Презентация по русскому языку на тему Система норм литературного языка


Система норм русского литературного языка Основныеязыковые нормы– это законы, регулирующие литературное произношение и ударение– это правила литературного словоупотребления - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложенийОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫСИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ


style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Культура речи иязыковые нормынеобходимы?
fill.onfill.onfill.on 4Цель урока: -Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. -Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.-Формировать навыки использования нормированной речи .
53.Решите орфоэпические задачи:1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ асимметрия в/ зимовщик г/ принятый 4. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком5. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель 63.Решите орфоэпические задачи:1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ асимметрия в/ зимовщик г/ принятый 4. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком5. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель
1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания:Гражданское, гражданственное ( сознание, одежда)Спасительный, спасательный ( отряд, ложь)Мертвая, мертвенная (тишина, бледность)Чувствительный, чувственный (человек, стихи)Частный, частичный (урон, мнение)Мудрый, мудреный ( слог, правитель)2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ? 1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу. 2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.4.Экзаменатор попался нам очень человеческий. 1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания:гражданственное сознаниеГражданское, гражданственное ( сознание, одежда)спасательный отрядСпасительный, спасательный ( отряд, ложь)мертвенная бледностьМертвая, мертвенная (тишина, бледность)Чувствительный человекЧувствительный, чувственный (человек, стихи)частичный уронЧастный, частичный (урон, мнение)мудреный слогМудрый, мудреный ( слог, правитель)2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ? 1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу. 2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.4.Экзаменатор попался нам очень человеческий. Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:Трудолюбивый \ трудолюбимыйОпытные диспетчера \ диспетчерыМенее красивее, слаже \ более красивый, слащеС семьюстами рублями \ с пятистами рублямиИхнюю знакомую \ их знакомуюМахают руками \ машут



Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:1. Ошибочное словообразованиеТрудолюбивый \ трудолюбивый2. Ошибочное образование формы:СуществительногоОпытные диспетчера \ диспетчерыПрилагательногоМенее красивее, слаже \ более красивый, слащеЧислительного С семьюстами рублями \ с пятистами рублямиМестоименияИхнюю знакомую \ их знакомуюГлагола Махают руками \ машут



Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:Семеро игроков участвовало (участвовали) в состязанииСогласно приказа (приказу)Видна пара окон, занавешенные (занавешенных) шторойОни были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)




Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Семеро игроков участвовало (участвовали) в состязанииНарушение управленияСогласно приказа (приказу)Нарушение согласованияВидна пара окон, занавешенные (занавешенных) шторойНарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкцияхОни были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)Ошибки в использовании видо-временных форм глаголовЯ живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)




Культура речи иязыковые нормынеобходимы!
fill.onfill.onfill.on Текст для редактирования. Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зУбчАтый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна. Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубже понять современность.



Текст для редактирования. Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканных, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зубчАтый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна. Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубоко понять современность.

Культура речи иязыковые нормынеобходимы.
fill.onfill.onfill.on