Открытый урок Г.Троепольский Белый Бим черное ухо

Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский
Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский  Цели:  1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.  2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.  3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.  Тип урока: Урок доброты .
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.
Приёмы: сравнение, анализ.
Формы: групповая, индивидуальная, коллективная. Оборудование:  1. Портрет Г.Н.Троепольского  2. Текст произведения  3. Карточки с заданиями  4. Иллюстрации к тексту  5. Текст стихотворения «Не будь жестоким» .
6.Проектная работа учащихся.
7. Видео материал.
8. Музыкальное сопровождение Ход урока:  1. Организационный момент  Мы улыбкой как солнышком брызнем,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Мы улыбкой умеем делиться
И ответную искру зажечь.
Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.  3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.  - Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?  (Г.Н. Троепольский)  На доске вывешивается портрет писателя и название повести.  -Назовите главного героя повести.  Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.  -Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце”. Как вы считаете?  На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима  -Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)  Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.  -Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.  Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)  Словарная работа  Интеллигентный – образованный, культурный.  -А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).  -Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?  -Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).  -Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).  -На чем строились их отношения?  -Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)  -Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)  -Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.  1. Зашевелился осколок  2. Ивана Иванович в больнице  3. Бим ищет хозяина  4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми  5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима  6. Гибель Бима  - Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!  Физминутка.  4. Новая тема  -Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?  На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»  О ком эти слова?
«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею.(Степановна)
Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)
«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)
Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика) 1) Работа по тексту  - Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.  (Выборочное чтение)  - Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?  - Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?  - Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?  (Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)  3)Анализ прочитанного  -Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?  -Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)  -Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)  -В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)  -Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?  -Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?  -Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?  -Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)  4)Беседа по содержанию  -Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)  -Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)  -Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне? 
(Просмотр фрагмента гибели Бима)  -Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)  -Какая душа была у этих людей? (чёрствая)  -Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)
Работа по вариантам:
1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?
2 вариант «Эх ,если бы Бим был человеком..»
 
У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие
Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.
Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.
Синонимы апатия, чёрствость ,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие. 6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца». Собачка на обочине сидела,  Голодная, со сломанной ногой,  И на людей так жалобно смотрела,  Но люди обходили стороной.  Собачка жалобно скулила  И от прохожих помощи ждала,  А от голода и боли выла,  Была под сорок градусов жара.  Но люди проходили мимо,  Едва лишь на щенка взглянув,  Другие пробегали торопливо,  И головы не повернув.  Я тоже мимо проходил,  Я в школу очень торопился,  Спасая от жары, под куст собачку посадил,  В надежде после школы возвратиться,  Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,  Ты, потерпи немножко,  И накормлю, и напою,  И вылечу больную ножку.»  В тот день мне на уроке не сиделось,  Всё грезились её глаза,  Молящие, просящие, как в горе у людей,  И с них катилась крупная слеза.  Когда к собачке подошёл,  Она уже мертва была,  Напрасно на людей смотрела,  Напрасно от бездушных помощи ждала.  И тут ко мне девчушка подбежала:  «Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»  И на валявшийся булыжник показала,  Что весь в крови испачкан был.  И крикнуть захотелось громко:  - Что же вы, люди, так черствы,  Не помогаем братьям меньшим в горе,  И не спасаем от беды!  Где ж ваша человечность и добро,  Иль при рождении не досталось,  Или с годами вас покинуло оно,  Или не гложет вас сомнение,  Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,  Кто-нибудь бездушный, без стеснения,  Камень злобы не положит на душу тебе. 

Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.

Представление проекта учащимися
1.Тема, цели и задачи.
2.Актуальность проблемы и пути решения.
3.Представление работ учащимися.

Понравилась вам работа наших ребят?
Что они хотели донести до вас? 5.Заключительная часть урока  Слово учителя  -Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.  -Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?  Выставка книг о собаках.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это –доги
Коротконогие бульдоги.

Ленива сытая хозяйка,
И такса кнопочка лентяйка,
Бесстрашен пограничник воин
И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса- кулак и скряга,
Под стать ему Репей дворняга,
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пёс хороший друг
Зависит от хороших рук!

6.Итог урока  -Какие чувства у вас вызвала эта история?  -Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?  -Почему повесть так названа?  -Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?  - Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он  познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.  Индивидуальная работа.  Чтение текстов по индивидуальным карточкам.  7.Рефлексия
В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу ,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся) 8.Домашнее задание
1.Композицию
2. Письмо другу
15