Презентация по МХК на тему: «Скульптурное наследие Микеланджело»


Скульптурное наследие Микеланджело Презентация Александры Куликовой, ученицы 10а класса гимназии № 405 в сотрудничестве с учителем Наталией Всеволодовной ДудкинойСанкт-Петербург, 2013 Микеланджело БуонарротиМикеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti, 1475 – 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо и у скульптора Бертольдо ди Джованни, однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Микеланджело БуонарротиМикеланджело считал скульптуру, а не живопись, привилегированным средством самовыражения и творчества. В основном, первыми произведениями, выполненными художником, являются скульптуры, поскольку рисунок служил для обучения, а через скульптуру мастер мог воплотить свои идеи в форме. «Похищение Ганимеда»«Две фигуры» «Мадонна у лестницы»В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы», высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений его предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.  «Битва кентавров»Мраморный рельеф «Битва кентавров» был вырезан в виде римского саркофага из каррского мрамора молодым Микеланджело для его знатного покровителя, Лоренцо Медичи. Вероятно, из-за смерти Лоренцо он так и остался незавершенным. Горельеф изображает сцену из греческого мифа о битве людей-лапифов с кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества.По другой версии, сцена изображает один из эпизодов античной мифологии – похищение Деяниры, жены Геркулеса. «Пьета»Микеланджело Буонарроти «Пьета» или «Оплакивание Христа». Высота скульптуры 174 см, мрамор. «Пьета»Крупнейшей работой, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета». Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Для творческих исканий молодого мастера показателен уже сам выбор значительной и ответственной темы – скорби богоматери, оплакивающей умершего сына. Смело нарушив традицию, он изобразил богоматерь юной, тем самым оттенив ее особую духовную чистоту. Высокая одухотворенность образа Марии, благородная сдержанность ее чувства лишают трагическую тему оттенка безысходности, сообщая скорби молодой матери просветленный характер. В этой группе Микеланджело показал себя мастером, свободно справляющимся с трудностями композиционного построения, чувствующим эмоциональную содержательность жеста. Сколько выразительности в склоненной голове Марии, в движении ее левой руки, отведенной в сторону; в нём мы угадываем раздумье, скорбное недоумение, вопрос. «Мадонна с младенцем»Микеланджело Буонарроти изобразил классический вариант Богоматери с младенцем Христом. Идеализацию подобного рода использовали многие другие художники.Скульптура Микеланджело «Мадонна с младенцем» Высота скульптуры 128 см, мрамор. Статуя «Давид»Статуя «Давид» работы великого Микеланджело является шедевром Эпохи Возрождения. Эта скульптура была создана между 1501 – 1504 годами. Высота статуи почти 5.2 метра. Она была создана из мрамора по библейским мотивам. Изначально статуя Давида должна была стать одной из статуй для украшения Флорентийского собора, и должна была изображать одного из библейских пророков.Но фигура обнаженного Давида вместо собора стала украшением главной площади Флоренции, и стала символом защиты гражданских свобод флорентинцев, создавших независимую республику в своем городе, окруженную со всех сторон врагами, пытавшимися ее захватить. Статуя «Давид»В данном случае Давид изображен до сражения с Голиафом, его лицо серьезное, он смотрит пристальным взглядом вперед, брови нахмурены, он готов к бою с заведомо более сильным противником.Вся его фигура напряжена, мускулы на теле напряжены и выпуклы, особенно выделяется выпуклость вен на опущенной правой руке, но в то же время поза тела Давида довольно расслаблена.Именно этот контраст между напряженным выражением лица и некоторых частей тела и спокойной позой, привлекает внимание к этой статуе, она дает возможность строить предположения о происходящем. Эта скульптура Микеланджело является интерпретацией древнегреческой темы скульптурных работ, когда мужчина изображался обнаженным и с героическим видом. «Моисей»«Моисей» был создан после флорентийского «Давида», и в нём образ героя обогащается новыми чертами. Его определяют прежде всего мудрость и властная сила. Не без основания предполагают, что «Моисей» – воплощение мечты о герое-вожде, человеке, способном освободить и возвеличить Италию.