Рабочая программа курса «Литературное чтение» (УМК «Школа России») 1 класс


Аннотация к рабочей программе
по литературному чтению в 1 классе
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта;
ООП НОО МБОУ «Хиславичская СШ»;
на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению и Рабочей программы УМК «Школа России» по литературному чтению, завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова и др.).
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание учебного предмета;
календарно-тематическое планирование;
приложения: контрольно-измерительные материалы для проведения текущей, промежуточной аттестации, тесты.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 40 учебных часов в год. 40 ч (10 учебных недель).
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей начальных классов
Руководитель РМО
___________ И. А. Галынская
24 августа 2016 г.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета
Протокол №1
от 30. 08. 2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ
«Хиславичская СШ»
_____________ Е.И.Адашан
Приказ № 63
от 30.08.2016 г.

Рабочая программа курса
«Литературное чтение»
(УМК «Школа России»)
1 класс
Учителя: Никитенкова Светлана Дмитриевна
Винокурова Нина Борисовна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями:
1.Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
2.Примерной программы по литературному чтению начального общего образования «Просвещение» 2011 год»
3.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования
4.ООП НОО МБОУ «Хиславичская СШ»
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основании:
1.Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования ФЗ-№ 373, от 6 октября 2009 г
3.Примерной программы по литературному чтению начального общего образования ( «Просвещение» 2011 год)»
4.ООП НОО МБОУ «Хиславичская СШ»
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Цели обучения:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств для представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составления текстов в устной и письменной формах;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
 Учебно-тематический план
№п/пНаименование раздела Всего часов
1 Вводный урок 1
2 Жили-были буквы 7
3 Сказки, загадки, небылицы 7
4 Апрель, апрель! Звенит капель… 5
5 И в шутку и всерьез 7
6 Я и мои друзья 7
7 О братьях наших меньших 6
ИТОГО: 40
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, всего на курс — 40 учебных часов.
Форма организации учебного процесса - классно-урочная.
Форма организации контроля - проверка техники чтения – 1(в конце учебного года), проекты-4.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата проведения Характеристика основных видов
деятельности обучающихсяКорректировка
Вводный урок (1ч) 1 Знакомство с учебником по литературному чтению Рассказ о своих впечатления от услышанного своими словами. Жили-были буквы (7ч) 2 В. Я. Данько «Загадочные буквы» Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; передача впечатления от услышанного своими словами; ответы на вопросы по содержанию. 3 И. П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. 4 Саша Чёрный Живая азбука». Ф. Д. Кривин «Почему А поётся, а Б нет» Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. 5 Г. В. Сапгир «Про медведя». М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Л. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Л. Гамазкова, Е. В. Григорьева «Живая азбука» Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. 6 С. Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение 7 Из старинных книг Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. 8 Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». Наши проекты. Создаём музей «Город букв» Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. Создание проектов по собственному замыслу. Сказки, загадки, небылицы (7 ч) 9 Е. И. Чарушин «Теремок» Выразительное чтение и рассказывание; простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному; осознанное чтение целыми словами; пересказ 10 Русская народная сказка «Рукавичка» Выразительное чтение и рассказывание; простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному; осознанное чтение целыми словами; пересказ 11 Загадки, песенки Выразительное чтение. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение текста целыми словами 12 Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Декламация (наизусть) стихотворных произведений 13 Александр Сергеевич Пушкин Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Декламация (наизусть) стихотворных произведений 14 Русская народная сказка «Петух и собака» Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. 15 Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Апрель, апрель! Звенит капель... (5 ч) 16 А. Н. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна». А. Н. Плещеев «Сельская песенка» Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Чтение стихов наизусть. 17 Т. М. Белозеров «Подснежники». С. Я. Маршак «Апрель». И. П. Токмакова «Ручей» Выразительное чтение. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников 18 Стихи-загадки писателей И. П. Токмаковой, Л. С. Ульяницкой, Л. Л. Яхнина, Е. Ф. Трутневой. Наши проекты. Составляем азбуку загадок Выразительное чтение. Установление связи произведений литературы с другими видами искусств 19 Стихотворения В. Д. Берестова, Р. С. Сефа. Из старинных книг
Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами 20 Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель...» Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами И в шутку и всерьёз (7 ч) 21 И. П. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. М. Тайц «Волк». Г. М. Кружков «РРРЫ!» Осознанное чтение произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников. 22 - Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка» Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному23 К. И. Чуковский «Федотка». О. О. Дриз «Привет». О. Е. Григорьев «Стук» Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 24 И. П. Токмакова «Разговор Лютика и Жучки». И. М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. И. Чуковский «Телефон» Понимание содержания текста. Передача впечатления от услышанного своими словами. Осознанное чтение доступных произведений. Выразительное чтение. 25 М. С. Пляцковский «Помощник» Понимание содержания текста. Передача впечатления от услышанного своими словами. Осознанное чтение доступных произведений. Выразительное чтение. 26 Из старинных книг Понимание содержания текста. Передача впечатления от услышанного своими словами. Осознанное чтение доступных произведений. Выразительное чтение 27 Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами Я и мои друзья (7 ч) 28 Ю. И. Ермолаев «Лучший друг». Е. А. Благинина «Подарок» Осознанное чтение текста целыми словами. Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) 29 В. Н. Орлов «Кто первый?». С. В. Михалков «Бараны» Понимание содержания произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников 30 Р. Ф. Сеф «Совет». В. Д. Берестов «В магазине игрушек». В. Н. Орлов «Если дружбой дорожить...».И. М. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Л. Аким «Моя родня». Наши проекты. Альбом «Наш класс - дружная семья». Год первый. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (наизусть) стихотворных произведений 31 С. Я. Маршак «Хороший день» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. 32 М. С. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. С. Энтин «Про дружбу» Выразительное чтение. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников 33 Из старинных книг. Д. И. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Выразительное чтение. Формулирование личной оценки,аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников 34 Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста 0 братьях наших меньших (6 ч) 35 С. В. Михалков «Трезор». Р. Ф. Сеф «Кто любит собак» Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 36 В. А. Осеева «Собака яростно лаяла». И. П. Токмакова «Купите собаку» Осознанное чтение текста целыми словами. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Пересказ текста. Выразительное чтение и рассказывание. 37 М. С. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. В. Сапгир «Кошка» Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников 38 В. Д. Берестов «Лягушата». В. В. Лунин «Никого не обижай». С. В. Михалков «Важный совет» Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение. Декламация (наизусть) стихотворных произведений 39 Д. И. Хармс «Храбрый ёж». Н. И. Сладкое «Лисица и Ёж». Из старинных книг. С. Т. Аксаков «Гнездо» Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Пересказ текста 40 Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших" Понимание содержания литературного произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Формулирование личной оценки, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
2
34 УЧЕБНИКИ
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 1 класс. М.: Просвещение,2011год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
Примерная программа по литературному чтению. М. Просвещение, 2011 год
5
6
7
8 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
9 Мультимедийный проектор.
10
11
12 Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).
Приложения.
Контрольно – измерительные материалы.
Тексты для проверки техники чтения.