Конспект урока истории в 5 классе Государство на берегах Нила

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО : Терехова Олеся Михайловна
ОУ: МБОУ Брасовская сош им. В. А. Алексютина
Предмет: история
Класс: 5 класс
Базовый учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2010.

Тема урока: «Государство на берегах Нила».
Цели урока:
~ дидактическая: формирование представления у учащихся о причинах возникновения древнеегипетской цивилизации;
~ развивающая: , развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;
~ воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию  древнейших цивилизаций.
Задачи:
~ личностные:  воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науке;
~ метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;
~ предметные: узнать о природных условиях Древнего Египта; сформировать представление о государствах, образованных в долине реки Нил.
Ожидаемые результаты:
~ личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, научатся высказывать свое оценочное мнение об объединении Египта;
~ метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.( коммуникативные) умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.( познавательные)уметь осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, добывать новые знания, уметь осуществлять постановку вопросов.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Необходимое оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация к уроку
Анимация «Разливы Нила»
Раздаточный материал: контурные карты , рабочие листы по теме «государство на берегах Нила» .
План урока:
I Вводная часть
Актуализация имеющихся знаний
Мотивация
Постановка учебных задач
Совместное исследование проблемы
Моделирование
II Основная часть (информационно-аналитический блок)
Формирование новых знаний и умений по вопросам
1. Что такое государство и его признаки?
2. Природно-географическое положение Египта.
3.Возникновение государства в Египте.
Переход к этапу решения частных
Применение имеющихся знаний для решения частных задач.
III Заключительная часть
Контроль на этапе окончания учебной темы
Инструктаж домашнего задания
Рефлексия

Структура и ход урока:
Основные этапы организации учебной деятельности и их цели
Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Вводная часть

1. Актуализация имеющихся знаний
Цель: закрепление и углубление знаний по предмету
Организует беседу с учащимися
Задание классу:
Что такое история?

Что изучает история Древнего мира?



Какой раздел истории Древнего мира мы изучили?
Какие изменения в жизни первобытных людей произошли к 3 тыс. до н.э.

Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих листах, затем самопроверку с использованием экрана
Задание классу: «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
СТАРЕЙШИНА – ВОЖДЬ – ЦАРЬ
СТАДО – ПИСЬМЕННОСТЬ – РОД
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – ОХОТА – СОБИРАТЕЛЬСТВО
ПЛЕМЯ – ГОСУДАРСТВО –РОД

Какое из этих слов может объединить все остальные?
Ожидаемый ответ обучающихся:
1)История - это наука о жизни людей в далёком и недалеком прошлом, их занятиях, обычаях, верованиях.
2)История Древнего мира изучает древнейшее прошлое человечества – начиная от появления первых людей на земле и до крушения рабовладельческой Римской империи. 
3) Жизнь первобытных людей.
4)Они стали заниматься земледелие и скотоводством, появилась религия и искусство, зародилось неравенство. Люди стали жить племенами.

Выполняют задания в рабочих листах, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат
Ожидаемый ответ обучающихся:
Царь;
письменность;
земледелие:

государство.

ГОСУДАРСТВО
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие
объектов с целью выделения признаков
Регулятивные:
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2. Мотивация
Цель: создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
На столе представлены предметы, которые относятся к истории Древнего Египта ( сфинкс, пирамида, папирус)
- А знаете ли вы с каким государством связаны эти предметы?
- Что вы уже знаете о Египте?

А хотели бы вы узнать больше о государстве Египет?


Ожидаемый ответ обучающихся:
С Египтом.

Находиться а Африке, есть пирамиды, развит туризм.


Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


3. Постановка учебных задач
Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи
Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Давайте сформулируем с вами тему урока.
А теперь прочтите тему урока в учебнике на стр. 33.
Какое предположение можно выдвинуть, сравнив эти две темы?

Сформулируйте цель нашего урока, исходя из данного предположения.

Фиксирует две темы на доске.

Ожидаемый ответ обучающихся:
Государство Египет.

Государство на берегах Нила.

Нил сыграл большую роль в возникновении государства в Египте.
Выяснить, действительно ли река Нил сыграла большую роль при возникновении государства в Египте.

Записывают любую тему на выбор.

Познавательные
анализ объектов с целью выделения признаков
самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного
Личностные
самоопределение себя как представителя человечества как вида

3. Совместное исследование проблемы.
Цель: поиск решения учебной задачи.
Организует устный коллективный анализ учебной задачи.
?? Предложите что необходимо узнать для достижения нашей цели?
?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?
?? Для чего нам знать об этом?
Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний
Ожидаемый ответ обучающихся:
знать влияние природы на жизнь людей, признаки государства.
Познавательные
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные
оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Личностные
действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Моделирование
Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (пары) и следующее обсуждение составленных моделей.
?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы смогли достигнуть нашей цели?
Фиксирует план на доске
Обучающиеся, работая в парах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:
1. Что такое государство и его признаки?
2. Природно-географическое положение Египта.
3.Возникновение государства в Египте.

Познавательные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации
Регулятивные:
целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного
Личностные:
самоопределение себя как представителя человечества как вида

Основная часть (информационно-аналитический блок)

1. Формирование новых знаний и умений
Цель: формирование новых знаний и умений.
Организует учебное исследование для решения учебной задачи.
(1)
Более пяти тысяч лет назад появились первые государства. Они отличались от родовых общин древних людей.
Задание классу: определите какие понятия относятся к государству. Что мы можем назвать его признаками? Какое занятие можно считать главным при возникновении древних государств?
Является ли государство более высоким уровнем развития, чем община?
Возникновение государств является признаком перехода человечества к цивилизации.
Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.

