Методическая разработка устного журнала Самое удивительное вещество — вода

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО ЖУРНАЛА

«САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО – ВОДА»

1.Помощь в осознании ценности и значимости новых дополнительных знаний о воде как главного и важнейшего объекта на Земле.
2. Донести до сознания учащихся понимание необходимости бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы.
3. Формирование навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации



ЗАДАЧИ УСТНОГО ЖУРНАЛА



Сформировать представления об аномальных свойствах воды, свойствах веществ в растворе, значении воды в природе и жизни человека.
Раскрыть сущность проблемы чистой воды.
Систематизировать и расширить представления о: свойствах воды, круговороте воды в природе, о роли воды в живых организмах и ее роли во внутриклеточных процессах, распределении воды по поверхности планеты, влиянии воды на климат.
Развивать умение работать с первоисточником, электронными пособиями.
Развивать коммуникативные умения.
Содействовать развитию у ребят умений и навыков: использования научных методов познания (наблюдения, эксперимента) формулирования проблемы.
Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.
Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
9. Рассмотреть различные точки зрения на объект, формировать аналитические способности при изучении проблем планеты Земля, убедить учащихся в причастности каждого к решению экологических проблем
Выступающие с сообщениями должны:

--Подготовить выступление по теме и ее компьютерная презентация..
--Наряду с известными материалами выступление должно содержать новые для учащихся сведения, сообщения о ранее не изученных фактах и явлениях и носить обобщающий характер. Сообщения должны быть логически выстроенными и взаимосвязанными. В качестве иллюстративного материала можно использовать демонстрацию опытов.






ЭТАПЫ подготовки
1 этап учитель определяет тему устного журнала , учебные задачи, временные рамки.
2 этап учитель изучает теоретический материал по теме, использует специальную литературу. Для этого нужно использовать книги из собственной, школьной библиотеки, пособия кабинета, информацию из Интернета.
3 этап учитель осуществляет распределение задач между учениками примерно за две недели до урока - конференции. Для этого класс следует разделить на гетерогенные группы, учитывая психологическую совместимость. Объявляется тема, назначается в каждой группе консультант. В случае необходимости можно в процессе подготовки сделать изменения. Готовятся сообщения, выступления, выпускается стенгазета; музыкальная пауза подбирается, изготавливаются стенды, плакаты, рисунки.
4 этап индивидуальные консультации учителя и ученика-консультанта.






Устный журнал проводится в актовом зале гимназии для учащихся 9 и 10 классов.
Время проведения 60 мин.

Оформление: плакаты со словами «Всё хорошо в природе, но вода- краса всей природы. (С. Т. Аксаков)», «Вода Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь (Антуан де Сент-Экзюпери)» , «Вода- это эликсир жизни»; « 22 марта Всемирный день водных ресурсов по календарю ООН, День воды»
Музыкальная подборка: П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года».
Оборудование: ПК, мультимедиа, экран, глобус
Устный журнал начинается со вступительного слова учителя, сообщает тему , раскрывает его значение, знакомит с планом проведения и поочередно предоставляет слово ученикам, что готовили выступления.
На память об уроке учитель дарит учащимся рисунок капли воды, выполненный на картоне. На обратной стороне ее слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью... Ты самое большое богатство на свете».








Ведущий- учитель химии и помощник ведущего «Капелька» (ученица 10 кл)
Капелька:
Спросил на днях малыш-сосед  У струйки, льющейся из крана:  - Откуда ты?  Вода в ответ:  - Издалека, из океана.  Потом малыш гулял в лесу.  Росой искрилась вся поляна.  - Откуда ты? - спросил росу.  - Поверь, и я из океана.  На поле лег туман седой.  Малыш спросил и у тумана:  - Откуда ты? Ты кто такой?  - И я, дружок, из океана. - Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донесся шепот: - Знай, малыш, и я пришла из океана. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке И в дождинке, И в росинке, И в снежинке Нам откликнется всегда Океанская вода! Ведущий: «Удивительный вопрос – почему я водовоз? Потому что без воды и ни туды и ни сюды» Весело распевал веселый водовоз с экрана веселой комедии «Волга-Волга» прошедшей по всем кинотеатрам Советского Союза в 30-е годы прошлого века. (Кадры из фильма «Волга-Волга»)

Капелька: Вода - самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды - это пустыни.Почти 3/4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. Из общего количества воды на Земле, равного 1 млрд. 386 млн. кубических километров, 1 млрд. 338 млн. кубических километров приходится на долю солёных вод Мирового океана, и только 35 млн. кубических километров приходится на долю пресных вод. Всего количества океанической воды хватило бы на то, чтобы покрыть ею земной шар слоем более 2,5 километров. На каждого жителя Земли приблизительно приходится 0,33 кубических километров морской воды и 0,008 кубических километров пресной воды. Но трудность в том, что подавляющая часть пресной воды на Земле находится в таком состоянии, которое делает её труднодоступной для человека. Почти 70% пресных вод заключено в ледниковых покровах полярных стран и в горных ледниках, 30% - в водоносных слоях под землёй, а в руслах всех рек содержатся одновременно всего лишь 0,006% пресных вод. На гербе водяного царства можно написать девиз “НИКОМУ НЕ УСТУПАЮ”. Смысл – вода повсюду.
Наш урок посвящен удивительной жидкости – воде. Все мы с вами знаем, что без воды не было бы жизни. Знаем также и то, что вода, будучи достаточно изученной жидкостью, все же остается одной из главных научных тайн. Иначе говоря, вода, пожалуй, наименее понятная жидкость, из всех, что известны человеку. Ведь ученые до сих пор далеко не полностью изучили все её возможности. До сих пор вода преподносит загадки, причем одна сложнее другой. Наши далекие предки очень хорошо понимали значение этой драгоценной жидкости. Недаром вода во многих уголках планеты была объектом поклонения. В свое время великий Юлий Цезарь даже обещал прекратить войну, если египтяне согласятся указать ему источник Нила. А сейчас, давайте послушаем голос воды. (Включается магнитофонная запись).
Так что же такое вода? Чем она замечательна? Каковы ее свойства? Почему вода играет такую роль во всем на Земле? Обо всем этом, а также о других  удивительных свойствах этого замечательного минерала, на котором «держится» во всем блеске привычная картина жизни, мы и будем вести речь

Всем присутствующим в зале желаем учиться видеть, слышать, мечтать и действовать. Только тогда можно научиться жить интересно.



1 страница: Физики «Аномалии воды» “Вода – начало всех начал”. 
Слово предоставляется специалистам в области исследования физических свойств воды. Вода- парадоксальное вещество, поразительная жидкость, не подчиняется никаким физическим законам. обладающее свойствами, которыми не должна обладать, так называемыми аномалиями.

ФИЗИКИ
 Как построена молекула воды? 

Как построена одна молекула воды, теперь известно очень точно. Она построена вот так. Хорошо изучено и измерено взаимное расположение ядер атомов водорода и кислорода и расстояние между ними. Оказалось, что молекула воды нелинейна. Вместе с электронными оболочками атомов молекулу воды, если на нее взглянуть «сбоку», можно было бы изобразить вот так. Сколько молекул воды в океане? Одна. И этот ответ не совсем шутка. Конечно, каждый может, посмотрев в справочник и узнав, сколько в Мировом океане воды, легко сосчитать, сколько всего в нем содержится молекул Н2О. Но такой ответ будет не вполне верен. Вода вещество особенное. Благодаря своеобразному строению отдельные молекулы взаимодействуют между собой. Возникает особая химическая связь вследствие того, что каждый из атомов водорода одной молекулы оттягивает к себе электроны атомов кислорода в соседних молекулах. За счет такой водородной связи каждая молекула воды оказывается довольно прочно связанной с четырьмя другими соседними. Правда, эта схема чересчур упрощена. Представим себе несколько более верную картину. Для этого нужно учесть, что плоскость, в которой расположены водородные связи, в молекуле воды направлена перпендикулярно к плоскости расположения водородных атомов. Все отдельные молекулы Н2О в воде оказываются связанными в единую сплошную пространственную сетку в одну гигантскую молекулу. Поэтому вполне оправдано утверждение некоторых ученых физико-химиков, что весь океан это одна молекула. Но не следует понимать это утверждение слишком буквально. Хотя все молекулы воды в воде и связываются между собой водородными связями, они в то же время находятся в очень сложном подвижном равновесии, сохраняя индивидуальные свойства и единичных молекул и образуя сложные агрегаты. ^ А что такое снежинки? Сростки ледяных кристалликов, образовавшиеся при конденсации водяного пара в верхних слоях атмосферы, где очень низкая температура. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Правильное кристаллическое строение льда  выражается в изумительном изяществе снежинок ^ Почему же они такие красивые? В кристаллической решетке льда есть плоскости, в которых атомы кислорода расположены так, что образуют правильные шестиугольники, как это видно на рисунке. Наверное, с этим и связана чаще всего встречающаяся шестилучевая форма изящных звездочек-снежинок.

