Искусство как важнейший инструмент для развития творческого мышления


СТАТЬЯ
«Искусство как важнейший инструмент для развития творческого мышления и воображения»
Семенина Юлия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
г.Усть-ИлимскИркутская область
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса.
Первая стадия - длительное размышление над изучаемыми фактами и явлениями, вторая-короткое озарение и интуитивно принятое решение. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: « изображение- это 99% пота и 1% вдохновения».
Во второй половине прошлого столетия исследования творческой личности стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. Это постоянное усовершенствование своей личности, интеллекта; это постоянная устремленность делать лучше и больше, чем раньше. В творческом деле человека развиваются, приобретая социальный опыт, раскрывая свои интересы и потребности, задатки и способности. Жизнь показывает, что у одних людей способность вырабатывать новые творческие идеи является их атрибутным (неотъемлемым, постоянным) свойством, а у других - мышление остается застывшим.
Виды мышления подразделяются на теоретические (понятийное, образное) и практические (наглядно-образное и наглядно-действенное). А творческое мышление - это особый стиль мыслительной деятельности, порождающий нечто новое, ведущий к принципиально новым результатам в процессе предметной деятельности. В структуре предмета ИЗО творческое мышление делится на: НЕНАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО и НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Ненаучное творчество включает в себя игровое, житейское и художественное, художественное же, в свою очередь, включает в себя музыкальное и изобразительное.
У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. И прежде чем быть готовой к следующей стадии, ученик должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующей.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В процессе манипулирования с предметом ученик решает различные мыслительные задачи. Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа-представления. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ученику соединять детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты и явления.
Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов. На этом этапе своих уроков я ставлю задачи сформировать у учеников следующие умения:
воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти;
воссоздать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
узнавать в неопределенных графических формах (чернильные формы, каракули) различные знаковые предметы;
находить в двух или более объектах общие и различные признаки;
использовать мерку при сравнении предметов по величине и весу;
располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы.
Условием работы должно быть то, что творческое мышление рождается в ситуации затруднения. Однако, если с одной стороны, решение проблемы не должно быть очевидным, то с другой - « зона трудности» должна быть доступна решающему. Даю ученикам систему конкретных заданий.
Учимся анализировать зрительный образ.
помоги ученику найти подходящий осколок стекла и закрыть дверку;
представь, что ты надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Осмотрись и назови все круглые предметы в классе;
назови те предметы, которые могут включать в себя два названных признака (яркий, желтый – лампа, солнце, свет);
назови два предмета, которые могут включать в себя сразу три признака (светлый, легкий, блестящий – шарф, шар; гладкий, черный, тихий – котенок, уж);2. учимся составлять сюжетный рисунок.
представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, попугайчика или лошадь. Что бы ты ел? Чем бы ты занимался? Кто был бы твой хозяин? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина?;
попробуй нарисовать один из предметов домашнего обихода. Тебе помогут в работе вопросы, которые задаст предмет. Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом? Как я попал в дом? Что я могу делать или что со мной можно сделать? Кто меня больше всего любит, а кого я больше всего люблю? С какими предметами я больше всего дружу?
составь рассказ по каждой из картинок. В рассказе постарайся ответить на вопросы: Что произошло до события, изображенного на картине? Что думают нарисованные герои? Что будет дальше? Чем все закончится?
3. Учимся решать задачи на сравнение.
кто из животных самый высокий, самый длинный, самый тяжелый?
каких предметов на картине больше, каких меньше?
чем лучше всего измерить следующие объекты: муравей, бревно, жилой дом, грудной ребенок, машина, карандаш, твой палец, твой рост? Расскажи, как бы ты стал измерять следующие объекты?
В заданиях дети учатся развивать глазомер, учатся мысленно составлять предметы по высоте, ширине, объему. Они должны осознать понятия «большой-маленький». Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая, и вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить. Придумай окончание этой сказки и нарисуй по ней рисунок с этими героями.
Развитие причинного мышления у школьников начинается с осознания последствий своих действий. Дети вынуждены приспосабливаться к условиям выполнения действий, учитывая закономерности окружающего мира. Постепенно дети учатся, не выполняя действия, предвидеть возможные его последствия и планировать нужные преобразования. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления.
