Классный час в 11 классе на темуКем быть ? Каким быть?


Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»
Самая трудная профессия - быть человеком.
Хосе Хулиан Марти
Цель: самоопределение выпускников в выборе жизненного пути для успешной адаптации в современном социуме.
Задачи:
-  формировать информационную основу выбора профессии;
- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;
- оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав предпочтения обучающихся;
- помочь избежать ошибок в выборе профессии;
- познакомить с особенностями рынка труда на ближайшие 5-6 лет;
- формировать осознание нравственной ответственности за выбор будущей профессии.
Ход классного часа.
Чтение стихотворения В.Маяковского “ Кем быть?” (читают уч-ся)
Мы вспомнили стихотворение, которое вы учили в детстве и как будто бы вернулись в беззаботное детство, к тому времени ,когда вы ещё мечтали стать космонавтами, артистами ,балеринами, и даже президентом страны. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.
В мире насчитывается около 50 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем  весь жизненный  путь человека.
Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему и что нужно для осуществления правильного выбора.
Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Мы сейчас проверим ,готовы ли вы к этому и проведем небольшой тест.
Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: (слайд 2)
профессия выбирается раз и навсегда.
выбор профессии зависит от толщины кошелька.
нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
профессия предназначена человеку от рождения.
по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
профессию следует выбирать, уже став взрослым.
чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
психолог – не помощник в выборе профессии.
(на самом деле все утверждения являются ложными)
Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился. (слайд3)
0 - 2 Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.
3 - 5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
-Учитель: Как найти «правильную» дорогу к профессии? (Ответы учащихся)
Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек  ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока  не поймёт то, что  будет приносить ему и средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы.  Но  это  может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют  десятки тысяч профессий.
Есть и другой путь.
Для этого нужно изучить, прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности  нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.
-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (слайд 3)
дети выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата.
- Что повлияло лично на ваш выбор?
-Как вы думаете, чем нужно в первую очередь  руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)
Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Хочу» - желания, интересы, склонности личности, работа должна быть в радость ,а не в тягость.
«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом.
Итак, первая составляющая 
«Надо» - потребности рынка труда.  На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете  ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности.
- Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 5-6 лет? Статические данные показывают ,что на современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:
профессии, связанные со сферой управления,
профессии, связанные с внедрением компьютерной техники,
строительные профессии,
консультирование,
профессии в сфере образования,
профессии, связанные с сервисом семьи,
профессии в области здравоохранения,
профессии в области информации и связи,
профессии, связанные с банковским делом,
профессии в сфере производства, рабочие профессии
профессии, связанные с туристическим сервисом.
А через 10 лет очень востребованными будут:
Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по  продаже и маркетингу, станет  очень востребованной профессия «продавец»Профессии, связанные с сервисом
Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
Медицинские  специальности (медсестра, врач)
Работники образования
Рабочие  профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер
Статистические данные по другим источникам подготовил ваш одноклассник Кашаев Тимур. Ему слово.
У нас в гостях директор службы занятости Ахметов Р.Р. и служащий Шагабутдинов В. Он познакомит вас тем, какие профессии востребованы в нашем районе.
В более далеком будущем появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: информационный маклер, информолог, специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам. Также будут востребованы новые специализации в медицине: медик - сонографист, онколог-диетолог, дипломированный консультант по проблемам алкоголизма, координатор трансплантации, врач - танцетерапевт, специалист по криологии.
Итак, вторая составляющая «Хочу» (слайд 7) (желания, интересы, склонности).  
Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые  зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто- то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.
Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.
Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас (слайд 8).
Проведем небольшой тест, называемый «Психогеометрия» (ученики выбирают из 4-х предложенных геометрических фигур одну).
Профессиональный прогноз(слайд 9, 10)
Какая же профессия подойдет именно вам и будет соответствовать вашим интересам, характеру? Ответ на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым. Используя ее, мы провели тест и определили ваш профессиональный тип. Я ознакомлю вас с результатами (слайд 11-16). Работа в группах: назвать профессии своего типа
1.«Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.2.«Человек – природа»: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.3.«Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.4.«Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.5.«Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.Мне хотелось бы, чтобы вы учитывали эти пожелания при выборе профессии.
Третья составляющая «Могу» (слайд17), (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения. Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку. На этом месте я хочу рассказать вам о том , как в Индии ловят обезьян. Охотники копают узкие ямки и сыплют орешков. Мартышки захватывают горсть ,а лапку с зажатым кулаком вытащить не могут. Так и сидят часами , охотники подходят не спеша и глушат их палками. Помните ,пожалуйста, эту историю. Я ни в коем случае не желаю вам оказаться в положении этих обезьян. Пусть ваши желания и стремления совпадают с вашими возможностями и способностями.
Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.
Заключительное слово учителя.
-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (Ответы учащихся) (слайд 18)
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я верю, что о вас так скажут обязательно.
Но закончить классный час мне хотелось бы, обратившись еще раз к эпиграфу: 
«Самая трудная профессия - быть человеком» Хосе Хулиан Марти (слайд19). Задумайтесь над этими словами. Помните об этом каким бы делом вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали.