НОД по развитию речи В королевстве звуков подготовительная группа


НОД по развитию речи «В королевстве звуков» в подготовительной группе. Воспитатель Еровенко Галина Михайловна, г.Зея, Амурской области, МДОАУ детский сад №15, 2016 год.
Программное содержание:
1. Продолжать учить различать на слух твердые согласные, мягкие согласные, гласные звуки;
2. Совершенствовать фонематический слух. Находить слова со звуком «Л»;
3. Закрепить умение делить слова на части (слоги);
4. Упражнять в составлении предложений, чтении предложений на слова с указанием их последовательности;
5. Образовывать притяжательные прилагательные;
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, мышление.
Материал:
- Карточки с кружочками синего, красного, зеленого цветов; со звуками «Л», «Л*».
- Карандаши зеленый и синий;
- Схема предложений (на каждого ребенка);
- Картинки 3-х замков (1 замок волшебный); Мудрая сова, зубы, ужи, жаба.
Ход занятия:
Ведущая: Ребята, послушайте песню из мультфильма «Бременские музыканты».
Звучит аудиозапись песни «Ничего на свете лучше нету…»
Воспитатель: О чем этот мультфильм?
Дети: О дружбе, путешествиях и приключениях друзей – музыкантов.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: Путешествовать можно на самолете, автобусе…
Воспитатель: Ребята, сегодня у Королевы звуков день рождения и она пригласила нас в гости. Чтобы узнать, на чем мы отправимся в гости, возьмите карточку с изображением транспортного средства и карандаши. Обведите по контуру предмет, который находится перед автобусом и над самокатом. (Дети обводят самолет).
Ребята, не забывайте, что страна Королевы звуков волшебная, значит, транспортное средство тоже должно быть волшебным. Сегодня мы отправимся в путь на ковре-самолете. (Звучит музыка. Дети садятся на ковер-самолет).
Вот мы и прилетели.
Детей встречает Королева звуков
Королева: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Королева: Вы попали в необычный город, а я королева этого города. У меня сегодня день рождения и я знаю, что у вас нет для меня подарка. Согласны? (ответ детей-да). Тогда давайте настроимся на работу.
Психологический настрой.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Королева: В нашем городке живут необычные жители – звуки. Они – невидимки. Хоть они и невидимки, их можно услышать. Одни жители умеют петь, вы с ними уже знакомы. Как прозвали эти звуки?
Дети: это гласные звуки.
Королева: Назовите их (кидайте мне гласные звуки, а я буду их ловить).
Дети: А, О, У, И, Ы, Э…
Королева: Когда мы произносим гласные звуки, то нам не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок. Звуки произносятся легко.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ещё в городе есть жители, которые умеют петь. Они совсем согласны и прозвали этих жителей – согласными звуками. Назовите согласные звуки. Кидайте их мне, а я буду ловить.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и желтеть, но не могут они петь.
В соседнем замке живёт волшебник. Он каждый день слышит пение звуков, и ему захотелось познакомиться со своими соседями. Когда волшебник пришел в замок, его ждало разочарование. Он не увидел звуков. Почему? Конечно, они же невидимки. Тогда волшебник придумал вот что. Он подарил звукам волшебные платьица. Гласные получили платьица красного цвета, твердые согласные – синего цвета, а мягкие согласные – платьица зеленого цвета.
Д/И «Гласный, согласный»
Если слово начинается с согласного звука – поднимаем красный кружок, если с твердого согласного – синий кружок, если с мягкого согласного – зеленый кружок: аист, мама, буква, утка, сила, оса, вода, алфавит, кисель, ночь.
Получив платьица разного цвета, звуки устроили «БАЛ». Сколько звуков в этом слове? Назовите их.
Дети: Первый звук «б», второй «а», третий «л».
Королева: Произнесите последний звук.
Дети: «Л».
Королева: Когда мы произносим этот звук, губы приоткрыты, а зубы кончик языка. Что делали звуки на балу? Пели, танцевали, играли. Есть ли в этих словах звук «Л».
Дети: Да, есть. Это звук «Л*».
Королева: Похож ли звук «Л» на звук «Л*»?
Дети: Да, они похожи, но не совсем.
Королева: Когда мы произносим звук «Л*» то губы тянутся в улыбке, зубы немного приоткрыты, а язык упирается в верхнее нёбо.
Работа с карточками
Назовите предметы, в которых звук «Л» находится в начале слова: ландыш, лапти, лама;
В середине слова: пиала, желуди, акула, фиалка.
Назовите предметы, в которых нет звука «Л»: мяч, бабочка.
Физкультминутка
Раз – рука, два – рука.
Лепим мы снеговика.
Три – четыре, три – четыре,
Нарисуем рот по шире.
Пять – найдем морковь для носа.
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шапку косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь
Мы сплясать его попросим.
Королева: У нас рядом с замками живет «Мудрая сова». Она приготовила для вас задание. Нужно разгадать кроссворд:
По горизонтали:
2. В названии этих животного два слога, последний слог «ЖИ»;
3. В названии, какого животного первый звук «Ж», последний «А»? (Жаба)
По вертикали:
1. Какое слово начинается со звука «З» и заканчивается звуком «Ы» (Зубы).
Воспитатель. Молодцы, правильно отгадали, все слова. А сейчас скажите, сколько слогов в слове: зу-бы, у-жи, жа-ба, ко-ро-ле-ва, мо-лод-цы?
Отгадайте загадку: Летит, воет, сядет землю роет (жук).
Сколько слогов в слове «Жук»? (ответ детей: один).
Д/И «Путаница»
Королева: Волшебник сегодня не выспался и написал письмо, в котором все перепутал. Поможем волшебнику исправить ошибки?
На луне небо – Луна на небе;
Холодильник в колбасе – Колбаса в холодильнике;
Калач съел Славу – Слава съел калач.
Давайте разберем предложение. Слава съел калач.
Назовите первое слово, второе, третье. Как пишется первое слово в предложении?
Дети: Первое слово пишется с большой буквы.
Королева: Как пишутся слова в предложении?
Дети: Слова в предложении пишутся раздельно.
Королева: Какие знаки ставим в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставим точку, восклицательный или вопросительный знаки, например: Скоро наступит Новый год!
Королева: Составьте схему предложения
«Колбаса лежит в холодильнике».
(дети выполняют задание)
Д/И «Чья голова? Чей хвост?»
Голова лисы. Чья голова? – Лисья.
Хвост лисы. Чей хвост? – Лисий.
Голова волка. Чья голова? – Волчья.
Хвост волка. Чей хвост? – Волчий.
Голова зайца. Чья голова? – Заячья.
Хвост зайца. Чей хвост? – Заячий.
Голова барсука. Чья голова? – Барсучья.
Хвост барсука. Чей хвост? – Барсучий.
Голова лося. Чья голова? – Лосиная.
Хвост лося. Чей хвост? – Лосиный.
Д/И «Угадай-ка»
Королева: Вот в этом сундучке для вас подарок, а какой, угадайте. Вы называете его признаки, а я буду говорить «да» или «нет».
(В сундуке лежит книга)
И девочки и мальчики
Могут все узнать из книжки.
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!
Королева дарит книгу детям. Подводит итог занятия, прощаясь, уходит.