Внеклассное мероприятие:«Посвящение в химики»( 8 класс)


КГУ «Общеобразовательная средняя школа им. М.Кайырбаева»
Внеклассное мероприятие:
«Посвящение в химики»

Учитель химии: Алистратенко Е.В.
2015-2016 УЧ.ГОД
Внеклассное мероприятие для 8-го класса "Посвящение в химики"   Цель: формирование обще учебных знаний, умений и навыков, применяя игровые формы обучения.   Задачи:1. Образовательные: - обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, и по теме: «Атомы химических элементов»;- реализовать межпредметные связи;- осуществить преемственность между обучающимися 7,8,9,10 классов.2. Воспитательные: - формировать умение работать в коллективе; - совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли;- развивать чувства товарищества и взаимопомощи.3. Развивающие: - развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету;- развивать умения и навыки применения своих знаний на практике.   Оборудование и материалы: 1. Презентация 2. ПСХЭ Д.И.Менделеева3. Карточки с заданиями для команд4. Лабораторное оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка5. Удостоверения «Юный химик» или дипломы для команд, орден «Химический умник» для болельщиков   Ход и содержание мероприятия: I. Подготовительный этап.Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание:·   придумать название, эмблему и девиз команды;·   подготовить приветствие жюри и пожелание соперникам;·    нарисовать газету на химическую тему. II. Игра. Вводное слово учителя: 
Дорогие ребята! Во все времена наука требовала к себе очень серьезного отношения, и ее друзьями становились те, кто проходил жесткие испытания. Поэтому я вас приглашаю их пройти.
Учащиеся проходят через темный коридор:
“Пройти, пролезть через все преграды!” (пролезть под партой);
“Попробуй и скажи! Что это?” (сделать по одному глотку растворов NaCI, C6H12O6);
“Чтобы знания остались в голове” (прикоснуться головой к учебнику);

“Святая вода” (побрызгать на учащихся водой).
Итак, ребята, вы прошли посвящение, т.е. путь темного коридора, но на этом испытания не заканчиваются.В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! И так, испытания начинаются!    Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам: Председатель жюри –  Члены жюри – 
  Пусть ваша совесть будет чиста,Как в этой колбе вода!
( Подносят жюри колбу с водой)
 А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Итак, мы начинаем…  . Конкурс- приветствие командПредставляются команды каждого класса (команда имеет название, эмблему, девиз, приветствие жюри и пожелания соперникам). Команда « СОДА  » -  капитан команды:  Команда «ВОДА   » — капитан команды: 
   Максимальная оценка – 5 баллов. Критерии оценки:  — соответствие тематике предмета  — творчество  -Оригинальность представления Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
  Приступаем к Великим Испытаниям:
Сейчас Вас встретит Петя Верхоглядкин – ученик, который очень любит химию, но из-за своей невнимательности часто допускает ошибки. И он просит помочь ему перейти через реку по очень узкому мосту. Каждый шаг по этому мосту можно сделать, выполнив мини-задания. ( Мост нарисован на полу мелом, задания для команд расположены по краю моста, на листочках). Выполненные задания сдаются жюри.
Химическая ходьба ( на каждый шаг называются химические элементы, не повторяясь и не останавливаясь, по 1 человеку от команды) – шаги подсчитывает жюри(1-2 балла).

Составьте химические слова из букв, имеющихся в слове “нейтрализация”. ( Листок со словами сдается жюри)( до 3-х баллов).

Пока команды расшифровывают послание проведем разминку с болельщиками:
1. Элементы, названные в честь стран2. Элементы, названные в честь ученых. Правильные ответы оцениваются в 1 балл
Конкурс- разминка «Послание алхимиков»Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков –  ПСХЭ.  Это не гигантская формула. Буквы текста зашифрованы порядковыми (атомными) номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в
24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 Ы11 18
74 19 92 16   84 88 76 5 50 74 18 52 Ь 11 63 3 Ь 79 Я !
24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 Ы11 18
х и м и ч е с к и е ре а к т и в ы н а
74 19 92 16   84 88 76 5 50 74 18 52 Ь 11 63 3 Ь 79 Я !
в к у с про б о в а т ь н е л ь з я !