^ При какой температуре вода должна кипеть? Этот вопрос тоже, конечно, странен. Ведь вода кипит при ста градусах. Это знает каждый. Больше того, всем известно, что именно температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении и выбрана в качестве одной из опорных точек температурной шкалы, условно обозначенной 100°С. Попробуйте представить себе, что наша вода потеряла вдруг способность образовывать сложные, ассоциированные молекулы. Тогда она, вероятно, должна была бы кипеть при той же температуре, какая ей положена в соответствии с периодическим законом Менделеева. Что бы тогда стало на нашей Земле? Океаны внезапно закипели бы. На Земле не осталось бы ни одной капли, а на небе никогда не смогло бы появиться ни одного облачка... Ведь в атмосфере земного шара температура нигде не падает ниже –8090°С. ^ При какой температуре вода замерзает? Не правда ли, вопрос не менее странен, чем предыдущие? Ну кто же не знает, что вода замерзает при нуле градусов? Это вторая опорная точка термометра. Это самое обычное свойство воды. Но ведь и в этом случае можно спросить: при какой температуре вода должна замерзать в соответствии со своей химической природой? Оказывается, гидрид кислорода на основании его положения в таблице Менделеева должен был бы затвердевать при ста градусах ниже нуля. Попробуйте и на этот раз пофантазировать: вдруг исчезает ассоциация молекул воды... немедленно на всей нашей планете исчезают снега и льды. Нельзя кататься на коньках, бегать на лыжах; впрочем, и некому тогда было бы кататься и бегать. ^ Полагается ли воде быть на Земле жидкой или твердой? Нет, не полагается. Из того, что температура плавления и кипения гидрида кислорода его аномальные свойства, следует, что в условиях нашей Земли жидкое и твердое состояния его также аномалии. Нормальным должно было бы быть только газообразное состояние воды. Невозможным жителям невозможного мира, в котором все свойства воды были бы нормальны, пришлось бы строить специальные машины, чтобы сжижать такую воду, подобно тому как это делаем мы, получая жидкий кислород. Бывает ли жидкая вода твердой? Это вполне разумный вопрос. К сожалению, очень немногие знают, как на него правильно ответить. Ответ с первого взгляда несколько неожиданный, но с ним легче будет примириться, если сначала обсудить более простой и понятный обратный вопрос, на который, наверное, могут ответить все: когда твердая вода бывает жидкой? Конечно, здесь не идет речь о том, что воду можно заморозить или растопить лед. Совсем нет эти вопросы относятся к жидкой воде и твердому льду. Всем известно, что лед при медленно действующих нагрузках течет. Ледники в горах текут подобно рекам, только очень и очень медленно, со скоростью всего в несколько метров в год. Значит, любой лед всегда в какой-то очень малой степени одновременно является жидким телом, если обладает свойством течь, подобно тому как течет любая жидкость. Под действием вековых нагрузок становятся пластичными и текут горные породы. Если твердое тело в той или иной степени является жидким, то отсюда вполне разумно будет сделать вывод, что и обратное заключение тоже может быть справедливым и любая жидкость тоже должна в той или иной степени обладать признаками твердого тела. Если лед при очень медленной нагрузке течет, то вода при очень быстром воздействии должна вести себя как твердое тело и разбиваться на куски, подобно хрупкому твердому телу. Это так на самом деле и есть. Этот вывод полностью подтверждает опыт. Если по струйке воды ударить с очень большой скоростью стальным бойком, то жидкая водяная струя расколется и разлетится на осколки, так же как расколется разбитая стеклянная палочка. Если пуля попадает в кастрюльку с водой, то мгновенная картина разрушения сходна с разрушением куска стекла. Таким образом, жидкая вода всегда в то же время является твердой. Какое свойство проявится зависит от скорости деформации. Сколько существует жидких состояний воды? На такой вопрос не так просто ответить. Конечно, тоже одно привычная нам всем жидкая вода. Но вода в жидком состоянии обладает такими необыкновенными свойствами, что приходится задуматься: правилен ли такой простой, казалось бы, не вызывающий никаких сомнений ответ? Вода единственное в мире вещество, которое после плавления сначала сжимается, а затем по мере повышения температуры начинает расширяться. Примерно при 4°С у воды наибольшая плотность. Эту редкостную аномалию в свойствах воды объясняют тем, что в действительности жидкая вода представляет собой сложный раствор совершенно необычайного состава: это раствор воды в воде.
Такое необычайное свойство воды имеет огромное значение для жизни. В водоемах перед наступлением зимы постепенно охлаждающаяся вода опускается вниз, пока температура всего водоема не достигнет 4°С. При дальнейшем охлаждении более холодная вода остается сверху и всякое перемешивание прекращается. В результате создается не обычайное положение; тонкий слой холодной воды становится как бы «теплым одеялом» для всех обитателей подводного мира. При 4°С они чувствуют себя явно неплохо.  Что должно быть легче вода или лед? Кто же этого не знает... Ведь лед плавает на воде. В океане плавают гигантские айсберги. Озера зимой покрыты плавающим сплошным слоем льда. Конечно, лед легче воды. И вот лед плавает в воде. Это свойство воды аномалия в природе, исключение, и притом совершенно замечательное исключение.
Попробуем вообразить, как выглядел бы мир, если бы вода обладала нормальными свойствами и лед был бы, как и полагается любому нормальному веществу, плотнее жидкой воды. Зимой намерзающий сверху более плотный лед тонул бы в воде, непрерывно опускаясь на дно водоема. Летом лед, защищенный толщей холодной воды, не мог бы растаять. Постепенно все озера, пруды, реки, ручьи промерзли бы нацело, превратившись в гигантские ледяные глыбы. Наконец, промерзли бы моря, а за ними и океаны. Наш прекрасный цветущий зеленый мир стал бы сплошной ледяной пустыней, кое-где покрытой тонким слоем талой воды.
Сколько существует льдов? В природе на нашей Земле один: обычный лед. Это самый прекрасный из всех минералов. Никакие алмазы не могут сравниться блеском и красотой со снежинками, искрящимися на солнце. Из этого голубовато-зеленого камня сложены на Земле не только горы и колоссальные ледники, им покрыты целые материки. Лед горная порода с необычайными свойствами. Он твердый, но течет, как жидкость, и существуют огромные ледяные реки, медленно стекающие с высоких тор. Лед изменчив он непрерывно исчезает и образуется вновь. Лед необычайно прочен и долговечен десятки тысячелетий хранит он в себе без изменений тела мамонтов, случайно погибших в ледниковых трещинах. В своих лабораториях человек сумел открыть еще, по крайней мере, шесть различных, не менее удивительных льдов.

