Конспект урока по литературе Урок –творческая мастерская «И на прекрасное откликнется душа»( анализ рассказа И.С.Тургенева «Певцы») 6 класс


Урок –творческая мастерская «И на прекрасное откликнется душа»( анализ рассказа И.С.Тургенева «Певцы»)
Цель: формирование навыков анализа художественного текста.
Задачи:
продолжить работу над содержанием рассказа И.С. Тургенева «Певцы»;
развивать образное мышление, творческое воображение через зрительные, звуковые, словесные ассоциации, умение видеть красоту в окружающем мире.
воспитывать чувство прекрасногоОборудование:
Магнитофон (с записью русских народных песен), картины русских художников, рассказ И.С. Тургенева «Певцы», песня «Не одна то ли во поле дороженька»
Комментарии к проведению урока:
Класс делится на группы, по 4-5 человек в каждой
Ход занятия:
Зачитывается отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы» ( на фоне мелодии «Элегии» С.Рахманинова в исполнении русского народного оркестра):
… Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...
Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу над содержанием рассказа И.С.Тургенева «Певцы». Занятие у нас будет интегративным: мы объединим музыку и литературу.
Прослушивание мелодии без слов.
Задание для групп:
Подберите слова –эпитеты и сравнения, отражающие характер мелодии.
Попробуйте определить, в какой стране она могла родиться.
Группы комментируют сделанное.
Группы получают текст песни и, слушая мелодию со словами, озаглавливают и подбирают картину, созвучную настроению этой песни.
Группы защищают свое название, содержание песни, выбранную репродукцию.
Работа над текстом рассказа (примерные вопросы учителя):
О чем говорится в рассказе?
Кто главный герой?
Где происходит действие рассказа?
Почему И.С. Тургенев выбрал именно эту песню, обратил на нее внимание.
Что хотел показать автор, создавая рассказ?
Слово учителя:
И.С. Тургенев светлел душою, слушая русские народные песни. Часто бывая за границей, он вспоминал о них с тоской, так же, как и о белых березах, колокольных звонах, потому что он был русским душою.
5. Работа в группах.
Задание:
Сравнить обе песни, найти ключевые слова, записать их, сделать вывод, почему победил Яков, и какое воздействие оказало его исполнение на слушателей.
Группы защищают свои ответы.
Задание:
Под прослушивание русских народных песен зарисовать те картины, которые ассоциируются у учащихся с этими мелодиями.
Группы защищают свои рисунки.
Задание:
Сочинить четверостишие, где присутствовало бы название урока: «И на прекрасное откликнется душа».
Учащиеся зачитывают свои сочинения.
Выводы по занятию.
Д.З. Закончить работу, начатую в классе: дорисовать рисунок, сочинить четверостишие.
Не одна-то ли, да одна,
Ай во поле дорожка,
Во поле дороженька,
Не одна-то ли дорожка,
Ай, дорожка пролегла,
Она пролегла.
Эх, частым ельничком доро…
Ай, дорожка зарастала,
Она зарастала.
Молодым-то ли да горьким,
Ай, горьким осинничкомЕе заломало.
Как по той ли по дороженьке,
Ай, по той ли дорожке
Нельзя ни проехать,
Ой, да ни поехать, ни пройти….
С душою юной,
Как у малыша,
Взираю я на этот мир.
Такой же юный
Смотрю я на восходы.
И замираю чуть дыша…Ведь на прекрасное откликнулась душа!