В младшем школьном возрасте дети уже способны выделять и осознавать закономерный характер и взаимосвязи отдельных объектов и явлений. Эти причинно-следственные взаимосвязи являются основой предвидения. Благодаря им, школьник может предсказать многие события или сознательно их вызывать. На этом этапе у детей формирую следующие умения:
предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
устанавливать логику причинно-следственных отношений;
понимать и принимать приемы образного сравнения;
Последующая группа упражнений, что даю ученикам, направлена на развитие этих способностей:
Учимся планировать преобразование предметов и слов:
попробуй переделать один предмет в другой:
Карандаш в картину, дверь в тетрадь, ботинок в ручку, и , конечно же зарисовать.
сколько усовершенствований ты можешь предложить для одного предмета: стол, диван, карандаш – зарисуй поэтапно.
2. Учимся обозначать словами существенные признаки предмета:
Игра в «определение».
3. Учимся объяснять образное сравнение:
Объясни, что это значит: человек, как облако; деревья, как богатыри или подумай с чем можно сравнить одуванчик, ласточку, озеро.
4. Учимся классифицировать и соединять образы, предметы в рисунках:
среди данных ниже предметов выдели и составь композиции (животное, пихта, сосна, растение, кролик, рысь, пила, овца, корова, дуб, липа, волк, лошадь, мак, василек, береза);Придумай несколько рисунков, в которых бы использовалось как можно больше перечисленных предметов.
5.Комбинируем частями предметов окружающего мира:
Виды птиц клюв хвост голова туловище шея крылья лапы
соловей 1 6 11 16 21 26 31
чайка 2 7 12 17 22 27 32
журавль 3 8 13 18 23 28 33
стриж 4 9 14 19 24 29 34
лебедь 5 10 15 20 25 30 35
Наугад выбери номер из первого столбца цифр, из второго, из третьего и т.д. (Из первого – 1, второго – 10, третьего -13, четвертого – 20 и т.д.) У этой птицы клюв будет как у соловья, хвост как у лебедя, голова – журавля, туловище – лебедя и т. д. Попробуй нарисовать птицу, которая получится из семи этих элементов. И ответь на вопросы:
Сможет ли она жить?
Чем будет питаться?
Где будет жить?
Сможет ли она летать?
6. Учимся описывать характер героев по картине.
Эвристическое мышление. По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Во всех этих случаях причинного мышления недостаточно. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляю с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска»; сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные неопределенные проблемные ситуации называется эвристическим. На этом этапе формирую следующие умения:
строить проблемные ситуации;
определять вероятность разных исходов взаимодействия;
умения разрешать противоречия;
сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.
При творческом подходе проблема, решающая, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации.
Особенно важно это в нестандартных заданиях и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формировании. Таким образом, от решающего ученика требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, расставить предметы по степени важности. Кроме этих заданий развитие творческих возможностей на уроках ИЗО реализую через следующие виды деятельности:
эстетическую
музыкальную
художественную
изобразительную
игровую
А различные типы уроков помогают мне создать условия для творческого участия учеников в учебном процессе. Типы уроков: уроки творчества, уроки-упражнения, урок-отчет, урок-вариации, урок-импровизации.
Кроме того, реализация творческих замыслов школьников в основном зависит от умения организовывать познавательную деятельность так, чтобы каждый урок был открытием в мире прекрасного. Такая работа предполагает творческий подход и постоянный поиск вариантов изложения материала в соответствии с учебно-творческими задачами урока и особенностями класса.
Методические приемы организации занятий, которые использую на своих уроках:
сравнение, как основной путь активизации художественного мышления, воображения;
метаморфические образные сравнения по типу «Что на что похоже?»;
целенаправленная деятельность;
Ребятам предоставляется творческая работа не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой. Тематическая цельность помогает мне целенаправленно выстраивать педагогические задачи художественного развития в единстве изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности.
На уроках начальной школы часто использую игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Они помогают на уроках создавать эмоциональную атмосферу, необходимую для того, чтобы воспринимать художественно-образную драматургию урока. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. При разгадывании кроссвордов ученики начинают задумываться над необычными материалами, которые могут быть применены в художественной работе.
