Системно — деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П. ИВНЯ
ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ








Системно - деятельностный подход как средство
реализации современных целей образования
(материал для педагогических чтений)









Выполнила:
Спицина Л.М., учитель начальных классов



















Ивня
Системно - деятельностный подход как средство
реализации современных целей образования Спицина Л.М.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача школы не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим "учебная деятельность"? Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Задача школы не дать объем знаний, а научить учиться. Большое внимание на уроках уделяется формированию компонентов учебной деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Начальная школа XXI века».
Учебные ситуации на уроках и во внеурочное время. Круглый стол «Давайте обсудим»
Отвести специальное место в классе для столика, на котором дети смогли бы разместить различные предметы, принесенные из дома. Дети подходят к столу и неформально обсуждают демонстрируемые предметы. Совместно с детьми прикрепите на каждый предмет ярлычок. Дети могут выбрать объект и в ходе групповой или фронтальной работы с классом устно его описать или дать пояснения.
Пишем в книге
Выдать каждому ребенку тетрадь без линеек и попросите детей ежедневно рисовать и писать в этой тетради. Напомнить детям, что они могут писать и рисовать все, что захотят. Установить систему, которая позволяет ежедневно отвечать на ежедневные записи детей.
Центры обучения письму
Разместить в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовить настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.
«Почта» (Посылаем письмо)
Установить в классе почтовый ящик или организуйте почтовый центр и просите детей писать или рисовать сообщения, или письма и ответы на полученные послания. Дети используют «почту» с разными целями и различными способами.
Тихая прогулка «Мы слушаем»
Пригласить учащихся на "тихую прогулку", во время которой будем только слушать. После прогулки совместно выявить разнообразие звуков в окружающей среде и методом «мозгового штурма составьте список звуков. Рожденные во время обсуждения идеи используйте для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и иллюстрировать. Учащиеся могут классифицировать ряд звуков, услышанных в ходе специального прослушивания, классифицировать и иллюстрировать слова, содержащие или указывающие на выявленные звуки.

Драматизация
Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя.
Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Они контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства.
Таким образом, есть основание утверждать, что последовательная реализация деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС, повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся. Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Литература: 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. 3.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. 4.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











































15