Рабочая программа курса «Введение в школьную жизнь» на 2015-2016 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
УТВЕРЖДЕНА

________ О.А. Шалупенко,
Директор школы
«__» _____________ 2015 г.

Рабочая программа курса
«Введение в школьную жизнь»
на 2015-2016 учебный год







Учитель:
ФИО: Яковлева Любовь Валерьевна
Квалификационная категория I
Педагогический стаж 15 лет

Составлена на основе программы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь», Москва, Просвещение, 2006















Пояснительная записка.
Рабочая программа межпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» составлена
на основе программы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь», Москва,Просвещение, 2006
Программа является пропедевтической для программы начальной школы. Курс
ведётся в течение 10 дней по 3 занятия в день, рассчитан на 30 часов.
Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в
промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить
содержательный образ «настоящего школьника». Этот курс носит принципиально
промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не
дошкольник, но ещё и не школьник. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию,сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умений договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».Данный модуль адаптирован к УМК Л.В.Занкова.
Занятия по развитию познавательных способностей учащихся.
Актуальность:
- Занятия по развитию познавательных способностей и мелкой моторики руки
обоснованы тем, что в адаптационный период необходимо помочь ребёнку построить
содержательный образ « настоящего школьника». В связи с тем, что не все дети
посещают дошкольные учреждения, родители не знают уровня развития своего
ребёнка, не могут подобрать упражнения, которые помогут ребёнку улучшить те или
иные познавательные процессы, эти занятия , которые могут проводиться в ГПД,
направлены на диагностику и корректировку памяти, внимания, моторики рук.
- По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного
сотрудничества. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на
выработке умения договориться, обменяться мнениями, понимать и оценивать друг
друга и себя.
- Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются
проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации
первоклассника к школе.
Основные задачи курса:
- развитие зрительно-пространственного восприятия, внимания,
- формирование пространственного восприятия;
- развитие зрительной памяти;
- зрительно-моторной функции:
- формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в
значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое
разнообразие практических заданий, их чередование и богатый иллюстрированный
материал.
Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются
проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе адаптации первоклассника к
школе.
Развитие мелкой моторики рук.
Актуальность:
Дети при поступлении в школу обладают слишком разным уровнем развития навыков
изображения, техники письма и рисования.. Поэтому на занятиях поставлена задача
сформировать до определённого уровня не только изобразительные навыки и развитие
мелкой моторики, но и навыки, необходимые в школе: понимать и принимать поставленную задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности.
Ребёнка необходимо научить регулировать силу нажима, скорость , разках,
равномерность, слитности, плавности. Необходим навык сохранения направленности
движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильно
положения кисти руки..
На занятиях ставится задача научить умению подчинять движение инструмента
передаче любой формы, её конфигурации, относительно величины, пропорции, что
требует от ребёнка умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.
С этой целью на занятиях дети выполняют различные упражнения: штриховка фигур в
разных направлениях и с разным нажимом на карандаш ,обведение фигур по трафарету или шаблону, выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций, обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание ,написание по пунктиру элементов письменных букв.
Общая продолжительность занятия- 30 мин.
Результатами обучения на курсе является формирование навыков работы в парах и группах, навыки развития самооценки, активизация процессов памяти, внимания, развитие мелкой моторики руки, что является необходимым условием для формирования навыков письма.
Содержание курса
Перейдем к изложению основного содержания нашего учебного курса. Чтобы оставить
учителю или воспитателю возможность свободно менять сюжеты учебных заданий, не нарушая содержания курса, в материале к каждому уроку мы выделили две основные части. В первой части излагаются цели и задачи занятия, во второй дается описание одного из возможных вариантов этого занятия, разработанного авторами. Познакомившись с содержанием занятия,учитель или воспитатель может решить, использовать предлагаемый нами материал или придумать и опробовать свой собственный вариант. В Приложении приводятся рисунки и перечень материальных средств и пособий, а также раздаточного материала.
Умение выражать свои мысли. Знакомство, режим дня школьника, схема класса. Формы
устного ответа. Формирование положительного отношения к школе. Знакомство. Знаки «Я» и «Мы» Парная форма работы. Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я», оценка. Лента школьного времени. Школьные правила вежливости. Противоречие. «Люблю – не люблю» Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка. Обратная связь на уроке. Введение знака «Поднятая рука» Отработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки. Школьные принадлежности. Взаимодействие в группах. Учимся спорить. Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных. Понятие содержательной оценки.
Введение знака «Вопрос». Умение договариваться. Отработка знаков «+», «-», «?»,
групповые задания с недоопределенными правилами, адрес понятность
сообщения. Отработка введенных знаков.
Введение знака «Мы готовы!» Самооценка, критерии оценки, адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление
правильности и оригинальность .Организация дискуссии. Требования к высказыванию,
обобщению. Введение знака «Ловушка» Отработка знаков, введенных ранее, актуализация
навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее.Групповые задания с неопределенными правилами.
Ситуация неопределенного правила.
Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». В программу входит курс
ШКОЛА БУДУЮЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«ШКОЛА ШПИОНОВ»
Педагог-психолог: Косницкая Анна Павловна
Цель программы: подготовить к обучению в первом классе общеобразовательной школы детей 6-7 лет.
Задачи программы:
развитие эмоционально-волевой сферы: умение осуществлять самоконтроль за поведением, навыки общения с взрослыми;
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие долговременной памяти;
развитие мышления: операции синтеза, анализа, обобщения, сравнения;
развитие устной речи.
Методические рекомендации:
Программа включает в себя 8 занятий. Занятия проводятся групповым способом 1 раз в неделю. Длительность занятия не превышает 30 мин.
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
№ занятия
Время
Цели занятия
Упражнения

