала по вертикали, затем по горизонтали:
ала лал
оло лол
улу лул
ылы лыл
3. Произносить чётко звук Л в сочетании с другими согласными:
алпа алба алфа алва
олпо олбо олфо олво
улпу улбу улфу улву
илпы илбы илфы илвы4. Проговорить слова, следя за правильным произношением звука Л
Лампа, латала, школа, пила, ласточка, ладья, пчела, юла, акула, скала, лось, лом, лошадь, лодка, ложка, лото, мыло, шило, одеяло, пилот, калоши, велосипед.5. «Счет 1-5 и обратно» -велосипед.