Что нужно, чтобы лед растаял? Очень много тепла. Гораздо больше, чем для плавления такого же количества любого другого вещества. Исключительно большая удельная теплота плавления 80 кал (335 Дж) на грамм льда также аномальное свойство воды. При замерзании воды такое же количество тепла снова выделяется. Когда наступает зима, образуется лед, выпадает снег и вода отдает обратно тепло, подогревает землю и воздух. Они противостоят холоду и смягчают переход к суровой зиме. Благодаря этому замечательному свойству воды на нашей планете существует осень и весна.
В последние годы начинает развиваться новая важная область знания физика льда. Лед прочный, дешевый и хороший строительный материал. Из него строят жилища, склады, он создает природные надежные дороги, переправы, взлетно-посадочные площадки. Лед причина стихийных бедствий. Он разрушает плотины, сносит мосты, сковывает грунт, вызывает обледенение самолетов и кораблей. Стало совершенно необходимым изучить все свойства льда, определить его механические, электрические, акустические, электромагнитные, радиационные характеристики. При этом было открыто много неожиданного, о чем раньше и предполагать было нельзя. Например, лед оказался полупроводником, причем его проводимость протонного типа. Установлено, что при замерзании воды на границе между льдом и водой возникает разность электрических потенциалов, достигающая десятков вольт. Много удивительного установлено при изучении процессов образования и поведения льдов в природе. Полярные льды в напряженном состоянии «кричат». Когда начинается деформация льда, то, как описывает Ф. Нансен, возникает легкий треск и стон, усиливаясь, он переходит через все виды тонов лед то плачет, то стонет, то грохочет, то ревет, постепенно возрастая, его «голос» становится подобным звучанию всех труб органа. Перед разрушением, при критических напряжениях, лед звенит, вздыхает, ухает. Сколько тепла нужно, чтобы нагреть воду? Очень много. Больше, чем для нагревания равного количества любого другого вещества. Чтобы нагреть грамм воды на один градус, необходима одна калория (4,2 Дж). Это больше чем вдвое превышает теплоемкость любого химического соединения. Вода вещество, необычайное даже в самых обыденных для нас свойствах. Конечно, эта способность воды имеет очень большое значение не только при варке обеда на кухне. Вода это великий распределитель тепла по Земле. Нагретая Солнцем под экватором, она переносит тепло в Мировом океане гигантскими потоками морских течений в далекие полярные области, где жизнь возможна только благодаря этой удивительной особенности воды. Вода гигантский двигатель и в природе. Метеорологи подсчитали, что Солнце испаряет на Земле за одну минуту миллиард тонн воды. Каждую минуту миллиард тонн водяного пара вместе с восходящими потоками нагретого воздуха поднимается в верхние слои атмосферы. Каждый грамм водяного пара уносит с собой 537 кал (2265 Дж) солнечной энергии.
^ Почему в море вода соленая? Это, пожалуй, одно из самых важных следствий одного из самых удивительных свойств воды. В ее молекуле центры положительных и отрицательных зарядов сильно смещены относительно друг друга. Поэтому вода обладает исключительно высоким, аномальным значением диэлектрической проницаемости. Для воды она равна 80, а для воздуха и вакуума 1. Это значит, что два любых разноименных заряда в воде взаимно притягиваются друг к другу с силой в 80 раз меньшей, чем в воздухе, по закону Кулона: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Но все же межмолекулярные связи во всех телах, определяющие прочность тела, обусловлены взаимодействием между положительными зарядами атомных ядер и отрицательными электронами. На поверхности тела, погруженного в воду, силы, действующие между молекулами или атомами, ослабевают под влиянием воды почти в сотню раз. Если оставшаяся прочность связи между молекулами становится недостаточной, чтобы противостоять действию теплового движения, молекулы или атомы тела начинают отрываться от его поверхности и переходят в воду. Тело начинает растворяться, распадаясь либо на отдельные молекулы, как сахар в стакане чаю, либо на заряженные частицы ионы, как поваренная соль. Именно благодаря аномально высокой диэлектрической проницаемости вода один из самых сильных растворителей. Она даже способна растворить любую горную породу на земной поверхности. Медленно и неотвратимо она разрушает даже граниты, выщелачивая из них легкорастворимые составные части. Нет в природе такой прочной породы, которая могла бы сопротивляться всемогущему разрушителю воде. А знаете ли вы, что кровь человека и других животных близка по составу к морской воде? И что растения извлекают из земли питательные вещества в виде водного раствора? Если бы вода не обладала удивительным свойством необычайно высокой диэлектрической проницаемостью, море не было бы соленым. Но это некому было бы заметить не было бы на Земле жизни. "Тот, кто управляет свойствами воды, способен воздействовать на любые процессы, происходящие в мире". Это действительно сегодня подтверждается. Уже хорошо всем известно, что организм человека в среднем на 70% состоит из воды. Это вода клеток, внеклеточной жидкости и сосудистого русла. Вода - это, в первую очередь, растворитель, та среда, в которой протекают все процессы жизнедеятельности, все биохимические и биофизические превращения. Без воды невозможно существование живых структур, вода сама является живой структурой, вода и есть жизнь. Поскольку все в живом мире подчиняется триединству; материя существует в веществе, информации и энергии, то естественно вода как живая система триедина: материя, информация и поле. В природе триединство воды проявляется в том, что это один из минералов природы, который может одновременно существовать в трех состояниях: кристалл (лед) жидкость, газ (пар) и соответственно проявлять различные физические свойства. Это триединство связано с проявлением трех различных фазовых состояний воды. В естественном, жидком состоянии, проявляется триединство свойств воды: материя, информация и поле, которые вместе и объясняют все свойства воды в природе.
Информационные свойства воды. Возможно, наиболее важной и сложной для понимания, являются информационные свойства воды.
У воды есть "память", т.е. вода благодаря триединству своей структуры способна запоминать любую информацию Природы. Феномен структурной памяти воды, который впервые экспериментально доказали японские ученые, позволяет воде впитывать в себя, хранить и обмениваться с окружающей средой данными, которые несет свет, звук, любое физическое поле, мысль и обычное слово человека. Все это может сохранять в себе структурная память воды. Биоэнергетические свойства воды Хорошо известно нам, что можно часами, не уставая, смотреть на струящийся поток воды, который завораживает и успокаивает. Чем вода так завораживает, питает энергию человека?
Текущая вода постоянно забирает энергию Космоса и в чистом виде отдает её в окружающее околоземное пространство, где она поглощается всеми живыми организмами, располагающимися в пределах досягаемости потока, поскольку образование текущей водой биополе постоянно увеличивается за счет отдаваемой энергии. Чем быстрее движется водный поток, тем сильнее это поле.

КАПЕЛЬКА:
Еще 2500 лет назад персидский царь Кир во время походов пользовался водой, сохраняемой в серебряной посуде. В древней Индии для обезвреживания воды от микробов в нее погружали раскаленное серебро.  Впервые научные наблюдения над серебряной водой в конце XIX в. провел швейцарский ботаник Негели. Серебряная вода используется при полетах космонавтов. В Японии и США серебро применяется для обеззараживания воды в плавательных бассейнах. В Китае – для производства минеральных и фруктовых вод. Серебряная вода применяется для консервирования сливочного масла и маргарина, молока, микстур и даже для ускорения процессов старения вин и улучшения их вкусовых качеств.
2 страница: химики
“Вода – самое необыкновенное вещество в мире”.

Она необходима нам всегда.
И юный химик, верно, пожелает
Узнать, с чем реагирует вода
И как она в реакции вступает.
1.Взаимодействие воды с простыми веществами
Опишет наша первая глава
Процессы водорода замещения,
И как с водой простые вещества
Вступают в непростые отношения.

1. Реакции воды с металлами
Кусочек лития пинцетом взят.
Отметьте, что условия обычны.
Опустим в воду тут же результат:
Пошла реакция, она экзотермична.
Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет,
А тот, ликуя, что свободным стал,
Шипит и литий по воде гоняет.
Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес,
С гидроксогруппой в щелочь превращаясь:
2 Li + 2 HOH = 2 LiOH + H2 + Q.
Обнаружить щелочь помогает индикатор фенолфталеин.
А индикатор проливает свет
На появленье оснований сильных:
Раствор в малиновый окрасив цвет,
Групп подтвердит наличие гидроксильных.