Задание классу: на основе текста учебника задайте 5 вопросов к п1,2 учебника.
Репродуктивные(Что? Кто? Где? Когда?)
Продуктивные( заставляющие размышлять)
Можно ли считать верным?
Почему?

Задание: сравните местоположение родного населенного пункта и Египта; сделайте выводы.

(2)
Организует просмотр анимации «разливы Нила».
Задание классу: от чего зависят разливы Нила?
В каком направлении течет река?
Что происходит с рекой в июля по октябрь (в период АХЕТ)?
В какой период происходит созревание злаков?
Чем занимаются египтяне в период с апреля по июнь (ШЕМУ)?

Задание классу: По тексту «Хвалебной песни египтян Нилу» (учебник стр. 34) определите значение реки в жизни египтян?
Конкретизирует зависимость египтян от реки, напоминает, что жизнь в Египте была возможна только в долине, ширина которой составляла 1215 км (подобное расстояние учащиеся пройдут пешком за три четыре часа).
Организует динамическую паузу

(3)
Задание классу: по рассказу учителя составить стратегию «Гусеница» по теме «Возникновение государства в Египте»
На территории Египта возникло около 40 государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства.
Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.




Запись даты в тетрадь: 5 тыс. л.н. – возникновение первых государств.

Ожидаемый ответ обучающихся:
Правитель, законы, войско, территория, налоги, символы.

Земледелие.






Записывают определение в тетрадь:
Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.



Обучающиеся работают с текстом учебника на стр. 33
Ожидаемый ответ обучающихся:
Где находится страна Египет? Что такое дельта, оазис, папирус?
Можно ли считать верным утверждение: «Где вода- там и жизнь»?
Почему Нил не везде был судоходен?


В Египте более теплый климат, но мало видов растительности; имеется крупная река.



Ожидаемый ответ обучающихся:

От сезона дождей.

С юга на север.
Происходит наводнение, река разливается.

С ноября по март (период ПЕРЕТ)

Сбор урожая.


Обучающиеся работают с учебником (§6 на с. 34)
Ожидаемый ответ обучающихся:
Нил – основа жизни и деятельности египтян.
Обучающиеся фиксируют вывод в тетрадях





ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА


Ожидаемый ответ обучающихся:

Познавательные:
извлечение необходимой информации из монологической речи;
свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение логической цепи рассуждений;
извлечение необходимой информации из видео-материала;
установление причинно-следственных связей;
извлечение необходимой информации из художественного текста;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
Личностные:
жизненное самоопределение;
формирование представлений о ценности труда;
формирование представлений о ценности человеческой жизни;
формирование представлений о ценностях коллективизма























2. Переход к этапу решения частных задач.
Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.
Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.
Задание классу: найдите на карте и укажите :
1-й нильский порог;
Дельту Нила;
Северный и Южный Египет
Первую столицу Египта;
Вторую столицу Египта;
Основные районы земледелия;
Границу египетского государства

Вернемся к цели , которую вы поставили в начале нашего урока.
Выяснить, действительно ли река Нил сыграла большую роль при возникновении государства в Египте.






Обучающиеся заполняют контурную карту , затем сверяют полученный результат с представленным на слайде







Ожидаемый ответ обучающихся:
Да, река Нил сыграла большую роль при возникновении государства в Египте. Она способствовала развитию земледелия. А государства появлялись там, где земледелие
становилось главным занятием.
Познавательные:
моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;
умение структурировать знания
локализовывать на карте полученную информацию;
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные:
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

3. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.
Цель: закрепление и углубление знаний
Организует самостоятельную практическую работу.
Задание классу: Поработай в паре
и заполни пропуски в тексте. Распредели работу правильно:вместе смотрите- один заполняет
- В северо-восточной Африке простираются _____________. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в Египте______. По берегам растут финиковые _____ и высокий тростник. В водах реки обитает множество ____________. Основным занятием жителей Египта является ___________ .Столицей Египта является М_________. Правителя этого государства называют__________.

Могли бы мы чему-то у египтян?



Обучающиеся работают в парах, заполняют пропуски.

Ожидаемый ответ обучающихся:
ПУСТЫНИ,
НИЛ,
ПАЛЬМЫ,
РЫБ,
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ,
МЕМФИС,
ФАРАОН.




Ожидаемый ответ обучающихся:

Трудолюбию, терпению, бережному отношению к природе.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные:
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
формирование представлений о ценности бережного отношения к природе

Заключительная часть.

1. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Цель: контроль.
Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.
Тестирование
Древний Египет расположен
а) в Западной Африке;
б) в Юго-Восточной Африке;
в) в Северо-Восточной Африке.
Пороги Нила - это
а) сооружения на берегах реки;
б) опасные каменистые преграды по течению Нила;
в) горы.
3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств;
б) союз богов неба и земли;
в) царство мертвых и царство живых.
4. Какой город стал столицей первого объединённого государства?
    а) Фивы
    б) Сидон
    в) Мемфис




Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах
1 – в
2 – б
3 – а
4 – в
5 – 1

Познавательные:
анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

2. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.
Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.
Домашнее задание:
Поработайте с вопросами и заданиями к § 6
Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Прав ли он?


Обучающиеся записывают домашнее задание.
Познавательные:
извлечение необходимой информации из монологической речи
Коммуникативные:
умение слушать.

3. Рефлексия.
Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий
Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.
Задание классу:

1.Какая информация была для Вас новой на данном занятии?
2.Где можно применить полученные знания?
3.Что было сложным для восприятия? Какие вопросы остались после занятия?
4.Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного
занятия?



Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:
оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Личностные: формирование навыков самооценки











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015



Египет 3т. до н.э.


Сев. и Юж. Египет

войны

40 государств



15