Конкурсная игровая программа по экологическому воспитанию Чистая природа — здоровый человек


Воспитательное занятие «Чистая природа – здоровый человек».
Цель: формирование у вос-в экологически грамотной позиции.
Задачи:
1. Закрепить с воспитанниками полученные знания о природе: животных, насекомых, птицах, цветах, деревьях, полезных растениях.2. Закрепить правила поведения на природе, в лесу. Вызвать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым; бережное отношение к растениям.
Форма проведения: познавательная конкурсная программа
Ход мероприятия
Воспитатель: Все люди на нашей планете обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются:  вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.
Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы собирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же - живая!
В гости к живой природе мы отправимся  сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии - одной из самых важных наук XXI века.
Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и  серьезных, и я  желаю удачи всем участникам этих конкурсов и их болельщикам.
         Представление участников (команды)
Представление жюри.
Ведущий: В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество  деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея - тоже лес? Нет, лес - это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.
         Наш первый конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Если участник прибегает к помощи зала, цена ответа - 1 балл. Итак вопросы:
1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)
2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья ? ( нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)
3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).
4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)
5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая ? (земляника, малина, душица  и др.)
6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)
7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)
8. Из древесины какого дерева делают спички ? (осина)
9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка ? (ель, сосна)
 Жюри подводит итоги конкурса.
         Ведущий: А теперь игра, которая называется «Среда обитания».
Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а игроки называют животное, которое в ней обитают.
Например: «воздух - ласточка»
                   «земля - носорог»
                   «вода - морж»
Игра командная. Игрок, который ошибся или повторил уже названное животное, - выбывает из игры.
Жюри подводит итоги конкурса.        
         Пока игроки обдумывают свои ответы, мы проведем шутливую экологическую игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:
1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)
2. Кто над нами вверх ногами? (муха)
3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)
4. На что похожа половинка персика? (на вторую половинку)
5. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)
6. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)
7. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает)
Игроки расшифровывают экознаки, объясняют их (см. приложение).
Жюри оценивает игроков, говорит общий счет
         Ведущий: наш конкурс называется «Экоблиц».
Он требует  от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Каждая команда должна будет ответить на 2 вопроса, но цена каждого  - 4 балла. На то это и «блиц».
         Итак, внимание:
Вопросы первой команде.
1. Большинство видов животных существуют довольно в больших группах, например:  стадо африканских слонов состоит из 25-30 животных, а северных оленей - из 300-400 животных.
Вопрос:  почему многие виды животных нормально развиваются, только если они объединились в большие группы?
2. Есть такая рыба - треска. Каждый год самка трески выметывает 9 млн. икринок. И каждый раз из этого количества икринок  только 2-3 млн. вырастают  до взрослого состояния.
Вопрос:  почему из 9 млн. икринок трески только 2-3 млн. вырастают до взрослых рыб?
3. У мух много врагов. С мухами постоянно ведется борьба. Но число их не уменьшается.
Вопрос: Чем это можно объяснить?
         Игрокам можно брать помощь зала (тогда цена ответа - 2 балла)
Вопросы второй команды.
1. Твои знакомые принесли на дачу зайчонка, которого нашли в лесу и хотят за ним ухаживать. Как ты оцениваешь их поступок?
2. Ты пошел с друзьями в лес. Увидев мухоморы и поганки, ребята стали их сбивать и топтать ногами. Выскажите свое мнение по этому поводу.
3. Ты увидел упавшего из гнезда птенца. Что ты предпримешь?
Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.
         Ведущий: Сколько удивительных, ярких красок дарит нам природа! Стоит вспомнить бабочек, яркое оперение птиц, красоту цветов, чтобы убедиться в этом. И порой на фоне всего этого многоцветья мы, люди, кажемся себе  такими однообразными и неяркими. Но это не так.
         Ведущий: наш следующий конкурс - «Пантомима»
Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в городе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:
1. Выгул собак в парке запрещен! 1. Ловля рыбы в реке запрещена!
2. Береги воду! 2. Береги электроэнергию!
Команды изображают экологические  правила, жюри оценивает конкурс, отмечает лучших.
         Ведущий:  в последнее время  мы с вами часто стали  слышать по радио и ТВ новый  термин «Экологическая угроза» Это может быть связано с терроризмом, с безответственностью,  а иногда и с непониманием опасности хранения различных  веществ или грузов. Давайте представим себе, что перед нами не игроки, а тайные агенты, которые получили задание обезвредить опасный экологический груз. Пока к левой ноге каждого игрока привязывают воздушный шарик, я расскажу вам  нашу детективную историю дальше. Ценой невероятных усилий агенты проникли  на тайный склад. Вот он - опасный груз! Но охрана не дремлет. И начинается бой: правой ногой игрок должен лопнуть шарик противника и в то же время защитить себя - не дать лопнуть свой шарик. Игроки по очереди делают удары. Побеждает тот, кто остается  последний с шариком        
Ведущий: следующий наш конкурс посвящен  ещё одной важной проблеме современной экологии -  экологической катастрофе. Именно так называется наш заключительный конкурс «Экологическая катастрофа».
        Часто можно слышать, что где-то в море потерпел аварию танкер и нефть тоненькой пленочкой покрывает всю поверхность моря в месте аварии. А ведь там животные - маленькие и большие обитатели моря. Как им нужна помощь, причем она должна быть оказана в считанные часы. Иногда счет идет на минуты. Трудно приходится  тогда  экологам-спасателям. Этим людям необходимы такие качества, как смелость, быстрота, ловкость, умение обращаться с пострадавшими, аккуратность и точность. И сейчас мы с вами попытаемся показать момент спасения живых существ с места аварии. Перед вами 2 таза, наполненных водой имитирующей море. В « море» яблоко и  апельсин, имитирующие водных животных (альбатросы и тюлени). Игрокам нужно, держа руки за спиной, достать зубами фрукты и перенести их на тарелку, которая стоит на столе у жюри.
         Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет.
         Ведущий: мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой,  и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз,   ни экологических катастроф.