Домашние задания выдаются на наблюдение конкретных форм бытования искусства в жизни людей. Они предлагаются по методу «забегания вперед» или возвращение к «пройденному». Практические умения младших школьников можно формировать лишь на доступных для школы материалах (гуашь, бумага, мелки, акварель, пластилин). Однако знания о многообразии материалов, которыми работают художники, ребята накапливают именно домашним заданиям на наблюдение. При обсуждении детских наблюдений в игре «наша художественная копилка» дети называют и стекло, и алюминий, и разные сорта камня, дерева, которыми пользуются мастера постройки; нитки, ткани, соломку, глину и другие материалы, которыми работают мастера украшения; гуашь, акварель, пастель, тушь, перо и другие материалы, которыми пользуются мастера изображения. Кроме того, знания о художественных материалах пополняются благодаря знакомству с искусством разных народов и помогают ученикам в этом целенаправленные наблюдения за порогом школы. Ребята отыскивают цветные иллюстративные материалы в журналах, смотрят интересующие передачи типа «Клуб путешественников», « В мире животных» и т.п.
для успешного метода сравнений использую деление класса на подгруппы, что увеличивает возможную вариативность заданий. Класс можно делить на группы;
работающими разными материалами;
по направлениям работы того или иного мастера;
по выражению в рисунках характера отношений, цветовых сочетаний и т.д.
Чтобы увлечь всех учащихся художественным творчеством, каждому ученику важно пережить успех в своей работе, поэтому сменные выставки в классе создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворения ребятам. Важное место здесь занимает сотрудничество детей друг с другом. Одной из форм сотрудничества является коллективное обсуждение учениками своих рисунков с целью выдвижения лучших работ на классную выставку. Класс разделяю на несколько групп, ученики каждой группы выдвигают для обсуждения одну или несколько работ. По отношению к рисунку ученика из своей группы ребята оказываются в позиции «художника» и стараются найти в нем больше достоинств. Перед выдвижением рисунка на выставку, ребята всегда расспрашивают своего товарища о замысле рисунка, а в ходе дискуссии пытаются разъяснить другим содержание рисунка. По отношению к рисунку ученика из другой группы, ребята находятся в позиции «зрителей». Поэтому поначалу они видят только внешнюю форму в рисунке, выискивают недостатки, почти не замечают достоинств. В ходе дискуссии оцениваю суждения обеих сторон. В процессе участия в таких дискуссиях, у ребят развивается умение учитывать точку зрения другого человека. Происходит своего рода смещение позиций «художника» и «зрителя», благодаря чему ученик имеет возможность быстрее и глубже осваивать предметный материал. Такая форма работы дает положительные результаты: ребята лучше умеют гармонировать цвета, их рисунки отмечаются оригинальностью и индивидуальностью. Они относятся к своему изобразительному творчеству как к деятельности, направленной на создание образа интересного и понятного другим людям.
Кроме этого в кабинете есть специальным образом организованное пространство где экспонируются те работы, что придумали художники: образец всевозможных преображений вещей и материалов. Здесь хранятся коробки, газеты, картон, старые обои, проволока, нитки. Постепенно ученики проникают сознанием того, что из этого можно мастерить, создавать что-то. То, что производится самими детьми, может быть повторением испытанных художниками способов, а может и порождать качественно новые способы. То есть, это пространство в отношении изо-деятельности, расширяет спектр жизненных взаимодействий с вещами и фактурами, обогащает возможности выбора этих взаимодействий и делается полигоном поиска, игровым полем, содержащим собственный потенциал для метаморфоз.
Из разных кусочков бумаги можно составлять красивые, живые, зыбкие изображения, если приклеивать на лист их как мозаику. Если кусочки при этом еще и сминать, то изображение получается мохнатым и объемным. Мятая бумага может стать рельефом земли, корой дерева, густой тучей, морской пучиной, париком куклы, даже лицом старца.