  Максимальная оценка – 5 баллов. Критерии оценки:  — правильность  — скорость Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюриПока команды расшифровывают послание проведем разминку с болельщиками, задавая шуточные вопросы. Правильные ответы оцениваются в 1 балл.1. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.2. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.3. Часть какого элемента лает? Гафний.4. Какой элемент всегда рад? (Радон)5. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).6. Какой элемент является лесом? (Бор)7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)10.  Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)11.  Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)12.  Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)— «Молодцы, отлично справились с заданием.  Переходим к следующему у конкурсу»  Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Следующий наш конкурс так и называется «Знаток химического оборудования». Эту почетную миссию предоставляем капитанам.
Конкурс капитанов  «Знаток химического оборудования»:В лотках находится химическое оборудование. Задача капитанов: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются за 3 мин. I лоток: пробирка, тигельные щипцы, спиртовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка.II лоток: воронка, шпатель, фарфоровая чашка, химический стакан, лабораторный штатив
Пока капитаны выполняют задание проведем разминку с остальными членами команды и болельщиками. Правильные ответы оцениваются в 1 балл. Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь? Ведущие по очереди читают двустишья. а) На суку сидит сова,Выдыхает СО2.     (углекислый газ).  б) Сапоги мои того,Пропускают Н2О.   (вода).  в) NaCl — его все знают,В магазине покупают,Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен.     ( поваренная соль).
 г) Я - металл незаменимый,Очень летчиком любимый,Легкий, электропроводный,А характер – переходный ( алюминий)
д) Меня в составе мрамора найди,Я твердость придаю в кости,В составе извести меня найдешь,Теперь меня ты точно назовешь.( кальций)
е) Что за чудо посмотри - Этот СаСО3.По доске он проезжает,За собой след оставляет. (мел). Переведите с химического языка на русский следующие выражения:  Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)Феррумный характер. (Железный характер.)Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)С тех пор много Н2О утекло.(С тех пор много воды утекло).Куй феррум, пока горячо.(Куй железо, пока горячо).Стойкий станумный солдатик.(Стойкий оловянный солдатик).  Конкурс — литературный.Вам предлагаются отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Задача игроков: отгадать название стихотворения и автора за правильный ответ- 1 балл.  В колымагах золотых   Пышный двор встречает их;Все их громко величают И царевича венчают Княжей шапкой и главойВозглашают над собой.  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»  На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейкеНа руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.  А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»  Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.  С.Есенин «Береза»  
  Старушонка хлеб поймала,«Благодарствую, — сказала. –Бог тебя благослови;Вот за то тебе, лови».И к царевне наливноеМолодое, золотоеПрямо яблочко летит.  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри завила.  С. Есенин «Черемуха».  Вот мудрец перед ДодономСтал и вынул из мешка  Золотого петушка.  А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»  В слезах отчаянья ЛюдмилаОт ужаса лицо закрыла,Бежит в серебряную дверь.  А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»   Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри.Конкурс. «Темная лошадка»«Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та из команд которая быстрее узнает что за элемент – поднимает руку.  1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови. 2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. 3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде. 4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э. 5. В честь него назван век. ( Железо).   1. Этот металл известен человеку с глубокой древности. 2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн. 3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг. 4. Из этого металла делают украшения, монеты. 5. Этот металл – символ Солнца. ( Золото).   1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе. 2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием. 3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы. 4. Пары металла ядовиты. 5. Находится внутри градусника. ( Ртуть).   1. Его называют безжизненным газом. 2. Это довольно инертный газ. 3. Он легче воздуха. 4. Он входит в состав воздуха. 5. Его химическая формула – N2. (Азот).   Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам еще предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву. 
Клянусь я кислотой и хлоромВсегда урок по химии учитьИ быть в учении упорным. Клянусь!Клянусь Периодическим закономДостичь того, чего не знал.И до всего дойти умом. Клянусь!Клянусь я синим купоросомРаскрыть все сложные вопросы. Клянусь!
Жюри подводит итоги конкурса. В заключение вечера всем учащимся вручают памятные удостоверения «Юный  химик».

На этом вечер посвященный “Юным химикам” заканчивается. Всем, большое спасибо! Отличной учебы, друзья! До свидания!
 Литература.1. 1.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» — Москва: «Блик  и Ко», 2000 г. – с. 224.2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна    «Химия — 8» М.: Дрофа, 2006-2008.3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. — М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).5. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.6.Кудравец Е.А. Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" 8 класс. Калининград  
КГУ «Общеобразовательная средняя школа им М..Кайырбаева»
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ЮНЫЙ ХИМИК»
Выдано:____________________________
Желаем Вам успехов в изучении трудной, но интересной науки ХИМИИ.
КГУ «Общеобразовательная средняя школа им. М.Кайырбаева»
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ЮНЫЙ ХИМИК»
Выдано:____________________________
Желаем Вам успехов в изучении трудной, но интересной науки ХИМИИ.


УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ЮНЫЙ ХИМИК»
КГУ «Общеобразовательная средняя школа им М.Кайырбаева»
Выдано:____________________________
Желаем Вам успехов в изучении трудной, но интересной науки ХИМИИ.
Нейтрализация
24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 Ы11 18
74 19 92 16   84 88 76 5 50 74 18 52 Ь 11 63 3 Ь 79 Я !
24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 Ы11 18
74 19 92 16   84 88 76 5 50 74 18 52 Ь 11 63 3 Ь 79 Я !