2. Реакции воды с неметаллами

И неметаллы могут вытеснять
Газ водород из водяного пара.
К примеру, угольки мы можем взять.
Но предварительно задав им жару:
С + Н2О = СО + Н2.
Взаимодействие воды со сложными веществами
1. Реакции воды с основными оксидами
Поговорим о сложных веществах.
С оксидами сначала разберемся.
Причем практически, не на словах
Взаимодействия с водой коснемся.
К оксиду кальция воды прилить
Вмиг в гидроксид случится превращение.
Так мы «пушонку» можем получить,
Ведь происходит извести гашение:
СаО + Н2O = Са(ОН)2 + Q.
В природе есть железная руда,
Железняки основные оксиды.
Так вот, не растворяет их вода.
Но мы не держим на нее обиды:
Fe2O3 + H2O =
Fe3O4 + H2O =
2. Реакции воды с кислотными оксидами
Нам так приятен летнею порой
Вкус кислый газированной водицы!
А обусловлен он, представьте, кислотой,
И знать реакцию вам пригодится.
Оксид кислотный углекислый газ
С водой соединяется охотно.
Хоть воду эту пили мы не раз,
Не думали, что пьем раствор кислотный.
CO2 + H2O = H2CO3
А под ногами нашими песок
Оксид кислотный.
Только он едва ли
С водой соединиться мог,
Не то бы мы по кислоте шагали:
Н2О + SiO2 =
Так как же общий вывод прозвучит?
У вас уже есть опыт ощутимый:
С водой соединяется оксид,
Когда продукт реакций растворимый.

КАПЕЛЬКА :
У Москвы давно нет своей питьевой воды - импортирует из Тверской и Смоленской областей. Но и той недостаточно: в подмосковных водохранилищах уровень упал на несколько метров. Аналогичная ситуация почти во всех крупных мегаполисах державы.


3 страница: биологи
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где ее не было” Акад. А.А.Карпинский
Ведущий: Не случайно жизнь на земле зародилась в воде. Вода стала первичной средой для эволюции органического мира и входит в состав всех живых организмов. Ее содержание в организме колеблется: в развивающемся зародыше – более 90%, в клетках мышечной ткани – 76%, в клетках костной ткани – 20%. Общая масса воды, содержащаяся в живых организмах, около 2500 кубических км. Все мы состоим на 70% из воды. Чего больше всего в твердой и жидкой пище – воды. С каким веществом впервые знаком новорожденный – водой, в которой его купают. Даже при первом вдохе новорожденный получает воду, которая содержится в воздухе. Где лучше всего себя чувствует человек на отдыхе – во время купания на море, озере. Не даром по некоторым предположениям биологов являлось, что колыбель жизни на Земле были мелководные лагуны

Вода источник питания для растений. В организмах идет обновление воды. Например: в кактусах вода обновляется полностью в течении 28 лет, у черепахи за 1 год, у верблюда за 3 месяца, у человека за 1 месяц. Для человека потеря 6-8% влаги от веса тела вызывает тяжелое состояние, близкое к обмороку, а если потери достигают 10-12%- перестает биться сердце.( без воды человек может прожить только 3 дня, в то время как без пищи от30-до 50 дней). Без воды немыслимо очищение организма от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови, большинство тканей и органов состоят из воды. ^ Содержание воды в организме человека
Головной мозг: Серое вещество Белое вещество
83% 70%

Спинной мозг
74,8%

Почки
82%

Сердце 
79%

Легкие
79%

Мышцы
75%

Кожа
72%

Печень
70%

Скелет
46%

^ Зубная эмаль
0,2% Самая низкая

Плазма крови
92%

Стекловидное тело глаза
99% 2 место

Слюна
99,4% 3 место

Желудочный сок
99,5% 1 место Самое высокое




4 страница: экологи “Вода – эликсир жизни”

Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Причем, подавляющее количество пресной воды находится в ледниках, а на суше, в реках, озерах и под землей – всего 0,6% пресной питьевой воды.  Из всех видов природных ресурсов человечество в наибольшей степени потребляет воду. Суммарный расход воды на одного жителя планеты составляет около 1000т, что в 1000 раз больше расхода топлива и в 10 000 раз превышает расход металлов. Россия занимает после Бразилии второе место по запасам пресной воды .
В настоящее время очень остро стоит проблема пресной воды. Чистой воды в мире не хватает. Перспективные расчеты показывают, что к 2100 году человечество может исчерпать все запасы пресной воды.
В чем заключаются причины дефицита пресной воды? - рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на сравнительно небольших территориях; - создание мощных промышленных центров; - увеличение потребления воды на нужды производства; - освоение новых, ранее малонаселенных районов; - загрязнение водоемов бытовыми и примышленными стоками; - интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель; - снижение способности водоемов к самоочищению; - чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод; Каковы основные виды загрязнения природных вод? - сточные воды промышленных предприятий, содержащие, в том числе соли тяжелых металлов; - сточные воды предприятий коммунального и сельского хозяйства; - остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы; - поверхностно-активные вещества (в том числе и синтетические моющие средства); - тепловое загрязнение; - неорганизованный отдых населения; В 1 л пресной воды может содержаться до 1 г солей. ^ Допустимый уровень содержания примесей в воде: (нормы Европейского сообщества, 1991г).
Вещества, соединения
Содержание примесей, мкг/л
Источники поступления