Моисей поражает своей величественностью и загадочностью, он изображен в тот момент, когда он спускается с горы Синай и несет людям заповеди, но народ в период его отсутствия начал поклоняться золотому тельцу. «Моисей»И Моисей здесь застигнут в тот момент, когда его удивление сменяется гневом, все тело напрягается, вздуваются вены на его мощных руках, и он готов уже разбить золотые скрижали с заповедями от отчаяния и осознания бесплодности своих стараний. «Победа»Скульптура Микеланджело Буонарроти «Победа». Высота скульптуры 261 см, мрамор. В 1534 году, завершив работу над аллегорической статуей «Победа», Микеланджело покидает Флоренцию, где он не мог чувствовать себя в безопасности, и навсегда переселяется в Рим. Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи Усыпальница Медичи – это капелла при церкви Сан Лоренцо, построенная и украшенная целиком по проекту Микеланджело. Она представляет небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом; белые стены расчленены пилястрами темно-серого мрамора. В капелле две гробницы – герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского; они размещены друг против друга, у противоположных стен. Усыпальница Лоренцо МедичиУсыпальница Джулиано Медичи Гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи Третья стена – против алтаря – занята статуей мадонны, по сторонам от нее – статуи святых Косьмы и Дамиана, выполненные учениками Микеланджело.Проект Микеланджело не был осуществлен полностью; им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид»; Флоренция, Национальный музей) и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). 1521 – 1531. Микеланджело Буонарроти. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция «Утро»«Утро». 1520 – 1534. Капелла Медичи церкви Сан Лоренцо, Флоренция.Скульптура «Утро» расположена на правой стороне саркофага Лоренцо де’Медичи, составляя пару со скульптурой «Вечер».Вместе с парной скульптурой поставлена на иконографическую связь с горными и речными божествами на рельефах гробницы. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Утро» также имеет и другие названия «Утренняя заря» и «Аврора». Высота скульптуры 203 см, мрамор. «День» «Вечер»Скульптура Микеланджело Буонарроти «Вечер» также имеет и другое названия «Сумерки». Высота скульптуры 197 см, мрамор. Расположена на левой стороне саркофага Лоренцо де’Медичи, составляя пару со скульптурой «Утро». «Ночь» КАПЕЛЛА МЕДИЧИФлорентийская капелла Медичи явилась произведением, завершающим фазу Высокого Возрождения в творчестве Микеланджело Буонарроти и одновременно кладущим начало новому художественному этапу. Работа над ней, растянувшаяся почти на пятнадцать лет (с 1520 по 1534), была на длительный срок прервана важными событиями в истории Италии. Скорчившийся мальчик. 1530 – 1534 Эрмитаж, Санкт-ПетербургЕдинственная работа Микеланджело, хранящаяся в Эрмитаже, вероятно, предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. На одном из ранних рисунков Микеланджело с изображением стены Капеллы (Британский музей), изображены две фигуры мальчиков, напоминающие эрмитажную статую. Эта скульптура была куплена Екатериной II в 1785 г. (вместе с собранием скульптуры директора Банка Англии Джона Лайд Брауна, который делал свои приобретения в Италии. "Скорчившийся мальчик" попал в коллекцию Брауна между 1768 и 1779 годами.) Скорчившийся мальчик. 1530 – 1534 Эрмитаж, Санкт-ПетербургСкульптура невелика по размеру. Она изготовлена из мрамора и имеет высоту 54 см. Поза мальчика, подчиненная кубической форме блока камня, из которого она высечена, кажется скованной. Но мощные бугры мышц согнутой спины, подчеркнутые игрой света на шероховатой поверхности мрамора с глубокими следами резца, и напряженность позы создают впечатление огромной энергии и силы.Замысел скульптора до сих пор до конца не разгадан. ЗаключениеТворчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.Микеланджело – универсал. Статуя и фреска, рисунок и архитектурное сооружение – все, что им создано, насыщено пластической энергией, богатством художественного языка.Микеланджело – художник и скульптор, он спаивает элементы архитектуры и живописи (Сикстинская капелла) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Так поразительное единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов. ИсточникиПрезентация подготовлена с помощью сайтов:http://www.diary.ru/~Agmon/p177918104.htm?oamhttp://xaxor.com/oilhttp://paintings/1381-michelangelo-1475-1564.htmlhttp://www.mikelangelo.ru/txt/13stskboy.shtmlhttp://smallbay.ru/michelangelo.html