Презентация по литературе на тему: Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.


«Евангельские мотивы и числовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Цели: образовательные: 1. организовать деятельность учащихся по уяснению евангельских мотивов и числовой символики в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; 2. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;развивающие: 1. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и сопоставления между текстом изучаемого романа и текстом Евангелия, для развития творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к литературе и православной культуре; 2. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.воспитывающие: 1.содействовать формированию нравственных качеств учащихся, воспитанию коммуникативности, привитию культуры речевого общения. Эпиграф«Если в произведении с несомненной религиозной серьёзностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать в этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста» М.М.Дунаев. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство.Протяни ему свою ладонь,За него не страшно и в огонь.Лик его высок и удивителен.Посвяти ему свой краткий век.Может, и не станешь победителем,Но зато умрёшь как человек. Разминка1 блок:К чему восходят истоки романа «Преступление и наказание»?Сколько лет продолжалось вынашивание замысла?Когда и куда были отправлены главы нового романа? Ответы:Ко времени каторги Достоевского. 9 октября 1859года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…»6 летВ середине декабря 1865 года в «Русский вестник». 2 блок:1. Какие две противоположные идеи столкнулись в образе Раскольникова?2. В чём ошибочность теории Раскольникова?3. Закончи предложение: «Я работал с текстом Евангелия и думал…». Основной проблемный вопрос урокаКакие евангельские мотивы и числовую символику использовал автор в своём романе? Мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства». Четыре Евангелия – часть Библии. В переводе с греческого это слово означает – благая весть. Благая весть о воскресении Сына Божия была проповедана его учениками и записана четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Число 30 – предательство ИудыВ девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детейПоследние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя ИудойМарфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал её (покушался на её жизнь). Число 11 – число высшей справедливости«В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»«Я поздно…Одиннадцать часов есть?» – время прихода Раскольникова к СонеПосле посещения Сони «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу» Евангельская притча о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников в виноградник свой»«Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости».Достоевский напоминает, что Раскольникову в этот евангельский час всё ещё не поздно признаться и покаяться. Число 7 – союз Бога и человека«…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…»Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторгиСон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком«Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней» Число 4 – притча о воскрешении ЛазаряКвартира жертвы находится на четвёртом этаже здания;Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырёхэтажный дом;убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже;полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания;чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.«А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги представлялся мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь», - писал Достоевский младшему брату Михаилу. Притча о воскрешении Лазаря«Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» …Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…» Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны” Что общего между Раскольниковым и Лазарем? Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении. Уподобление Раскольникова мертвецу позже воскресшемуБЛЕДНЫЙДостоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.“весь бледный, как платок”“он ужасно побледнел”“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.МЁРТВЫЙПрилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.ЛЕЖИТРаскольников часто валяется и лежит без движения“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д. В ГРОБУДостоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИПисатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”ВЫНОСЯТТо, что его выносят, ему кажется в бреду“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести” ХОРОНЯТРаскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.ВОСКРЕСАЕТ“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман. Вывод:Таким образом, можно сказать, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя – это путь через смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами. Жизнь, смерть и возрождение евангельские притчы и символика романаПредставление индивидуальных работ