Алюминий
200
Посуда

Кадмий
5
Промышленные стоки

Калий
12000
-

Натрий
15000
-

Медь
3000
-

Ртуть (органич.соединения)
1
-

Свинец
50
-

Железо
50
Подземные воды

Цинк
200
Посуда

Нитраты
50000
Промышленные стоки, удобрения

Фосфаты
2200
Удобрения, моющие средства

Фтор
1500
Обработка воды

Хлор
40000
Обработка воды

Пестициды
0,5
Обработка растений

Каковы последствия избытка вредных примесей в воде?
Свинец - вызывает анемию, поражает нервную систему человека; - Алюминий - влияет на нервную систему, вызывает ухудшение памяти; - Медь - провоцирует рвоту; - Ртуть - поражает нервную систему; - Нитраты - вызывают аллергию, отравления, могут быть канцерогенами; - Пестициды - могут быть канцерогенами; - Кишечные  бактерии - вызывают опасные заболевания; - Избыток калия и натрия - нарушает функцию почек; - Фосфаты и  нитраты - способствуют цветению воды; - Хлор - при кипячении воды в присутствии органических  примесей может вступать с ними в реакцию, образуя ядовитые хлорорганические соединения. Таким образом, недостаток пресной воды является одной из глобальных экологических проблем современного человечества.  Человек не может обойтись без воды. Человечество, слава Богу, перестало умилённо восторгаться по поводу бурного развития науки и техники в 21 веке. Настала пора спросить себя: а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая окружающий мир в огромную свалку?К сожалению, Мировой океан постепенно становится главным заложником технических "побед". Не умея как следует использовать его ресурсы, мы уже успели основательно загадить когда - то чистые воды. По данным всемирной организации "Объединённая программа защиты окружающей среды" человечество "производит" "20 миллиардов тонн отходов, и 85% из них сбрасывает в водные бассейны. Почти вся эта грязь остаётся в прибрежных акваториях, становясь причиной больших и малых экологических бедствий.
5 страница: специалисты СЭС

    По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды. 

По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" за 2009 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а по микробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.

В Российской Федерации около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51 процент). 

В Российской Федерации не проходят очистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна треть канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационной сети. 


. Думал ли кто из вас, что будут покупать чистую “Люкс” воду?
Воду можно дополнительно опреснять, обессоливать, дегазировать. Во всем мире остро стоит проблема пресной воды. Один из путей ее получения – опреснение соленой морской воды. Разрешить проблему получения пресной воды из морской мечтал еще древнегреческий философ Аристотель. В настоящее время в мире построено около 100 опреснительных станций. Одно из самых удивительных творений рук человека было недавно обнаружено на Соловецких островах: там открыт деревянный водопровод, построенный монахами еще в петровскую эпоху. Деревянные трубы – стволы огромных деревьев длинной около 14 м. и диаметром 60см. Для постройки такого водопровода использовалась морская лиственница, трубы скреплялись кованными обручами. Проведенные обследования водопровода дают возможность с уверенностью сказать, что в такой уникальной системе потери воды практически отсутствуют. Вот такими умельцами были наши предки. С древних времен известно, что 999 болезней из 1000, связаны с качеством питьевой воды. Питьевая вода, которая не соответствует установленному стандарту, может содействовать зарождению и развитию хронических заболеваний внутренних органов, ускорять старение организма, вызывать неприятные ощущения и внутренний дискомфорт. Некачественная питьевая вода, по мнению врачей, сокращает продолжительность жизни от 3 до 7 лет.  Человек для нормальной жизнедеятельности должен каждый день употреблять не менее 3 литров воды в виде напитков и в составе разнообразной пищи. Наиболее полезной, для постоянного употребления, является сырая вода питьевого качества, в которой оптимально уравновешено содержание природных химических элементов и соединений. Оптимальная по составу питьевая вода имеет такие показатели: кальций и магний - 30 - 50 мг в 1 л воды (кальция должно быть больше магния), натрий и калий - до 80 мг, сульфаты - до 50 мг, хлориды - до 50 мг, бикарбонаты - до 200 мг. Вода подобного состава может без каких-либо ограничений постоянно использоваться в сыром виде при условии ее санитарной безопасности. Как хорошо жилось нашим предкам, спокойно набиравшим воду прямо из родников и рек. Увы, сегодня это невозможно. По данным областного Управления Роспотребнадзора, чуть ли не все ростовские источники нынче опасны - пить из них категорически не рекомендуется. Что же можно говорить о водопроводной воде, учитывая катастрофическую ветхость систем водоснабжения

. Водопроводная вода наполнена сверх всякой нормы многими органическими соединениями. Врачи бьют тревогу: пропуская жидкость, наш организм действует, словно фильтр, оставляя в себе все содержащиеся в воде примеси! А вывести соли тяжелых металлов чрезвычайно сложно, почти невозможно! Нитраты поражают дыхательную систему и сердце, поэтому готовить на водопроводной воде не рекомендуется. Алюминий накапливается в головном мозге и забивает печень. Но коварнее всех хлор, тот самый который добавляют, перед тем как пустить воду по трубам. Чтобы избавиться от запаха мы, как правило, пробуем её кипятить. Однако именно при кипячении хлорированной воды образуются опаснейшие органические соединения, наполняя питьевую воду канцерогенами и токсинами. Соли хлора хорошо выпадают в осадок при замораживании и последующем размораживании, т.е. таким образом можно частично себя обезопасить. Кроме этого, питьевая вода может быть санитарно- опасной, другими словами, содержать болезнетворные бактерии в случаях недостаточного ее обеззараживания на сооружениях водоподготовки, загрязнения микроорганизмами во внешних и внутренних водопроводных сетях, использования грязной или использованной больными посуды. Питьевая вода особенно опасна в том случае, когда в водопроводную сеть каким-либо путем попадает сточная вода из канализационной сети. Возможными последствиями этого могут быть заражения воды бактериями брюшного тифа, холеры, паратифа, дизентерии, а также вирусами гепатита. Для определения качества воды требуется проведение большого числа разнотипных анализов - химических, физико-химических, санитарно- бактериологических. Набор разнохарактерных определений обусловлен сложностью состава примесей воды и большим разнообразием целей, для которых выполняется анализ. Основными задачами, решаемыми на основе анализов, являются: - оценка санитарно-токсикологического состояния воды; - определение пригодности воды для конкретного вида потребления; - определение степени и характера загрязненности воды; выявление возможности применения тех или иных методов очистки воды; - управление процессами очистки воды и контроль работы сооружений. При оценке воды есть показатели, общие для всех категорий воды, но есть и специфические, необходимые для характеристики той или иной воды. 