1
30 мин
Знакомство с группой, первичная диагностика
Тест Керна-Йерасека

2
30 мин
Развитие слухового внимания и речи
Акустики, запрещенная буква

3
30 мин
Развитие зрительного внимания и памяти
Что изменилось, цифровая таблица

4
30 мин
Развитие мышления – анализ и синтез
Лишняя игрушка

5
30 мин
Развитие мышления и воображения
Определения

6
30 мин
Развитие коммуникативных навыков
Согласованные действия, кораблекрушение

7
30 мин
Развитие волевой сферы – навыки самоконтроля за поведением
Волшебный лес, найди предмет

8
30 мин
Развитие эмоциональной сферы – навыки самоконтроля за поведением
Знакомство с закрытыми глазами




Тематическое планирование по курсу «Введение в школьную жизнь»

Тема занятия
Цель занятия
Формирования УУД

1день
Давайте познакомимся
Познакомить детей друг с другом, ввести знак
“Я”, образовать группы и дать им названия.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом.


Режим дня школьника
Ввести ленту времени как обозначение
длительности временной протяжённости,
противопоставление школьных и дошкольных
дел. Введение знак «Звонок».
Познавательные.
Моделирование.

2день
Я и мои товарищи
Ввести схему класса, устанавливать взаимно-
однозначные соответствия между элементами
схемы.
Познавательные.
Моделирование. Составление
схемы, использование значков.


Введение знак «Хор»,
противопоставление знаку
«Я».
Познакомить с новым знаком «Хор». Учить
отличать форму ответа от содержания ответа,
оценивать собственные возможности.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом.
Личностные.
Формирование основ нравственно-
этической ориентации.

3день
Учимся работать вместе.
Начать формирование представления о
совместной детской работе. Ввести знак
«Мы».
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом, умения договариваться.


Оценка.
Ввести различение оценок за красоту и за
правильность. Познакомить с критерием
оценки.
Регулятивные.
Оценка с помощью моделей или
знаков.

4 день
Детское сотрудничество.
Формировать умение у учащихся слушать
друг-друга, адресоваться друг к другу, ждать
реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и
«-«.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом, умения договариваться и
распределять роли.


Внешняя оценка и
самооценка.
Формировать основы взаимооценки. Ввести
новые критерии оценки: легко – трудно,
интересно – неинтересно.
Регулятивные.
Оценка и взаимооценка.

5 день
Как надо и как не надо
спорить?
Познакомить с ситуацией, когда люди делают
одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры
от спора. Формировать умение спорить.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом при работе в паре и группе.
Формулирование собственного
мнения и позиции.


«Понятно ли мы
говорим?»
Формировать умение высказываться точно и
понятно. Учить оцениванию индивидуальному
и коллективному.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом, умения договариваться.
Построение понятных для партнера
высказываний.
Регулятивные.
Взаимооценка.

6 день
Дискуссия. «Говорить не
страшно!»
Моделировать ситуацию, в которой главным
действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего.
Создать атмосферу интереса, сделать учебную
работу приятной. Отрабатывать использование
знаков.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться.
Построение понятных для партнера
высказываний.


«Я хочу задать вопрос
товарищу!»
Перевести адресованность к учителю в
адресованность к одноклассникам.
Вырабатывать умение договариваться,
«содействовать»
Коммуникативные.
Выстраивание общения с
одноклассниками. Формирование
умения задавать вопросы.

7день
Оценивание и
самооценивание.
Отрабатывать умение оценивать себя и
одноклассников.
Регулятивные.
Взаимооценка, самооценка.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом, умения договариваться.


Ловушки.
Учить основам рефлексии.. Формировать
умение «внимательно слушать говорящего».
Познакомить с новым знаком «Л»
Регулятивные.
Анализ информации.
Осуществление контроля
высказываний. Самоценка.

8день
Учимся работать вдвоем.
Актуализировать навыки содержательного
взаимодействия применительно к парной
работе.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом при работе в паре,
построение понятных
высказываний.


Решение практических
задач.
Учить анализировать достаточность и
недостаточность условий и средств для
решения задачи. Учить обращаться за
помощью.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом, построение понятных
высказываний.
Регулятивные.
Анализ предложенных условий.
Планирование. Развитие контроля.

9день
Мой маршрут до школы и домой
Учить правильно выбирать безопасную дорогу в школу
Регулятивные.
Планирование


Закрепление и отработка
знаков и способов
действий, введенных
ранее, способов ведения
диалога.
Упражнять в умении аргументировать,
доказывать свои суждения.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом. Построение понятных для
партнера высказываний.
Формулировать собственное мнение
и позицию.

10 день
Мы теперь ученики
Создать радостную праздничную атмосферу.
Организовать взаимодействие с родителями
учащихся. Закрепить изученные способы
взаимодействия учащихся.

Коммуникативные.
Формирование основ общения друг
с другом. Построение понятных для
партнера высказываний.
Формулирование собственного
мнения и позиции.


Анкетирование «Какой мой класс»
Анализировать успешность освоения способов
действий каждым учеником при работе в
парах и группах. Упражнять в употреблении
изученных знаков.
Регулятивные.
Взаимооценка, самооценка.




Приложение
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.
Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. 2-е изд., испр. М.: Генезис, 2003. 128 с. (Психологическая работа с детьми.)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15