Все эти процессы углубляют чутье формы, избавляют от линейности изображения, дают возможность самостоятельного поиска, вариативность способов обращения с материалом по ходу работы, когда конечный результат еще не известен, так как в разных руках материал ведет себя по разному и возможны неожиданности. В детской изо-деятельности материал диктует выбор форм, а целостный образ складывается, выстраивается попутно, стихийно. В этом и состоит видимо секрет особой прелести детских работ, непредсказуемость путей, по которым движутся они в своем поиске.
Хочу особо отметить что уроки искусства строятся по законам искусства со своей эмоционально-художественной драматургией. Огромное значение имеет комплексное использования поэтического слова, музыкальных записей. Поэзия и музыка очень гармонично помогают создавать эмоциональную атмосферу уроков. При подборе музыкального репертуара на своих уроках, учитываю особенности его адекватности содержанию дидактического материала. Звука-частотные характеристики, временной ритм, звучание, а также учет наличия эффектов новизны для представленной дидактической ситуации (на этапе знакомства с темой); сопереживания(на этапе рассмотрения и усвоения темы); разрешения и усложнения(на этапе закрепления и использования усвоенных знаний в дальнейшей деятельности). Например: музыка звучит во время показов слайдов. Сами музыкальные произведения служат своеобразным заданием. После прослушивания фрагментов из музыкальных пьес «Весной» Э.Грига, «Лесной ручей» А.Аренского, ребята берут кисти и краски и рисуют то, что мысленно представляют во время прослушивания музыки. То есть на этом занятии, как и на предыдущих, стержневой линией для творческого поиска явилось органическое сочетание восприятия и созидания. Много времени и сил уходит на подготовку таких уроков, но результаты анкетирования ребят радуют, потому, что для них уроки изо-уроки радости, добра, познания неизвестного, развитие своих сил и способностей. А особенно большим успехом среди учеников пользуются интегрированные уроки по искусству.
Считаю, каждый ребенок от природы одарен способностью творить, развивать в себе те наклонности, которые в нем заложены.
Цели, которые ставлю перед собой:
развитие духовности личности (ученика);
развитие творческих способностей;
умение видеть прекрасное;
творить это прекрасное своими руками;
Мой взгляд на искусство: искусство осуществляет в основном передачу духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно то, что искусство выступает в роли «защитного» пояса, который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости.
Свой взгляд на уроки изобразительного искусства хочу выразить словами великого Д.Дидро
« Нация, которая научит своих детей рисовать вТой мере, как читать, считать и писать,
Превзойдет все другие в области наук, искусств и
Ремесел»
Результатом своей работы я вижу создание каждым ребенком «художественного произведения», которое является объектным результатом творческого процесса, с помощью которого «художник» как творческая личность воспроизводит, отражает преображает и оценивает мир, так кА ребенок использует в процессе творчества все психофизиологические и рациональные «механизмы» своего «Я» - воображение, фантазию, интуицию, предположение, предвосхищение и т.д. и создает реальную или идеальную картину Мира, что дает возможность ему быть с «Самим собой».
Опыт работы показывает: чем более в раннем возрасте формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно именно в школе сформировать у младшего школьника увлеченное отношение к миру, к миру изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА
«Опыт художественных занятий с младшими школьниками» М. «Просвещение», 1991 г.
Р.С. Немов «Технология» М. «Просвещение», 1995г.
Тубельский «учитель, который работает не так» М. «Новая школа»,1996г.
А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей». Ярославль «Академия развития», 1996г.
И.П. Волков «Приобщение школьника к творчеству» М. «Просвещение», 1982г.
Ю.А. Полуянов «Дети рисуют» «Педагогика», 1988г.
Крупнин «Отношение школьника к искусству».
Научно-методический журнал «Искусство в школе»№2, 1996г.
Учимся смотреть и видеть М. «Просвещение», 1996г.
Научно-методический журнал «Начальная школа»
№2, 1996г. №3, 1996г. №4, 1983г. №2, 1995г.
В.А.Крутецкий «Психология» М. «Просвещение», 1986г.
«Возрастная и педагогическая психология» М. «Просвещение», 1984г.
Л.Я. Шамес «Материалы по эстетике и психологии искусства для учителей» Иркутск, 1996г.