В стиральных машинах накипь появляется не из-за воды, а из-за стирального порошка. Если взять порошок, развести 1/3 столовой ложки в 1 стакане воды и перемешать, то можно увидеть осадок, который будет плавать в стакане и не растворится никогда. Это "утяжелитель" порошка. В России - это пластиковая стружка, в Финляндии - каменная крошка. Добавляется исключительно как маркетинговый ход (реклама). Если положить в стакан железные гвозди, и оставить на 1-2 месяца, то гвозди обрастут ржавчиной, вода станет темно бурого цвета, непрозрачной. Можно представить, что происходит со стиральной машиной.

А можно ли очисть воду собственными силами, в бытовых условиях? 1 способ – отстаивание: Если приходится пить воду из-под крана, ее желательно подвергнуть отстаиванию хотя бы в течение суток. Конечно, артезианской она от этого не станет, но зато улетучится хлор. Кроме того, осядут на дно механические примеси типа песка, ила, соединения железа, некоторые микроорганизмы. Чем медленнее вода движется по трубам, тем примесей набирается больше. Быстрее всего вода бежит по трубам вечером, в период максимального водорасхода. А значит, лучше всего набирать воду для питья в вечерние часы и ставить отстояться. Но, конечно, независимо от времени суток, надо еще на эту самую воду и поглядывать. Если она грязно-ржавая и пахнет тиной, значит, в водопроводе произошла какая-то очередная авария. Бытовой фильтр такую ржавчину, конечно, задержит, но это, возможно, будет его последним добрым делом: ресурс фильтрующего картриджа на ржавой воде уменьшится в несколько раз. ^ 2 способ- кипячение:  Позволяет избавиться от временной жесткости, хлора и большей части бактерий. Кипятить следует достаточно долго и с открытой крышкой: есть шанс, что тогда чайник покинет кое-какая летучая вредная органика. Только вот любая вода после кипячения становится абсолютно невкусной. Нагревание удаляет из нее весь кислород, делает как бы "мертвой". ^ 3 способ- замораживание: При замерзании воды лучше отделяются взвешенные частицы. Особенно, если только слегка приморозить воду и выбросить лед, вобравший песчинки, или прочий мусор, - вода явно станет прозрачнее. Но замораживание не освобождает воду от химических примесей.  ^ 4 способ- фильтрование воды через природные материалы:  В природе вода медленно осветляется и очищается, проходя через десятки и сотни метров пористых горных пород в течение многих дней и недель. Попытки достичь того же эффекта в домашних условиях заранее обречены на неудачу. Нужны сотни тонн песка, известняка или глины, чтобы действительно очистить несколько десятков литров воды. Но если из крана идет мутная, ржавая жидкость, то можно попробовать профильтровать ее через слой песка - часть механических примесей удастся задержать.  Общий вывод довольно неутешителен: ни один из домашних методов очистки воды не позволяет избавиться от самых опасных загрязнителей - тяжелых металлов и других вредных химических соединений. ^ Улучшить качество воды можно одним из следующих способов: Улучшить качество питьевой воды можно с помощью фильтров.  Если в доме нет очистителей воды, то рекомендуется взять на заметку следующие рецепты: - в местностях, где воды немного, пить ее следует с небольшим количеством уксуса: 1 л воды – 1-2 чайные ложки яблочного уксуса и меда, 3 - 5 капель 5%-го йода (в такой среде микробы погибают за несколько минут); - изготовить из шерсти фитиль, опустить один его конец в посуду с водой, а другой - в пустую. Вода станет капать, из полной в пустую посуду уже хорошо очищенной. Это один из лучших способов, - через такую очистку воду можно пропускать несколько раз; - вскипятить горькую или плохую воду и бросить в нее чистую глину и клубки шерсти, затем вынуть их и отжать. Отжатая вода будет гораздо лучшего качества; - соленую воду можно пить, добавив в нее ягоды боярышника; - 10 - 15 листьев рябины на 1 - 3 л воды делают ее чистой через 2 часа (даже болотную, охотники это знают). Листья можно использовать повторно, только надо осторожно промыть чистой водой и затем уже настаивать не менее 3 часов. Листья высушивают в тени и для хранения складывают в деревянный ящик или картонную коробку.
Наиболее полезна для организма натуральная подземная вода, которая добывается из источника и разливается непосредственно в месте добычи с применением современных технологий, исключающих влияние наружной среды и контакт с человеком. Расположенные глубоко в земле такие источники имеют естественную природную защиту в виде пластов глины и кварцевого песка, что исключает попадание в воду загрязнений из внешней среды. Эта вода не только утоляет жажду, но и способствует оздоровлению организма. КАПЕЛЬКА :
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Не давайте воде убегать в раковину в тот момент, когда вы чистите зубы - не поленитесь лишний раз закрыть, а потом открыть кран. Наливая в ванну не 200, а, к примеру, 150 литров воды, вы ни в чём себя не обделяете, но воду экономите. Если вместо ванны примете душ, то вам хватит, чтобы отлично вымыться, всего 100 литров воды. Чувствуете разницу? А сколько воды способен загубить один неисправный кран на кухне? Думаете, если из него тихонько капает вода, так это ничего особенного? Пустяк? Ошибаетесь! Это выливаются без пользы миллионы кубометров чистейшей, прошедшей все фильтры и стадии очистки воды. Капля за каплей, капля за каплей: В этом случае экономить воду нам помогают керамические прокладки, которые ставят в новых смесителях. С ними можно не вызывать сантехника несколько лет. Экономя воду, мы с вами не только тратим меньше денег.

Мини-викторина (для слушателей)
1. К какому классу неорганических ве-
ществ относится вода? (оксид)
2. Какой воздух при одинаковых темпера-
туре и давлении тяжелее – сухой или
влажный?
(Сухой, Mr (H2O) < Mr (воздуха).
3. Почему яйцо не тонет в соленой воде?
(Плотность соленой воды больше, чем
пресной, поэтому ее выталкивающая си-
ла больше).
5. Можно ли сушить белье на морозе?
(Можно: лед тоже испаряется).
6. Назовите самый большой в мире
водопад. (Ниагарский, Сев. Америка).
7. В каком органе человека содержится
наибольшее количество воды, а в каком
– наименьшее?
(99% – в теле глаза, 0,2% – в зубной
эмали).
8. Почему стальная игла не тонет в абсо-
лютно чистой воде? (Ее удерживают си-
лы поверхностного натяжения).
9. Назовите десять состояний воды, приня-
тых в метеорологии (Пар, лед, дождь,
роса, снег, туман, иней, град, облака, ту-
чи).


