Аспект развития современной информационной культуры младшего школьника: коммуникационные умения.


Мурашева З.С., Носкова Т.Н.
РГПУ им. А. И. Герцена
г. Санкт-Петербург
Аспект развития современной информационной культуры младшего школьника: коммуникационные умения.
В настоящее время человек стоит на пороге глобальной информатизации общества. Система образования должна идти в ногу со временем, с развитием новых технологий, Интернета. Но система образования в полной мере не учитывает новое коммуникационное поведение нынешних школьников, которые используют разнообразные мобильные средства и Интернет для общения и взаимодействий. Если не происходит контроля над их деятельностью в сети, то подобные явления могут негативно отразиться на дальнейшем развитии младших школьников. Современное образование включает как необходимый элемент умения решать информационные и коммуникационные задачи, при помощи информационных технологий. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор способов информационной деятельности и образовательной коммуникации. Вхождение человечества в информационное общество обусловило радикальные изменения в системе образования: на смену принципу «образование на всю жизнь» пришел принцип «образование в течение всей жизни». Следствием таких изменений является необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, осуществление коммуникации, а также формирование особых знаний и умений по работе с информацией, позволяющих обучаться всю жизнь. Потребность такой подготовки человека к жизни в информационном обществе уже осознана во 65 всем мире. Назовем лишь некоторые, важнейшие инициативы, исходящие из авторитетных международных организаций: ЮНЕСКО и ИФЛА. Так, в недавно принятой ЮНЕСКО «Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству» провозглашается необходимость содействовать распространению грамотности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) всем государствам-членам ЮНЕСКО и международным организациям. При этом подчеркивается, что решающее значение для информационного общества имеет развитие "человеческого капитала", включая открытое, интегрированное и межкультурное образование в сочетании с обучением навыкам в области ИКТ. Другая инициатива ЮНЕСКО связана с реализацией Программы «Информация для всех», в которой второй раздел полностью посвящен развитию потенциала и возможностей человека, его навыков и умений в век информации.[1] Эти требования учтены в новых образовательных стандартах. Так, анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности. Согласно третьему разделу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в том числе активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.[2]
В русле требований новых образовательных стандартов, задача нынешнего современного образования помочь ученику самостоятельно уметь организовать свою деятельность и использовать ее по назначению. Поскольку эти стандарты начали действовать, то детям нужно распределенное время на внеурочную деятельность, так как им необходимо научиться писать сообщения, доклады, выполнять различного вида работы, а также и умения выделить главное и иметь представление, о чем говоришь. В какой мере требования стандарта уже выполняются? Для ответа на этот вопрос нами был проведен опрос учителей и анкетирование учеников 66 начальных классов государственной средней общеобразовательной школы №206 Центрального района города Санкт-Петербурга. Анализ полученных данных показал, что 60% участвовавших в опросе учителей начальных классов считают, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание развитию коммуникативной компетенции младших школьников. Причина этого, по мнению опрошенных (80%) в том, что объем информации, который необходимо довести до учеников в рамках урока не позволяет уделять особое внимание развитию коммуникативных умений младших школьников. При этом часть опрошенных учителей (20%) считают, что в современной школе уделяется достаточное внимание развитию коммуникативной компетенции детей, но все зависит от деятельности самого учителя, методики его работы. Анкетирование позволило выяснить мнение самих учащихся по этой проблеме. Результаты проведенного анкетирования младших школьников показывают, что почти у всех (89%) опрошенных есть проблемы с развитием коммуникативных умений. Они отмечают, в первую очередь, трудность говорить перед всем классом, отвечать у доски, неумение изложить материал последовательно, а также не терять нить рассуждения, т.е. умение отвечать по плану. Сложности испытывают младшие школьники при выслушивании ответов одноклассников, дети отмечают свое неумение работать сообща, в малой группе. Только 11% опрощенных школьников не отметили проблемы коммуникативного плана. Таким образом, можно сделать вывод о наличии такого рода проблем у младших школьников. Какие есть возможности и пути решения данной проблемы? Благодаря развитию средств коммуникационных и информационных технологий сегодня формируется новая информационная среда, в которой младшие школьники активно обитают, действуют – это электронные среды взаимодействий. Если эти среды создавать и использовать в образовательных целях, получаем дополнительные возможности решения профессиональных педагогических задач. В Российской программе развития единой информационной образовательной среды предусмотрены такие шаги, как разработка федеральных интернет порталов (образовательных) и интернет ресурсов по разным предметным областям, организация систем тестирования.[3] Одним из аспектов общей программы является формирование образовательных сред для решения задач начального общего образования. В процессе магистерского исследования нами спроектирована такая информационная образовательная среда, которая предоставляет младшим школьникам следующие возможности: поиск информации на ресурсе, работа с изучаемыми понятиями; осуществление образовательной деятельности в условиях малой группы; создание условий для общения младших школьников в рамках выполнения заданий и другие. Приведем примеры 67 сетевых заданий, в которых младшие школьники могут проявить коммуникационную активность: Задание 1. Попробуйте объяснить название своего города. Слова подсказки: Святой Пётр, город Санкт-Петербург, Пётр I. Задание такого типа даёт возможность учащимся высказать свое мнение, умение обосновать свой ответ, работать по плану, т.е. последовательно изложить свои мысли. А затем обсудить ответы других детей. Задание 2. Найти ответы к загадкам о Санкт-Петербурге и прикрепить ответ в файле на странице сайта. Организуется работа в парах. В парную деятельность включается школьник, имеющий навыки работы с файлами и неподготовленный ученик. В выполнении задания происходит обмен опытом и обсуждение самой решаемой задачи. Данное задание развивает умение учащихся пользоваться информацией, размещенной в файле на ресурсе, выполнить задание, его интерпретировать. Методически правильно организованная деятельность учащихся с ресурсами сетевой среды взаимодействий, как показывает проводимая нами работа, позволяет создавать дополнительные условия формирования коммуникативных компетенций младших школьников, таких как высказывание по плану, комментирование сообщений других учеников, умение правильно организовать свою работу. Таким образом, с помощью сетевой среды образовательных взаимодействий, за рамками школьного урока, продолжает формироваться современная информационная культура младшего школьника, в том числе и его коммуникативные умения.
Литература:
1. http://ifapcom.ru/projects/multiling1/ Российский комитет программы ЮНЕСКО «Образование для всех» 2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 ФГОС НОО. 3. http://www.inforegion.ru/ru/main/science/IT_education/REOIS/ Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».