6 страница : ВОДА и ИСКУССТВО

« Вода Удивительная, парадоксальная, загадочная ,непостижимая, уникальная Она была и остается музой, источником вдохновения поэтов, художников, композиторов. Многие годы ученые, философы, естествоиспытатели разгадывают тайны этого великого создания природы
Сколько великих умов человечества вдохновило на научные, литературные и художественные творения это воистину удивительнейшее вещество на Земле!» Живая сияющая стихия неизменно пленяла художников и поэтов.
«Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы!», - С.Т. Аксаков.
Вот перед вами рисунки и репродукции картин о воде: «Лодка на берегу»- Гюстав Курбе, он написал ее в 1863 году. В этот период художник создает около 25 видов моря и осеннего неба.

Стихотворения: «С добрым утром!» С. Есенин. «Утро» И. Никитин. «Бежин луг» И. Тургенев. «Какая бывает роса на траве». Л. Толстой. «Лето красное, росы студёные» Л. Мей. «В июле». Н. Греков. «Нивы сжаты, рощи голы». С. Есенин. «Поёт зима - аукает» С.Есенин. «В зимнюю стужу» (отрывок) Г.Скребицкий. «Весенний дождь» А.Фет. «Весенняя гроза.» Ф.Тютчев. «Как дымкой даль полей закрыв» И.Бунин. «Гроза прошла» А.Блок. «Снег да снег.» А.Блок. «Пал первый снег.» А.Прокофьев. «Берёза.» С.Есенин. «Серебро огни и блёстки» В.Брюсов. «Весна» А.Плещеев. «Русский лес», «Зимняя ночь» И.Соколов-Микитов. «Чародейкою зимой», «Весенние воды.», «Ещё земли печален вид» Ф.Тютчев. «Мама глянь-ка из окошка», «Заря сквозит оттенком алым»А.Фет. «Под голубыми небесами», «Вот север, тучи нагоняя» А.С.Пушкин. «Бушует полая вода» И.Бунин, «Вот уж снег последний в поле тает» А.Толстой. Всемирный “День воды” отмечается 22 марта. Вот и всё о воде. Впрочем, разве можно рассказать о воде "всё"? Ведь с каждым годом, каждым веком мы узнаём о ней всё больше нового и интересного. И кто знает, может быть, лет через сто наши внуки вдруг прочитают в газете, что где-то обнаружили воду из старой сказки - живую и мёртвую. И все будут радоваться тому, что ещё одну тайну воды отгадали. И будут ждать новых открытий.  А пока будем беречь, как самое большое в мире богатство, ту самую "простую" воду, что течёт из водопроводного крана, плещется в реках и озёрах; ту, что мы пьём из чистого, как слеза, родника. Ведь и безо всяких сказок ясно, что эта вода - живая. А мёртвой её, загрязняя водоёмы, делаем мы, люди. Помните об этом. Что главнее для природы? Ну, конечно, это воды!  Есть моря и океаны,  Изморозь, роса, туманы,  Иней есть, есть облака,  Есть озёра, есть река.  Капли есть, и дождь, и град Ливень есть, есть водопад,  Лёд, снежинки, есть шуга,  Есть пурга и есть снега, Есть колодцы, и есть тучи, Есть источник, и есть ключик,  Есть болота, есть пруды Есть каналы для воды И позёмка тоже есть. Всей воды не перечесть. Не о том сейчас здесь речь. ВОДУ НАДОБНО БЕРЕЧЬ! Ведущий :
И хочется закончить красивыми строками: Слово КАПЕЛЬКЕ:
Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана, И все это – только вода Высокие гребни вздымая,  Бушует морская вода И топит как будто играя,  Большие морские суда. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это А в сущности –только вода!



Использованная литература:

1. «Химия воды и микробиология», Т.А. Карюхина, И.Н.Чурбанова, Москва, Стройиздат, 1983г. . «Химическая энциклопедия», ТТ. 1,2,3, издательство «Советская энциклопедия», Москва,1990 год. 3.Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» - М; «Высшая школа», 1992. 4.Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. «Вода и жизнь на Земле» - М; Наука, 1981. 5. Крицман В. А., Станцо В. В. Энциклопедический словарь юного химика.- М;Издательство «Педагогика», 1990.  6. Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» - М; «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006. Антонченко В.Я. Основы физики воды1991 – 672с. 7. Петрянов И.В. самое необыкновенное вещество в мире. Педагогика 1981г 8. Шустов С.Б. Шустова Л.В – Химические основы экологии: Учеб. Пособие для учащихся шк. Гимназий. М.: Просвещение.1994.-239с. 9. Васильева Т.К. О воде – только в стихах.//Химия в школе. – 2006. - №10. – С. 52 – 54.
10.Данина Е.Н. Вода – самое обыкновенное и необыкновенное вещество. //Первое сентября: химия. – 2007. - №8. – С. 29 – 31.
11.Залетило С.С. Вода. Очистка воды. //Химия в школе. – 2007. - №4. – С. 36 – 39.
Золотова Н.А. Известная и неизвестная вода. //Химия в школе. – 2002. - №8.- С. 85 – 87.
13. Маршанова Г.Л. Вода в природе и жизни человека.//Первое сентября: химия. – 2006. - №18. – С. 31 – 37.
14. Яковлева Н.М. Вода – сама жизнь. Дефицит пресной воды. Вода твоей земли.//Первое сентября: химия. – 2007. - №1. – С. 39 – 48.

10.  Интернет-ресурсы: Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
web.ru[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 http://digicam.ru/forums/viewtopic.php?t=901&view=previous&sid=2f
 http://www.altai-raft.ru/sl2003_2.html
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 http://www.ncw.ru/ru/all_about_water/water/index.php?id=31
 http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k19.htm
 http://promzona.vov.ru
;www.aqua- club.ru; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; ,




2



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315